→ Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания. Дмитриевская суббота: история установления и традиции поминовения усопших

Дмитриевская родительская суббота: приметы, традиции, поминания. Дмитриевская суббота: история установления и традиции поминовения усопших

Чем отличается Дмитриевская суббота от остальных дней поминовения усопших – иеродиакон Иоанн (Курмояров)

Димитриевская (Дмитриевская) родительская суббота – суббота перед днем памяти святого вмч. Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), когда совершается поминовение усопших несмотря на то, что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. В русских рукописях Дмитриевская родительская суббота упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах («Типиконах», «Минеях») и лишь изредка указывается в оригинальных русских памятниках – соборных «Чиновниках» и монастырских «Обиходниках». Одно из первых упоминаний Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения усопших содержится в сборнике новгородского происхождения XV в. В монастырских «Обиходниках» Дмитриевская родительская суббота является днем поминовения усопшей братии.

Почему суббота? Потому что в субботу Господь Своей душой пребывал с умершими в аду: Христос сошел в ад сразу по разделении души с телом, а в субботу Господь пребывал в аду и выводил оттуда ветхозаветных праведников.

Вне монастырей Дмитриевскую родительскую субботу воспринимали как день заупокойной молитвы обо всех усопших верных. Царь Иоанн IV Грозный повелел в эту субботу «петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить». В «Чиновнике» московского Успенского собора под 23 октября содержится следующая запись 2-й половины XVII века: «Пред памятью святаго великомученика Димитрия в пяток вечера бывает панихида по всех православных христианех». В старообрядческих рукописях встречается компиляция из «Обиходников» и «Уставов», посвященная Дмитриевской родительской субботе с заглавием: «Подобает ведати о суботе иже пред праздником великомученика Димитрия Солунского».

В XVII веке Дмитриевскую родительскую субботу, по всей вероятности, еще не связывали с поминовением воинов, павших в Куликовской битве. Сказания о Куликовской битве также не содержат указания об установлении Дмитриевской родительской субботы князем Дмитрием Донским. Только в Киприановской редакции «Сказания о Мамаевом побоище», созданной в середине XVI века и дошедшей до нас в составе Никоновской летописи, повествуется о том, что блгв. князь обращался к прп. Сергию со словами: «И чтобы тебе пети понафида и служити обедня по всех по них избьенных. И тако бысть, и милостыню даде, и преподобного игумена Сергия корми, и всю братию его», но и в этих словах Дмитриевская родительская суббота не связывается с Куликовской битвой. Можно предположить, что ассоциация Дмитриевской родительской субботы с поминовением павших на поле Куликовом появилась только в XVIII или даже в XIX веке.

Свт. Филарет Московский (Дроздов) писал в письме к А. Н. Муравьеву от 26 ноября 1845 г.: «О Дмитриевской субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием павших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской родительской субботы с Куликовской битвой распространилось и стало господствующим. 22 августа 1903 года был издан императорский указ, предписывающий в войсковых частях совершать в Дмитриевскую родительскую субботу панихиды по усопшим воинам. Согласно утверждениям некоторых современников, и до издания этого указа «русская армия чтила память всех павших в Куликовской битве» в эту субботу.

На Руси в народной среде Дмитриевская родительская суббота считалась одним из главных поминальных дней. В период между праздником Казанской иконы Божией Матери и днем памяти вмч. Димитрия, или Дмитриевской родительской субботы, не играли свадеб.

В случае совпадения Дмитриевской родительской субботы с праздничным днем (например, с 22 октября – днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1885, 1900 и 1906 годах, когда Дмитриевская родительская суббота совпадала с 21 октября – днем восшествия на престол имп. Николая Второго, Священный Синод переносил поминовение на пятницу, 20 октября – день кончины императора Александра Третьего.

(Статья «Димитриевская родительская суббота» // Православная Энциклопедия. Издается Русской Православной Церковью по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр. «Православная Энциклопедия». М., 2006. Т. 14. «Да-Ди». С. 719–721).

Димитриевская родительская суббота - день поминовения усопших христиан. В дни всеобщих панихид принято молиться за души родственников и близких, которых нет в живых.

История православного праздника

Дмитриевскую родительскую субботу отмечают давно. Празднование победы Дмитрия Донского над Мамаем было омрачено большим горем: многие семьи потеряли своих близких на поле боя. Павшие пожертвовали своими жизнями для того, чтобы их род процветал и не был притеснён. Князь постановил поминать павших воинов, в числе которых были православные монахи. Спустя время сложилась традиция поминовения усопших каждый год.

Со временем помин воинов отошел на второй план. В современном мире принято молиться за упокой души близких родственников, в основном родителей.

Какого числа Дмитриевская родительская суббота

Поминальная родительская суббота в этом году состоится 5 ноября. Это ближайшая суббота после дня поминовения великомученика Дмитрия Солоунского. По старому стилю поминовение проходит 26 октября. Православный календарь праздников на 2017 год даст информацию о последующих родительских субботах.

Подготовка традиции дня

Традиционно накануне Дмитриевской субботы, вечером, православные христиане отправляются в церковь на богослужение и приносят записки с именами того, кого бы хотели помянуть. Также в качестве пожертвования в хаме оставляют дары. Ими могут служить такие продукты, как хлеб, фрукты, овощи, чай, крупы, мука, сахар.

В родительскую субботу не обязательно посещать церковь и богослужения, чтобы помянуть усопших родственников. Достаточно прийти на могилу или же помолиться дома. Если молитва произнесена искренне и от всего сердца, она обязательно будет услышана. Молиться можно следующим образом:

«Упокой, Господи, души рабов Твоих: (перечисляются имена всех почивших родственников), прости им все грехи вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное».

Молятся не только за крещенных христиан, но и за тех, кто не был воцерквлен. Молитва помогает душам обрести покой и попасть в царствие небесное. Молитва развивает наши сердца , помогает понять, что стать хорошим человеком не получится без заботы о других. Творите добро, совершенствуйте себя и свою душу и не забывайте нажимать на кнопки и

05.11.2016 05:41

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...

Праздник Крещения ежегодно отмечают 19 января. Приметы и традиции, собранные многими поколениями, дошли до наших...

Ди-мит-ри-ев-ская ро-ди-тель-ская суб-бо-та - один из ос-нов-ных по-ми-наль-ных дней рус-ско-го Пра-во-слав-но-го ка-лен-да-ря.

Во-об-ще же каж-дая суб-бо-та - осо-бый день для хри-сти-ан. К суб-бо-те, по биб-лей-ско-му по-вест-во-ва-нию, за-вер-ши-лось тво-ре-ние ми-ра, и она ста-ла «днем по-коя», - по-это-му мы на-зы-ва-ем этот - по-след-ний день неде-ли (под-чёр-ки-ваю - по-след-ний!) несколь-ко из-ме-нен-ным ев-рей-ским сло-вом шаб-бат ). Но в этот же день уснув-ший пло-тью Хри-стос за-вер-шил вос-со-зда-ние это-го «об-вет-шав-ше-го» - вет-хо-за-вет-но-го - ми-ра и, сой-дя во ад, воз-ве-стил на-ча-ло но-вой жиз-ни. Помни-те тро-парь из Пас-халь-ных Ча-сов? «Во гро-бе пло тски (пло-тью), во а де же с душе ю (ду-шой), я ко (как) Бог, в раи (раю) же с раз-бой-ни-ком, и на пре-сто-ле был еси , Христе , со Отце м и Ду-хом, вся ис-полня я неопи сан-ный».

По-это-му в каж-дую суб-бо-ту со-вер-ша-ет-ся по-ми-но-ве-ние усоп-ших, - не по-ки-нув-ших нас на-все-гда, но тер-пе-ли-во жду-щих по-след-не-го дня все-об-ще-го Вос-кре-се-ния. Сре-ди этих дней вы-де-ля-ют-ся осо-бые об-ще-цер-ков-ные еже-год-ные - «ро-ди-тель-ские суб-бо-ты», на-зван-ные так по-то-му, что каж-дый хри-сти-а-нин мо-лит-ся преж-де все-го за сво-их ро-ди-те-лей.

Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та по-лу-чи-ла своё на-зва-ние от име-ни свя-то-го ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ди-мит-рия, ко-мен-дан-та гре-че-ско-го го-ро-да Со-лу-ни (или Фес-са-ло-ник), каз-нён-но-го за ис-по-ве-да-ние хри-сти-ан-ства в 306 го-ду (его па-мять 26 ок-тяб-ря / 8 но-яб-ря). Он был че-ло-ве-ком во-ен-ным - и по-то-му счи-та-ет-ся по-кро-ви-те-лем во-и-нов, а на ико-нах изо-бра-жа-ет-ся в до-спе-хах и с ко-пьем. Уста-но-вил же этот день, со-глас-но пре-да-нию, дру-гой Ди-мит-рий - наш слав-ный ве-ли-кий князь Ди-мит-рий Дон-ской - по-сле зна-ме-ни-той Ку-ли-ков-ской бит-вы, слу-чив-шей-ся 8 сен-тяб-ря 1380 го-да, то есть в празд-ник Рож-де-ства Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы (по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю).

«И оста-вал-ся ве-ли-кий князь за До-ном на том ме-сте во-семь дней, - от-ме-ча-ет ле-то-пи-сец, - до тех пор, по-ка не смог-ли от-де-лить хри-сти-ан от нече-сти-вых та-тар: ко-го смог-ли, схо-ро-ни-ли, а о про-чих зна-ет Бог, ведь со-вер-ши-лось это Бо-жьим су-дом. И ве-лел ве-ли-кий князь свя-щен-ни-кам петь над-гроб-ные пес-но-пе-ния над уби-ты-ми, и вос-пе-ли свя-щен-ни-ки веч-ную па-мять всем пра-во-слав-ным хри-сти-а-нам, уби-тым та-та-ра-ми на по-ле Ку-ли-ко-вом, меж-ду До-ном и Ме-чей. И сам ве-ли-кий князь со сво-им бра-том и остав-ши-ми-ся во-и-на-ми воз-гла-си-ли гром-ким го-ло-сом с пла-чем и сле-за-ми мно-ги-ми веч-ную па-мять» (Ска-за-ния и по-ве-сти о Ку-ли-ков-ской бит-ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж-дый год суб-бо-та, пред-ше-ству-ю-щая дню па-мя-ти Ди-мит-рия Со-лун-ско-го, по-свя-ща-ет-ся хри-сти-ан-ско-му по-ми-но-ве-нию усоп-ших, в первую оче-редь - по-ми-но-ве-нию во-и-нов, «на по-ле бра-ни за Оте-че-ство жизнь свою по-ло-жив-ших» .

Юрий Ру-бан
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия


За-упо-кой-ное Апо-столь-ское чте-ние

Я ни-че-го не мо-гу де-лать Сам от Се-бя: как слы-шу - так и сужу, и суд Мой спра-вед-лив; по-то-му что не ищу Мо-ей во-ли, но во-ли по-слав-ше-го Ме-ня [От-ца]».

При-ме-ча-ния

Хо-чу на-пом-нить, что в XIV ве-ке 8-е сен-тяб-ря по юли-ан-ско-му ка-лен-да-рю со-от-вет-ство-ва-ло 16-му сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му (хо-тя сам этот ка-лен-дарь был вве-дён позд-нее). Это и есть ис-то-ри-че-ски без-услов-ная да-та Ку-ли-ков-ской бит-вы. По-это-му по-пыт-ки от-ме-чать это со-бы-тие в на-сто-я-щее вре-мя 21 сен-тяб-ря, сов-ме-щая с празд-ни-ком Рож-де-ства Бо-го-ро-ди-цы, ос-но-ва-ны на эле-мен-тар-ной хро-но-ло-ги-че-ской без-гра-мот-но-сти. (Рож-де-ство Бо-го-ро-ди-цы при-хо-дит-ся на 21 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю толь-ко в XX—XXI сто-ле-ти-ях; в XXII ве-ке сме-стит-ся на 22 сен-тяб-ря и т. д.)

Ра-ди ис-то-ри-че-ской спра-вед-ли-во-сти сле-ду-ет сде-лать уточ-не-ние. Эта суб-бо-та - наш на-цио-наль-ный по-ми-наль-ный день, ос-но-ван-ный на пре-да-нии. По-это-му Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты нет ни гре-че-ском, ни да-же в Рус-ском офи-ци-аль-ном Цер-ков-ном уста-ве (Ти-пи-коне). Непо-сред-ствен-ное уча-стие в его уста-нов-ле-нии Ди-мит-рия Дон-ско-го то-же под-вер-га-ет-ся обос-но-ван-но-му со-мне-нию. Как пи-шет из-вест-ный ав-тор мно-го-крат-но пе-ре-из-да-вав-ше-го-ся ру-ко-вод-ства по бо-го-слу-жеб-но-му уста-ву, «Ди-мит-рий Дон-ской, по-сле по-гре-бе-ния уби-тых на по-бо-и-ще, при-ка-зал там со-вер-шить па-ни-хи-ду по ним. За-тем, воз-вра-тясь в Моск-ву 21 сен-тяб-ря (29 сен-тяб-ря по гри-го-ри-ан-ско-му ка-лен-да-рю. - Ю. Р.), по-ве-лел по всем церк-вам её от-пра-вить па-ни-хи-ду об уби-ен-ных. На-ко-нец, по при-бы-тии в Тро-и-це-Сер-ги-е-ву лав-ру, при-ка-зал и там со-вер-шить па-ни-хи-ду (Рус-ская ле-то-пись по Ни-ко-нов-ско-му спис-ку, изд. Имп. Ака-де-мии на-ук, т. IV, с. 124). В ле-то-пи-сях не ска-за-но, чтобы Ди-мит-рий Дон-ской ука-зал для по-ми-но-ве-ния во-и-нов суб-бо-ту пред Дмит-ри-е-вым днем <…>», то есть пред днём сво-е-го те-зо-име-нит-ства. «Есте-ствен-но ду-мать, что по-сле кон-чи-ны его на-зна-че-на суб-бо-та пред Ди-мит-ри-е-вым днём для по-ми-но-ве-ния усоп-ших» (Ни-коль-ский К., про-то-и-е-рей . По-со-бие к изу-че-нию Уста-ва бо-го-слу-же-ния Пра-во-слав-ной Церк-ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

При опре-де-ле-нии да-ты Ди-мит-ри-ев-ской суб-бо-ты в кон-крет-ном го-ду на-до учи-ты-вать сле-ду-ю-щие ка-лен-дар-но-бо-го-слу-жеб-ные по-прав-ки (во из-бе-жа-ние пу-та-ни-цы, да-лее все да-ты - по но-во-му сти-лю). Ес-ли па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го (8 но-яб-ря) при-хо-дит-ся на вос-кре-се-нье, то мы по-лу-ча-ем са-мую позд-нюю Ди-мит-ри-ев-скую суб-бо-ту - 7 но-яб-ря. Ес-ли же па-мять Ди-мит-рия Со-лун-ско-го при-хо-дит-ся на суб-бо-ту, то эта суб-бо-та не мо-жет быть ро-ди-тель-ской - и па-ни-хи-да пе-ре-но-сит-ся на пред-ше-ству-ю-щую суб-бо-ту (1 но-яб-ря). Но ес-ли с суб-бо-той пе-ред па-мя-тью св. Ди-мит-рия сов-па-да-ет празд-ник Ка-зан-ской ико-ны Бо-жи-ей Ма-те-ри (4 но-яб-ря), то Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та со-вер-ша-ет-ся ещё од-ной неде-лей ра-нее. Ис-хо-дя из этих пра-вил, мож-но лег-ко опре-де-лить, что са-мая ран-няя Ди-мит-ри-ев-ская суб-бо-та мо-жет быть 28 ок-тяб-ря.

«Сло-вом Гос-под-ним» в Древ-ней Церк-ви на-зы-ва-ли из-ре-че-ния цер-ков-ных про-ро-ков. Наи-бо-лее важ-ные за-по-ми-на-лись и в про-цес-се фор-ми-ро-ва-ния Пре-да-ния ста-но-ви-лись мис-си-о-нер-ски-ми или ли-тур-ги-че-ски-ми фор-му-ла-ми. (Бла-го-да-рю за это уточ-не-ние ар-хи-манд-ри-та Иан-ну-а-рия. - Ю. Р.)

Хо-ро-шо зна-ко-мое нам гре-че-ское сло-во кри сис пе-ре-во-дит-ся как «раз-де-ле-ние», «суж-де-ние», «суд», «при-го-вор», «спор», «вы-бор», «окон-ча-ние», «пе-ре-лом-ный мо-мент», «кри-зис». Во-пре-ки од-но-знач-но от-ри-ца-тель-но-му ме-щан-ско-му зна-че-нию («ох, ко-гда же за-кон-чит-ся этот оче-ред-ной про-кля-тый кри-зис и на-сту-пит же-лан-ная ста-биль-ность »!), ра-зум-ный хри-сти-а-нин все-гда пре-бы-ва-ет в со-сто-я-нии кри-си-са - то естьв со-сто-я-нии ду-хов-но-го трез-ве-ния и су-да над сво-и-ми мыс-ля-ми, же-ла-ни-я-ми и по-ступ-ка-ми. Так он го-то-вит-ся к то-му, чтобы по-след-ний и окон-ча-тель-ный Страш-ный Суд (= Страш-ный Кри-зис!) Бо-жий не стал для него неожи-дан-ным и «страш-ным» в пря-мом смыс-ле это-го сло-ва.

В последнюю субботу перед 8 ноября, Днём памяти великомученика Димитрия Солунского, — у православных принято поминать усопших родственников. В 2017 году родительская суббота перенесена на 28 октября из-за совпадения с праздником (4 ноября). Дмитриевская суббота — это последний поминальный день в году, когда поминали усопших предков.

История праздника

фото obozrevatel.com

Традиция поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена князем Дмитрием Донским после битвы на Куликовом поле. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, после чего князь Димитрий Иоаннович посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

Фото obozrevatel.com

Архиепископ Димитрий считал, что Димитриевская родительская суббота заменила собой языческие тризны, существовавшие ранее у славян. Тризна — это часть языческого погребального обряда у восточных славян, которая состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного. Тризна совершалась рядом с местом погребения после сожжения покойника. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок».

Традиции, или что надо сделать в этот день

С начала XX века Дмитровскую субботу праздновали весьма торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных.

В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли «прощальные поминки» по усопшим. Как и любой поминальный день, Дмитровская суббота отмечается совершением панихид, заупокойных молитв, посещением кладбищ и специальными поминальными трапезами.

В народных традиция Дмитровской субботы запечатлелись и бывшие дохристианские обычаи славян, связанные с культом предков. Так, например, помимо церковных заупокойных молитв, накануне субботы было принято оставлять в бане чистую воду и новые веники для душ усопших. Подобным образом на ночь на столе оставляли специально приготовленный обед, чтобы пришедшие предки смогли насытиться. Угощение для усопших относили и на кладбище. Вообще сам размах и масштаб празднования в этот день на Руси свидетельствует о слиянии двух традиций — языческого праздника предков и христианского дня поминовения усопших.

В современной традиции в этот день православные сначала посещают службу в церкви, а затем отправляются на могилы умерших, где поминают усопших.

Накануне, в пятницу вечером, в храмах служится так называемый Парастас — поминальная вечерняя служба. А в саму субботу с утра происходит заупокойная литургия с панихидой. Как пожертвования в этот день принято в храм относить продукты, за исключением крепких спиртных напитков и мясного.

Отметим, Димитриевская суббота — последняя родительская суббота в 2017 году. Следующая родительская суббота – 10 февраля 2018 года.

В 2017 году, из-за совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери, который отмечают 4 ноября, родительская суббота перенесена на 28 октября.

Дмитриевская суббота

Последняя родительская суббота в 2017 году - в этот день в православных храмах проходят панихиды, поминальные литургии и совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Особый смысл Дмитриевской родительской субботы в том, что в этот день совершаются панихиды по всем воинам, павшим за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами Святой церкви.

© photo: Sputnik / Mikhail Ozersky

Икона "Дмитрий Солунский". Псковская школа живописи. XV в.

Дмитриевскую субботу установил князь Дмитрий Донской после кровопролитной битвы на Куликовом поле, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно перед днем Святого Димитрия Солунского, имя которого всегда связывали на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества.

Сначала в этот день молились об упокоении именно тех, ценой чьих жизней была одержана победа. Со временем Дмитриевская суббота стала днем, когда поминают всех "от века (с начала времен) усопших" христиан.

Почему родительская

Название "родительская" скорее всего произошло от традиции называть покойных "родителями", то есть отошедшими к отцам. А еще потому, что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские, в которые православная Церковь молитвенно поминает вообще всех усопших. Таких суббот две: Мясопустная и Троицкая. В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

Остальные родительские субботы не относятся к вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей.

Но с давних времен в народе больше всего почитали Дмитриевскую родительскую субботу. Император Николай II в 1903 году даже издал указ о совершении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим".

Покровитель русских воинов

На иконах Святой Димитрий изображается в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. Русские воины всегда верили, что они находятся под его особым покровительством.

Святой Димитрий родился в городе Солуни (Салоники) в Греции в семье тайных христиан. После смерти отца он стал властителем Фессалоникийской области и защищал город от внешних врагов.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Император потребовал от Димитрия истребления христиан, но вместо этого он стал искоренять языческие обычаи. Узнав об этом император велел посадить его в темницу, где по его приказу темничная стража убила Димитрия копьями. Это произошло в 306 году.

Тело Димитрия выбросили на съедение зверям, но жители тайно похоронили его. При гробе великомученика всегда совершались чудеса и исцеления.

Святой издревле особо почитался на Руси — с первых веков христианства по всей стране построено множество храмов. Русские князья одному из сыновей, обычно старшему, давали имя Дмитрий.

Князь Димитрий Донской был великим почитателем Святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Дмитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба Святого.

Традиции поминания

В Дмитриевскую родительскую субботу по традиции поминают своих усопших родителей в церкви — люди подают записочки за умерших родственников священнику, а также молятся за упокоение их души в загробном мире.

По церковным канонам, чтобы помянуть своих почивших родственников необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида. Утром в поминальную субботу совершается заупокойная литургия, после которой служат общую панихиду.

В этот день обычно приносят в храм угощение для неимущих, которые освящают во время богослужения и позже раздают всем желающим. Также в этот день принято подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

После посещения храмов православные отправляются на кладбище, читают молитвы за упокой души умерших родственников, приводят в порядок могилы. Но, если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших дома.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Обычаи и приметы

Женщины, как и в другие поминальные дни были заняты генеральной уборкой — убирали во дворах, вымывали все лавки, окна, столы. Перед родительской субботой вся семья обязательно мылась, после чего оставляли воду и веник для усопших родственников.

В Дмитриевскую родительскую субботу ужин был особенным и проходил немного иначе, чем в другие поминальные дни — в старину верили, что все усопшие в этот день спускаются на землю в свои родные дома, потому и старались собрать семью в родовых жилищах.

Поминать усопших начинали уже с пятницы и для этого обязательно приобретали новую белую скатерть, которой застилали поминальный стол. На стол как в пятницу, так и в субботу ставили свечи — люди считали, что семья таким образом дает знак умершим, что о них не забыли и вспоминают.

Хозяйки старалась приготовить как можно больше блюд из мяса, но традиционным и основным оставалась фаршированная свиная голова. Также готовили традиционные поминальные блюда — кутью, блины, пироги, а также другие любимые блюда усопших родственников.

На стол подавалось огромное количество пирогов с разными начинками — с мясом, капустой, творогом и так далее. Причем форма обязательно должна быть продолговатой.

За трапезой вспоминали о том, какие были усопшие при жизни, об их добрых качествах и поступках. Также самые старшие в семьях рассказывали молодежи историю семьи и родословную.

В пятницу, после того, как вся семья поужинала, хозяйка дома убирала весь стол, накрывала его чистой скатертью и расставляла столовые приборы с едой и приглашала всех усопших родственников к столу.

На следующий день в субботу за поминальной трапезой каждый член семьи откладывал по одной ложке от каждого яства в отдельную тарелку, а затем это все оставляли на ночь для усопших. Это делалось для того, чтобы души умерших смогли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей.

Рядом с тарелками ставили миску с водой и полотенце, чтобы они смогли умыться после трапезы.

Дмитриевская суббота с давних времен считалась днем перехода от осени к зиме, соответственно много примет было связано и с погодой: Дмитриев день - зима лезет на плетень; на Дмитрия реки замерзают; до Дмитриевской субботы зима не становится.

Люди считали, что, если в этот день холодно и снег выпал - весна будет поздняя, а если оттепель - весна будет теплой.

Материал подготовлен на основе открытых источников

 

 

Это интересно: