→ Каким образом философия изменить мир. Тема философия и ее роль в жизни общества

Каким образом философия изменить мир. Тема философия и ее роль в жизни общества

Ниже приводим 10 философских теорий, которые могут изменить представление о мире.

1. Великое оледенение

Великое оледенение – теория о том, что наша Вселенная движется к своему концу.

Согласно этой идее, Вселенная располагает ограниченным запасом энергии, который, наконец, исчерпается, что приведет к абсолютной мерзлоте. Подразумевается, что тепловая энергия производится при движении частиц, а теплопотеря – естественный процесс, вследствие которого движение частиц замедляется и, видимо, в один прекрасный день все остановится.

2. Солипсизм

Солипсизм – философская теория, согласно которой, не существует ничего кроме индивидуального сознания. На первый взгляд нелепое утверждение. Как можно полностью отрицать существование мира вокруг нас? Но если подумать, то единственное, в чем вы можете не сомневаться, это ваше собственное сознание. Не верите? Задумайтесь на минутку и вспомните свои реалистичные сны. Разве не может быть такого, что все вокруг вас это невероятно сложный сон? Здесь можно возразить: нас окружают люди и вещи, в которых мы не можем сомневаться, потому что мы их слышим, видим, чувствуем их запах и вкус. Но люди, принимающие, например, ЛСД, точно также уверены, что могут коснуться своих наиболее убедительных галлюцинаций, хотя мы настаиваем на «нереальности» их видений.

Ваши сны имитируют ощущения, которые воспринимаются так же, как и информация, полученная от различных участков мозга. Если размышлять в заданном направлении, то в каких аспектах бытия мы можем не сомневаться? Ни в одних. Уверенности нет ни в курице, которую вы съели на ужин, ни в клавиатуре под пальцами. Каждый из нас может быть уверен лишь в собственных мыслях.

3. Философия субъективного идеализма

Джордж Беркли, отец идеализма, утверждал, что все существует как идея в чьей-то голове. Многие считали его теорию глупой, даже некоторые товарищи философа. История гласит, что один из его недоброжелателей с закрытыми глазами пнул ногой камень и сказал: «Так я это опроверг!» Подразумевалось, что если камень действительно существовал лишь в его воображении, то он не мог бы его пнуть с закрытыми глазами. Опровержение Беркли сложно для понимания. Он настаивал на существовании всемогущего и вездесущего Бога, который видит все и сразу. Правдоподобно?

4. Платон и логос

Платон – самый известный философ в мире. Конечно, у него были свои мысли о реальности. Он утверждал, что за пределами воспринимаемой нами реальности, лежит мир «идеальной» формы. Все, что мы видим, это лишь тень, имитация того, что есть на самом деле. Платон говорил, что, изучая философию, у нас появляется шанс мельком увидеть все так, как есть в действительности, обнаружить совершенные формы воспринимаемого. В дополнение к этому потрясающему заявлению, будучи монистом, Платон, утверждал, что все сотворено из единого вещества. То есть, по его словам, алмазы, золото и собачьи фекалии – все состоит из одного и того же базового материала, но в иной форме. С научным открытием атомов и молекул это утверждение в какой-то степени подтвердилось.

5. Презентизм

Время это то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся, и в каждый конкретный момент, как правило, делим его на прошлое, настоящее и будущее.

Презентизм утверждает, что прошлое и будущее это воображаемые понятия и лишь настоящее реально. Иными словами, и сегодняшний завтрак, и каждое слово в этой статье прекратит существовать после того, как вы ее прочитаете, пока вы не откроете её снова. Будущее мнимо, потому что время не может существовать до и после того, как произошло, согласно утверждениям Августина Блаженного.

6. Этернализм

Этернализм – полная противоположность презентизма. Это философская теория, основанная на многослойности времени. Все время существует одновременно, но измерение определяется наблюдателем. То, что он видит, зависит от того, на что он смотрит. Таким образом, динозавры, Вторая мировая война и Джастин Бибер – все существует одновременно, но может наблюдаться только в определенном месте. Если придерживаться такого взгляда на реальность, то будущее беспросветно, а свобода воли – иллюзия.

7. Мозг в банке

Мозг в банке – мысленный эксперимент, занимающий мыслителей и ученых, которые, как и большинство людей, считают, что человеческое понимание действительности зависит исключительно от субъективных ощущений.

Представьте, что вы просто мозг в банке, на который воздействуют инопланетяне или сумасшедшие ученые. Как вы можете об этом узнать? И можете ли вы отрицать вероятность того, что это ваша реальность? Такова современная интерпретация теории «злого демона» Декарта. Этот мысленный эксперимент приводит к аналогичному выводу: мы не можем подтвердить фактическое существование чего-либо, кроме нашего сознания.

Если вы сейчас вспомнили фильм «Матрица», то лишь потому, что эта идея легла в основу научно-фантастического боевика. Только в реальности у нас нет красной таблетки.

8. Теория Мультивселенной

Каждый современный человек хотя бы раз слышал о «мультивселенной» или о «параллельных вселенных». В соответствии с этой гипотезой, многие из нас (теоретически) представляют себе параллельные миры, похожие на наш, с небольшими (или значительными) различиями.

Теория Мультивселенной предполагает, что может существовать бесконечное число альтернативных реальностей. К примеру, в одной из них вас уже убил динозавр, и вы лежите в земле. А в другой – вы могущественный диктатор. В третьей, возможно, вы еще не родились, так как ваши родители еще не встретились.

9. Вымышленный реализм

Это самая увлекательная версия теории мультивселенной. Супермен реален. Да, Гарри Поттер тоже может быть реален. Это учение, учитывая бесконечное число вселенных, утверждает, что все должно где-то существовать. Таким образом, все наши любимые фантастические и фэнтезийные выдумки это могут быть описания альтернативных вселенных, в которых все необходимое сошлось в одном месте, чтобы возможный мир реализовался.

Практическая значимость философии вытекает из того фундаментального факта, что мысль может непосредственно влиять на действие: либо побуждать человека к действию, либо, напротив, тормозить, останавливать действие, отвращать от него.
Цель практической философии: побуждать людей с помощью мысли к правильным, хорошим действиям и отвращать от ошибочных, плохих действий. Говоря более точно, практическая философия - это философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения - в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации). Практический философ (подобно практическому психологу, психоаналитику, врачу, священнику, юристу) организует службу консультирования-собеседования-исповедания. Его задача: консультирование и собеседование по основным вопросам жизни, развития, любви, творчества, здоровья...
Если говорить более развернуто, то необходимость института практического философа диктуется следующим:
1. Философ, в отличие от представителей других профессий (психологов, врачей, юристов, сексологов, священников и т.д.), целостно рассматривает человека, во всех его жизненных проявлениях. Именно он способен разговаривать с человеком как с человеком, учитывать все аспекты человеческого бытия-опыта и как бы дирижировать всем инструментарием воздействий на человека. Психолог-психоаналитик ищет решение человеческих проблем в психике, врач - в восстановлении здоровья, юрист - в эффективном использовании законодательства и т.д. Лишь философ может оценить, какое средство следует использовать в тех или иных ситуациях. И именно он может предложить комплексное использование различных средств, т. е. координировать-дирижировать.
2. Кроме того, философ располагает таким средством решения человеческих проблем, каким не располагает профессионально ни один представитель какой-либо другой человечески-ориентированной деятельности. Этим средством является мысль. Профессиональный философ - это человек, сделавший мышление (рассуждение, аргументацию, убеждение, критику) своей профессией. И именно он, только он, может профессионально использовать мысль-мышление в качестве средства воздействия на человека для решения его проблем.
3. Нужно иметь в виду, что философия незримо присутствует в сознании людей, хотят они этого или нет. Люди так или иначе обсуждают философские проблемы, не называя их философскими. Эти обсуждения большей частью неквалифицированные и невежественные. Целое море псевдофилософских рассуждений можно встретить в теле- и радиопередачах, в кинофильмах, в книгах, газетах и журналах. Кроме того, многие специалисты-человековеды (психологи, врачи, юристы, священники и т.д.) помимо сугубо профессиональных разговоров и рекомендаций ведут со своими клиентами чисто философские беседы и дают советы философского характера. Они работают, по существу, на поле практической философии. Естественно, что все эти обсуждения и рекомендации в большинстве случаев оставляют желать лучшего. Ясно, что здесь должны работать философы-профессионалы. Практическая философия как раз и означает, что философ непосредственно работает с людьми, вместе с ними решает их фундаментальные вопросы жизни. Не с массами, не с аудиторией (как в случае со студентами или читателями), а с каждым желающим индивидуально! Суть практической философии именно в этом: в эксклюзивности, в адресности, в индивидуальном подходе.
4. Некоторые философы считают, что философия не должна снисходить до отдельного человека. Такой взгляд обусловлен, с одной стороны, пониманием философии как очень далекой от конкретного человека, а, с другой, пониманием проблем конкретного человека как ничтожных для философии. В том и другом случае мы имеем дело со своеобразным философским платонизмом, т.е. с абсолютизацией общего-всеобщего и недооценкой единичного, отдельного, специфического. Да, действительно, философия занимается вопросами предельной общности. Но ведь и каждый отдельный человек задумывается над подобными вопросами. Нет общего без отдельного, единичного, как нет и единичного без общего. Любой самый фундаментальный вопрос перипетиен, ситуативен, зависит от конкретной жизни конкретного человека, от его особенностей и особенностей его жизни. И, наоборот, любая конкретная жизнезначимая проблема тысячами нитей связана с решением общих вопросов. Задача практического философа: постоянно высвечивать, проявлять эту связь общего и отдельного, связь фундаментальных философских и конкретных жизненных вопросов.
5. Введением института практических философов возрождается хорошая древняя традиция. В античную эпоху уже был подобный институт практических философов. Это софисты, учителя мудрости, учителя жизни. Среди них были, правда, и такие, кто учил лжемудрости, пустословию, софистике. Тем не менее, изначально в деятельности софистов было рациональное зерно. Своими беседами и мудрыми советами они реально помогали людям.

Практическая философия в истории человеческой мысли. К произведениям практической философии относятся такие, которые содержат мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и имеющие практический смысл, т. е. побуждающие к действию или отвращающие от него. Эти произведения, как правило, не носят характер исследования, а содержат рассуждения, отдельные мысли и рекомендации-советы. В духе практической философии писали Конфуций, многие античные философы, М.Монтень, Ф.Бэкон, А.Шопенгауэр... К произведениям практической философии можно в известном смысле отнести книги американца Дейла Карнеги и нашего Владимира Леви.

Еще по теме 1.4. Практическая философия:

  1. Е.М. Борисова Н.И. Джохадзе. ФИЛОСОФИЯ: Учебно-практическое пособие, 2007
  2. Т е м а 13. ФИЛОСОФИЯ И ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (МАРКСИЗМ)
  3. Т е м а 13. ФИЛОСОФИЯ И ЗАДАЧА ПРАКТИЧЕСКОГО ПЛАН ЛЕКЦИИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБЩЕСТВА (МАРКСИЗМ)

Основные понятия и термины:

Аксиология, антропология, бытие, вера, гносеология, детерминизм, диалектика, догма, догматизм, дуализм, закон, идеализм, идеальное, искусство, категория, концепция, культура, логика, материализм, методология, метод, методология, мировоззрение, мораль, натурфилософия, наука, объективный мир, онтология, принцип, социология, структура, сущность, теория, теория, философия, философский метод, функция, эстетика, этика.

Работа с терминами должна быть зафиксирована в «Словаре философских терминов и понятий».

Первый уровень понимания материала:

Контрольные вопросы для самопроверки:


  1. Что обозначает термин «философия»?

  2. Кем впервые использовано слово «философ»?

  3. Могла ли возникнуть философия до появления мира и религии?

  4. В чем специфика мифологического мышления?

  5. Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ.

  6. В чём специфика философского знания?

  7. Что является предметом философии?

  8. Что является объектом изучения философии?

  9. Как менялись представления о предмете философии в ходе ее развития?

  10. Дайте определение понятию мировоззрения.

  11. Что собой представляет обыденное мировоззрение?

  12. Дайте характеристику теоретическому мировоззрению.

  13. Что есть философское мировоззрение?

  14. Какова сущность материалистического мировоззрения?

  15. Каковы причины идеалистического мировоззрения?

  16. Каково соотношение философии и мировоззрения?

  17. Какие компоненты выделяют в структуре мировоззрения?

  18. В чем различие философского и научного знаний?

  19. Может ли философия выполнять идеологическую функцию?

  20. Как называется учение о нерасчлененности всех форм мышления?

  21. Как называется учение об одушевленности природы?

  22. Как называется учение о первичности материи и вторичности сознания?

  23. Назовите основные исторические формы материализма и идеализма, а также различия между ними.

  24. Какое место занимает философия в системе культуры?
Ответы на данные вопросы должны быть подготовлены в устной форме.

Вопросы для закрепления материала:


  1. В структуре мировоззрения выделяют четыре компонента:

  1. познавательный;

  2. ценностно - нормативный;

  3. эмоционально - волевой;

  4. практический.
Без какого из этих компонентов мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер?

  1. " Философ, - отмечал А. Шопенгауэр, - никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука ". Действительно ли философия является искусством? Имеются ли достаточные основания для отождествления философии и искусства?

  1. В каком разделе философии изучается природа и сущность человеческой деятельности ее, активно - преобразующий характер, виды и формы общественной практики:

  1. онтология;

  2. гносеология;

  3. праксеология;

  4. антропология.
Что изучают другие разделы?

  1. Охарактеризуйте основной вопрос философии. Если возможны два принципиально противоположных ответа на основной вопрос философии , то какими причинами можно объяснить разнообразие философских школ в прошлом и настоящем?

  1. Назовите "вечные" вопросы, которыми занимается философия. Всегда ли эти вопросы имеют отношение только к философии?

  1. Может ли философия изменить мир? Каким образом?

  1. Раскрывает ли, по Вашему мнению, предмет философии следующее определение: "Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления"? Если да - то почему, если нет, то какое определение философии предложили бы Вы?

  1. Немецкий философ И. Кант сформулировал три главных вопроса философии:

  1. Что я могу знать?

  2. Что я должен делать?

  3. На что я вправе надеяться?
Сводным вопросом он считал следующий: что такое человек? Какие философские дисциплины отвечают на эти вопросы?

  1. Какой характерный признак философского способа освоения действительности нашел свое отражение в таких образах философии как "мать наук", "наука наук", "царица наук"? Выражает ли, на Ваш взгляд, этот признак специфику философского знания?

  1. Что такое основной вопрос философии? Что не включает в себя основной вопрос философии?

  1. вопрос о первичности материального и вторичности духовного;

  2. вопрос о познаваемости мира;

  3. вопрос о состоянии и структуре мира;

  4. вопрос о строении материи.
Обоснуйте свой ответ.

  1. Прокомментируйте следующие высказывания:
И. Фихте: "Вся философия не имеет в виду никакой иной цели, как только ответ на поставленные вопросы, а в особенности на последний, высший: каково назначение человека вообще и какими средствами он может вернее всего его достигнуть".

А. Шопенгауэр: "Едва бы люди стали философствовать, если бы не было смерти".

Согласны ли Вы с такими формулировками целей философии? В чем Вы видите главную задачу философии?


  1. Философия основана на:
а) вере в Бога;

б) вере в человека;

в) вере в разум;

г) все ответы не верны.

Обоснуйте свой ответ.


  1. Философский материализм-это
а) стремление человека к материальным благам;

б) признание первичности материи и вторичности сознания;

в) уважение к естественным наукам и технике;

г) прославление человеческого разума.

Выберите правильный ответ и аргументируйте его.


  1. Определите правильное высказывание:

  1. идеалисты утверждают, что мысли, идеи существуют реально;

  2. идеализм признает сознание, определяющее материальное;

  3. идеалисты стремятся подчеркнуть роль идеалов в жизни человека;

  4. идеализм состоит в стремлении человека следовать в жизни определенным идеалам.
Что общего и в чем отличие объективного и субъективного идеализма?
15) Какая функция философии состоит в том, чтобы, вооружая людей знаниями о мире и человеке, оказывать влияние на формирование жизненных установок?

а) мировоззренческая;

б) методологическая;

в) познавательная;

г) аксиологическая.


16) Прокомментируйте высказывание Цицерона: "Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай". В чем он видит предназначение философии?
Эти задания должны быть выполнены в письменной форме.
Второй уровень понимания материала:

Упражнения и задачи:


  1. "Философия есть продолжение жизни, обобщение особого – жизненного опыта… Сначала – быть, потом – действовать и лишь затем из осуществленного бытия и из соответственного, а может быть, и опасного, и даже мучительного делания – философствовать". Прав ли или нет, по вашему мнению, русский философ И. Ильин, представляя таким образом становление философского знания? Обоснуйте свои доводы.

  2. "Философия – такое занятие, такое мышление о любых предметах (физических, нравственных, социальных и т.д.), когда они рассматриваются под углом зрения конечной цели истории и мироздания". Какую особенность философского мышления абсолютизирует М. Мамардашвилли?

  3. "Философия – это сам процесс философствования, непосредственное жизненное духовное действие, которое в отличие от научного познания нельзя ограничить рамками определенного предмета и метода". Прав ли К. Ясперс, отказывая философии в определенном предмете и методах? Ваше мнение об этом.

  4. "То, чего мы в настоящее время ожидаем от философии – это размышления о вечных ценностях, которые, возвышаясь над меняющимися временными интересами людей, обоснованы высшей духовной действительностью. Для философского размышления всюду возникают вопросы, как примирить ценности внутренней жизни личности и массовые ценности внешней жизни в свободном от противоречий единстве". Каково основное предназначение философии с точки зрения немецкого философа конца XIX–начала XX вв. В. Виндельбанда?

  5. "Материя и сознание являются по сути дела конвенциальными понятиями…" – пишет Б. Рассел.
Энгельс утверждает: "Такие понятия, как "материя", "движение"…, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей…".

а) В чем принципиальная разница в суждениях этих двух философов о фундаментальных философских понятиях?

б) Являют ли они разное мировоззрение?


  1. "Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию". (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. С. 282.)
а) Почему именно этот вопрос является основным вопросом философии?

б) Какие ответы на этот вопрос логически возможны?

в) Почему в истории философии господствовали, как правило, монистические системы?

г) Если логически возможны три ответа на основной вопрос философии, то как объяснить разнообразие философских систем в истории философии?

д) Назовите основные исторические формы материализма и идеализма и укажите различия между ними.

7. "Материализм, подобно идеализму, прошел ряд ступеней развития. С каждым составляющим эпоху открытием даже в естественно-научной области материализм неизбежно должен изменять свою форму. А с тех пор как и истории было дано материалистическое объяснение, здесь также открывается новый путь для развития материализма" (Ф. Энгельс).

а) В каких формах существует материалистическое мировоззрение? В чем принципиальная разница между ними?

б) Отрицает ли каждая последующая форма материализма содержание понятия "материя", заключенное в предыдущей форме?

8. "Что касается тех идеологических областей, которые еще выше парят в воздухе – религия, философия и т.д., то у них имеется предысторическое содержание..." (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 37. С. 419.)

а) В какой форме человек осознавал окружающий мир и свою собственную жизнь до возникновения философии?

б) Какова отличительная особенность дофилософского мышления?

в) Приведите примеры пережитков первобытного мышления в обычаях разных народов.

г) Откуда возникла вера в силу магических обрядов?

д) Имеют ли место проявления дофилософского способа мышления сейчас, в цивилизованном мире, в вашем собственном мышлении?

е) Найдите следы древнейшего сознания в нашем языке.

9. Сравните высказывания:

а) "Философия есть учение об отношении "Я" и "не Я", или, что то же, отношение между мышлением и бытием" (А. Лосев).

б) "Исторически каждое новое направление возникло в результате предшествующего философского анализа соответствующего предмета и методов исследования. Благодаря этому философия получила название "матери всех наук" (Эммери Ф.).

в) "Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей" (Данем Б.).

Укажите, какие функции философии определены в этих суждениях?

10. Следующие понимания философии являются более распространенными:

а) Философия – это учение о сущем (о мире, о природе и т.д.);

б) Философия – это учение о познании;

д) о сущности человеческой истории.
24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц;

б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле Всевышнего;

в) материя – это объективная реальность;

г) атрибутом материи является движение;

д) пространство и время формы живого восприятия.
25. Что является объектом философского знания:

1. сфера художественной деятельности человека;


  1. нравственность;

  2. политико-правовое регулирование общественной жизнью;

  3. человек и его отношение к миру.

Ответы на тестовые задания должны быть зафиксированы в письменной форме.
Задания повышенной сложности:

ЦЕЛЬ: Развитие навыков философского анализа.

УСТАНОВКА: Любой текст допускает неопределенное множество толкований. Это и поиск первоначального, т.е. авторского смысла текста, это и способность связывать с текстом полученные ранее теоретические знания, сквозь призму которых содержание текста уточняется, детализируется, становится более содержательным, информативным. Толкование текста допускает также создание собственного нового смысла с целью установки диалога последнего с первоначальным авторским смыслом.

Алгоритм действий:

1) Поиск ключевого понятия или идеи текста.


  1. Характеристика известных философских направлений и принципов, определявших тем или иным образом сущность данного понятия или идеи.

  2. На основе этой характеристики определить философскую позицию автора текста (к какому из направлений относится, какой принцип выражает).

  3. Дать оценку авторского смысла текста относительно его объективности или прогрессивности (не противоречит ли этот смысл естественному положению вещей; насколько мысль носит обоснованный характер и т.д.).
5) Выразить собственную позицию по поводу данного понятия или идеи, сопоставить ее с авторской.

ОБРАЗЕЦ 1:

Текст : «…Двоякое скажу: то Одно вырастает, чтобы быть единственным

Из многого; то снова распадается, чтобы быть многим из Одного.

Двояко рождение смертных вещей, двояка гибель:

Одно из них порождает и губит схождение всех корней;

Другое разлетается, разодранное, когда они вновь разделяются,

И они (элементы) никогда не прекращают непрерывного чередования:

То действием Любви все они сходятся в Одно,

То под действием лютой Ненависти несутся каждый врозь»

Анализ: Ключевой идеей текста является утверждение в качестве первопричины изменчивости смертных вещей два противоположных друг другу начала: Любви и Ненависти. В данном фрагменте акцент сделан не на поиске первоэлементов, из которых все состоит, одной из центральных философских проблем античности, а на причинах периодической гибели и рождения как отдельных вещей так и Космоса в целом. Для философов Древней Греции прежде всего был закономерен поиск и первоначал чувственно воспринимаемого мира и первопричин изменчивости этого мира. При этом одни философы признавали в качестве первопричины Необходимость, Логос, Нус, другие, если судить по фрагменту, Любовь и Ненависть. В этом случае четко выражена экстраполяция человеческих качеств на все мироздание, что является одним из признаков принципа тождества макрокосмоса и микрокосмоса. Утверждение же в качестве первопричины изменчивости мира противоположных сущностей, полагающих гибель и рождение, свидетельствует об элементах диалектического понимания мира.

ОБРАЗЕЦ 2:

Текст : «Философы всегда обоснованно подозревали, что мир не таков, как он видится. Что за миром видимости скрывается сущность, не познав которую, не поймешь и того, что составляют явления в своей случайной и закономерной связи».

Анализ: Ключевая идея, выраженная во фразе «за миром видимости (миром явлений) скрывается мир сущности, не познав который, не поймешь мир видимости, т.е. явлений» отражает прежде всего специфику предмета философии, а соответственно и специфику философского познания. Специфика же философского познания изначально определялась стремлением выявить предельные основания бытия, так называемую первосущность мира, что стало предметом онтологии, основного раздела философии. Если же учесть хронологию развития философской мысли, то со времен Парменида и вплоть до Нового времени предметом онтологии, в отличие от натурфилософии, был мир исключительно умопостигаемый, и именно он полагался как подлинный, то при определенных оговорках можно допустить за текстом утверждение дуалистической картины мира с уклоном в сторону идеализма. Дуализм проявляется в удвоении мира на мир сущности и мир явлений, а идеализм – в приоритетной роли мира сущности, мира идеального.В качестве примера может выступать концепция мира эйдосов Платона. Но с другой стороны, в более поздние периоды истории в качестве основной задачи философии начинает все более утверждаться установка на выявление предельно общих оснований, принципов и законов бытия природы, общества и мышления, реализация которой достигалась только благодаря обобщению данных частных наук. Примером такой установки может служить диалектико-материалистическая философия.

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ .

Опорные знания : основные подходы к определению философии; специфика философского знания; предмет философии и его историческая динамика; основной вопрос философии; философские направления и принципы: материализм, идеализм, дуализм, агностицизм, метафизика, диалектика; основные разделы философии: онтология, гносеология, антропология, социальная философия; функции философии.

Текст 1. «…Философии нельзя обучиться уже потому, что она еще не существует в форме готовой, признанной науки. Всякий философ строит свою систему на обломках предыдущей, но никогда не была построена еще система, которая сохранилась бы во всех своих частях»

Текст 2. «…Философия, несмотря на свои тысячелетние усилия, не открыла еще, кроме нескольких логических аксиом , никаких положений, признаваемых всеми философами в качестве очевидных, ибо то, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией, так как относится к конкретным областям знания»

Текст 3. «…Любовь философа к мудрости по-своему трагична, ведь он посвящает себя той Абсолютной истине, относительно которой он заведомо знает, что обладать ею никогда не сможет, хотя именно желание обладать ею и составляет смысл его жизни»

Текст 4. «…Философия это та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой этой деятельностью, над ее смыслом, целью, формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, т. е. сущностных отношений человека к миру»

Текст 5. «…В истории философии не наблюдается прогресса, но вне истории философии, в принципе, нельзя понять, чем она является. История философии представляет собой постоянное определение самой себя, которое никогда не завершится.»

Текст 6. «…Философия есть самая незащищенная сторона культуры. Постоянно подвергается сомнению сама возможность философии, и каждый философ принужден начинать свое дело с защиты философии и оправдания ее возможности и плодотворности»

Текст 7. «…Философия есть извечный диалог с теми, кто уже ставил задачу и как-то ее решил, с теми, кто сегодня ее решает и даже с теми, кто считает, что в этой задаче нет никакого смысла»

Текст 8. «…Парадокс философии в том, что в ней нет абсолютно истинных знаний, как и нет абсолютно ложных. Свою меру истинности могут содержать совершенно противоположные взгляды?»

Текст 9. «…Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем больше выделяется общественностью и образованностью, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства лучшего блага, чем иметь настоящих философов»

Текст 10. «…Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией, потому что никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души»

Текст 11. «…Если хочешь излечиться от невежества, надо сначала в нем признаться… В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом – незнание»

Задания:

1) Аргументировано распределите тексты по предметно-смысловым блокам; блоки озаглавьте.


  1. Какой из текстов, по вашему мнению, наиболее близко выражает специфику предмета философии?

  2. Какой из текстов, по вашему мнению, наиболее близко выражает специфику философского познания.
4) Сущность каких функций философии можно проследить в перечисленных текстах?

  1. Расположите фрагменты в определенной вами логической последовательности.

Интервью с д-ром филос. наук А. И. Макаровым, профессором ВолГУ

Сегодня, когда произносится слово «философ», люди часто представляют себе либо мудрого старца, либо кабинетного ученого, изучающего абстрактные вопросы. Чем занимается современный философ, в чем заключается его деятельность?

Современные философы занимаются изготовлением текстов лекций, статей и устных выступлений для академической публики, и реже - для широкой публики. Лично меня интересует развитие философии и за границами академического сообщества. Философские исследования отличаются от исследований гуманитарных наук тем, что они ведутся вокруг вопроса об истине, о том как на самом деле устроено сущее, то есть всё существующее. Философствование - это искусство мыслить о любом предмете, это, прежде всего, метод мышления.

«Быть философом», «работать философом», «заниматься философией» - это синонимы?

«Заниматься философией» и «быть философом» соотносятся как причина и следствие. Работать философом - это нонсенс, философия требует досуга, свободы, а не работодателя и работника. Вообще слово «работа» в русском языке однокоренное со словом «раб». В этом смысле работать - это быть занятым целями работодателя, заниматься отчужденным трудом. Если вы ставите свои собственные цели, то вы не работаете, а трудитесь или служите. У философа, художника и любого творческого труженика нет работодателя в тот момент, когда и разворачивается творческий процесс. Творчество не терпит обязательств, оно требует свободы.

Что повлияло на лично Ваше решение стать философом: Вы нашли философию, философия нашла Вас, … - как это произошло?

Я не принимал таких решений. И я не знаю, нашла ли меня философия. Узнаем об этом через 100 лет.

В наши дни приходится слышать, что прогресс требует все более точных и узкоспециализированных наук. Философия явно не входит в их число. Нужна ли современному миру и современному человеку философия? Может ли философия изменить мир?

Нужна, и даже больше, чем в XIX веке, например. Философия - это искусство мышления и мировоззренческая система, ориентирующая человека в мире. Мир стал шире, и поэтому узкие науки не способны выполнить функцию ориентирования в реальности. Ее способны выполнить идеологии, но они вызывают у современных людей закономерные опасения. Философия, в отличие от других идеологий, содержит в себе программу самокритики. И это делает ее более осторожной в отношении результатов поиска истины. Философ не «ходит в Истине», не одержим истиной и поэтому более адекватен будущему времени, которое делает многие бывшие истины небывшими.


Что в Вашей жизни изменила философия?

Она изменила строй мыслей, сделала сознание более рациональным, придала устойчивость состояниям осознанности

Вы часто говорите о счастье. А можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?

Счастливых людей не бывает. Счастье - это временное состояние, состояние соединенности тебя со значимым Другим до такой степени, что ты становишься частью некоего целого. Такое соединение частей в целое не может быть постоянным в условиях жизненной динамики.

Есть ли у вас «настольная книга»? Любимые авторы?

На столе у меня стоит компьютер, в котором я и читаю разные книги. Из философов я чаще всего обращаюсь к идеям Платона.


Однажды Лев Толстой в Ясной Поляне предложил своим гостям написать список из десяти любимых философов. И сам его написал. Если бы Вам предложили написать такой список, кого из философов Вы бы в него включили?

Как сказал Уайтхед, вся западноевропейская философия - «лишь заметки на полях Платона», хорошим дополнением к Платону являются Плотин, Бл.Августин, Руссо, Кант, Ницше, Хайдеггер, Шестов, а из современных - Розеншток-Хюсси и Бодрийяр,

В сети можно встретить такую историю: как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него: «Куда следует идти за мукой или за маслом?» Юноша бойко ответил: «На рынок!» - «А за мудростью и добродетелью?» Юноша растерялся. «Иди за мной, я покажу!» - пообещал Сократ. А где бы Вы посоветовали искать мудрость? Куда бы позвали человека сегодня?

За мудростью нужно идти в Библиотеку, а за добродетелью - в Церковь.

Что бы Вы в заключение пожелали нашим читателям?

Осознанной жизни и справедливого общества.

Введение. 3 1. История развития философии 6 2. Понятие «бытие», формы существования бытия 9 3. Каким образом философия может изменить мир 11 Заключение 19 Список литературы 20

Введение

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания], теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления, о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и другие, в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии. Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». Современные белорусские философы определяют философию, как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». Современное понимание философии, согласно которому философия -это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат. Цель работы – рассмотреть, каким образом философия может изменить мир. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть историю развития философии; 2. определить понятие «бытие» и его формы существования; 3. ответить на вопрос «каким образом философия может изменить мир».

Заключение

Настоящее единство предполагает применение философии на личном и психологическом уровнях, соединение каждого аспекта своей жизни. Такое единство становится частью нашего существования, оно не требует каких-либо подтверждений своей подлинности. Наши интуиция и действия оказываются в согласии с нашей душой. Нам необходимо знать, что мы делаем, и делать то, что знаем. Мы должны служить образцом для подражания, моделью не только для своих детей, но и для друзей, для партнеров. Претворять в жизнь каждую свою добрую мысль. Использовать свой разум для решения текущих проблем. Выражать любовь к ближним, протягивая руку помощи тем, кто в этом нуждается. Отдавать часть своего дохода и времени на благотворительные цели. Небольшой талант, направленный на использование в жизни, ценится гораздо выше, чем большой талант, растрачиваемый впустую.

Список литературы

1. «Философия» Лавриненко В.А., М., 2007г. 2. «Философия» Исторический и систематический курс. Канке В.А. М., 2004г. 3. «Философия» Родчанин Е.Г. М., 2000г.

 

 

Это интересно: