→ Академик Роберт Нигматулин: «Народ нужно заставлять учиться. Роберт Искандерович Нигматулин: биография Нигматулин академик ран

Академик Роберт Нигматулин: «Народ нужно заставлять учиться. Роберт Искандерович Нигматулин: биография Нигматулин академик ран

Что ищут ученые в Мировом океане, как раскрыть потенциал российской науки и почему проблемы климата, недостатка ресурсов, загрязнения окружающей среды обязательно будут решены - в интервью Роберта Нигматулина , доктора физико-математических наук, академика, директора им. П.П. Ширшова РАН.

Каково нынешнее состояние областей науки, которыми вы занимаетесь,- в первую очередь, океанологии, но также и математики - царицы наук? Механики?

Хотелось бы лучше! Причем не только сейчас - всю жизнь хотелось бы лучше.

У нас есть достижения, которыми мы гордимся; мы работаем, публикуем, нас уважают. Мы увеличили долю молодежи в нашей научной деятельности; кстати, среди них в океанологии преобладают девушки. Мы занимаемся проблемами климата, океан непосредственно влияет на него. Океан - это пищевые ресурсы, катастрофы, например цунами, зона оборонной деятельности и многое другое.

Недавно наши ученые обнаружили аномальное погружение холодных вод в море Ирмингера к востоку от Гренландии, где Гольфстрим завершает свой путь на север. А Гольфстрим очень сильно влияет на климат Европы, даже на московский климат. Для примера, в Уфе и Тюмени, находящихся в той же широтной зоне, что и Москва,- настоящая русская зима, белоснежная, не то что в столице - снег выпадает и тут же тает, потом замерзает, зимой обычно облачно и значительные перепады температур. Это влияние Гольфстрима, над которым образуются теплые воздушные массы, которые оттуда до нас доходят, а до центральных зон России иногда не доходят.

Еще есть удивительные результаты последней экспедиции в Арктику. Почему воды Карского моря, к востоку от Новой Земли, биологически бедны по сравнению с водами Баренцева моря, которое находится от Новой Земли к западу? Ведь они отделены только узкой полосой Новой Земли. И мы выяснили, что в Карское море поступает огромный объем речных вод Оби и Енисея. Эти воды не соленые и легче соленых морских вод, поэтому речные пресные воды, как толстое одеяло, покрывают соленую морскую воду, принося с собой свою - другую - биологию, которая довольно быстро выжирается. Летом именно поверхностные воды подвергаются благотворной солнечной радиации, но необходимые для образования морского фитопланктона морские биогенные элементы (в основном азот) турбулентность не успевает пробить вверх к Солнцу в "легкое и пресное одеяло" - из-за сильной стратификации вод. А раз фитопланктона образуется мало, значит, и рыбы в Карском море очень мало.

Также ученые обнаружили вызывающий беспокойство выход метана со дна восточноарктических морей. С этим сейчас разбираемся. Некоторые говорят, что таких мест много, некоторые - что их мало. Важно это выяснить, потому что, если концентрация метана в атмосфере увеличится, то парниковый эффект будет гораздо сильнее, чем от углекислого газа. К счастью, пока что его концентрация в земной атмосфере не растет. Но это тоже проблема, которая требует изучения.

Уникальная информация об изменениях климата получается из анализа мелких частиц, попадающих в океан из атмосферы или образующихся в поверхностных водах и осаждающихся на дно океана.

Наш институт - один из самых крупных в Академии наук, 1200 человек, 5 филиалов - в Санкт-Петербурге, Калининграде, Геленджике, Архангельске и Астрахани, где сосредоточены исследования на Балтийском, Черном, Каспийском и Белом морях.

Создается впечатление, что общество и государство недовольны состоянием научных исследований. В чем причина такого недовольства?

Нас мучают две проблемы организации науки. Во-первых, это катастрофическое недофинансирование, низкие заработные платы. Отсюда вытекает вторая проблема: дефицит притока молодежи. Научной деятельности не хватает престижа. Нужно, чтобы молодежь, идя в науку, знала, что ее социальные проблемы будут решены. Мы не рассчитываем на большие зарплаты. Даже у академиков они во много раз меньше, чем у депутатов и чиновничьей "элиты". Хочется нормальной зарплаты у докторов и кандидатов наук, чтобы молодой ученый, работая в Академии наук, мог купить себе квартиру и сделать в ней ремонт. Вот этого, к сожалению, наше государство не обеспечивает. Хотя, стоит признать, что в этом году, благодаря Владимиру Владимировичу Путину и активной работе руководства ФАНО , институты РАН получили рекордное за последние 25 лет финансирование на содержание флота и экспедиции. Президент посетил нашу экспедицию на Байкале, и мне удалось объяснить важность обеспечения морских экспедиций, важность нашей концентрации на научной работе, а не на обеспечении ее за счет сдачи в аренду нашего имущества. Он обещал вернуться к этой проблеме через полтора года и свое обещание выполнил, написав соответствующее поручение правительству. Далее руководитель ФАНО сумел реализовать его в Министерстве финансов - и в этом году мы получили 1 млрд рублей, при 170 млн, которые получали раньше. Но этого все равно мало. За последние восемь лет цены на ремонты судов выросли более чем в пять раз. Нам нужны федеральные целевые программы, с программами строительства современных и экономичных судов, позволяющих расширить исследования морей и океанов. Ведь при советской власти количество экспедиций в океаны было в несколько раз большим.

Нехватку финансирования институтов РАН и его сокращение в последние два года правительство объясняет, ссылаясь на кризис. Хотя ресурсы у России огромные и тратятся они на роскошь, уходят в офшоры и так далее. Если государство не займется социальными проблемами (образование, здравоохранение, наука и культура), где наука-то и не является самой затратной, страна столкнется с проблемой понижения качества народа. У руководства страны складывается впечатление, что в стране благополучие. У нас всегда так происходит. А потом в один день взяли и потеряли Советский Союз. Поэтому социальные расходы на развитие человека - науку, культуру, образование, здравоохранение - должны быть 20-25% от ВВП, как в Европе и Северной Америке. А сейчас в России только 10%. А для этого нужно поднять долю госбюджета с 30% до 50%, как в Европе и Северной Америке, за счет умеренного сокращения доходов сверхбогатого класса, составляющего 1-2% населения, и приведения в порядок распределения доходов с экспорта сырья и полусырья. Вот тогда можно будет довести обеспечение науки до 3% ВВП, как в Европе и Северной Америке, из которых на обеспечение академических институтов надо всего 1% ВВП. А сейчас оно составляет всего 0,15% ВВП. Эти простые и базисные цифры не понимаются ни властью, ни народом.

Академическая наука - это тонкая и нежная субстанция. Она нуждается в заботе народа и государства. В противном случае большинство ее творческих структур чахнет. А каждая такая потеря сказывается через десяток лет.

В общество вбивается миф, что российская наука и, в частности, академическая наука безнадежно отстала. Да, у нас катастрофическое недофинансирование образования и науки за последнюю четверть века привели к преобладанию в этих сферах пожилых людей и нехватке молодежи. Но эти проблемы надо решать не давлением чиновничества и его идей с формальными показателями публикационной активности и цитируемости, а реальной заботой о науке и образовании.

Российские ученые за рубежом пользуются большим авторитетом. Нас всегда приглашают на научные конференции и слушают с особым вниманием. Уничижительного отношения к нам за границей я не чувствую, чего порой не скажешь об отношении к нашему чиновничеству и богатому классу. И так во всех разделах науки - и в математике, и в механике, и океанологии, и биологии, и химии.

В прошлом году меня пригласили выступить на сессии в Национальной академии наук в Германии, где выступала Ангела Меркель. И так не только в моем случае. У нас нет проблем с зарубежными коллегами. Мы одного класса люди - живем на зарплату, не жируем, занимаемся одними общими проблемами. Между учеными нет серьезных разногласий, разногласия есть между правительствами, чиновниками. Да, конечно, зарубежные чиновники могут сократить международные контакты и международное финансирование. Но почему мы должны рассчитывать на контракты со стороны Америки или Европы? Мы должны вести свои международные работы за счет наших ресурсов. Они платят свою часть, мы - свою, вот так надо работать, а не надеяться, что они окажут нам финансовую поддержку. Российская наука имеет большой потенциал, только, к сожалению, основная масса знаний сосредоточена в головах пожилых людей. Например, средний возраст академиков в некоторых отделениях РАН - 80 лет. Поэтому главная цель сейчас - передать имеющиеся знания, навыки и научный дух молодежи. А для активизации деятельности Академии наук необходимо привлечь к активной деятельности наиболее активную и творческую часть докторского корпуса, дав им право решающего голоса при решении всех вопросов деятельности академии.

Исследования Мирового океана, пока был СССР, часто освещались в прессе, много рассказывалось о научных кораблях, сейчас такого внимания нет - нечего рассказать? Или нынешняя аудитория не воспримет такого рода информацию? Расскажите о роли "Миров" в вашей работе.

Среди моих коллег есть активные популяризаторы науки, хотя эта деятельность требует особого таланта. Я всегда откликаюсь на предложения выступить в средствах массовой информации. Недавно выпустил научно-популярную книжку "4 Э нашей жизни: экология, энергетика, экономика, этнос". Но хотелось бы, чтобы популяризация науки была более активной. Что касается океана, занимающего 72% поверхности Земли, он играет и будет играть в нашей жизни все более возрастающую роль. Это и климат, пищевые и минеральные ресурсы, и катастрофы, и флот, и экология - все вокруг океана. Суша Земли, на которой мы живем, это всего несколько островов в океане. Поэтому внимание к океану должно быть усилено, в том числе и в СМИ. Океан изучают люди разных специальностей - и промышленные компании, и метеорологи, и военные. Но ученые-океанологи изучают его фундаментально и комплексно, изучают физические, химические, биологические и геологические процессы в океане. Для этого используются измерения во время экспедиций, спутниковые наблюдения, математические расчеты на мощных компьютерах.

Океанологи должны чаще выходить на федеральные каналы. В конце осени прошлого года нас показали сразу на шести федеральных каналах, мы много чего рассказали. А чтобы люди поняли, это должна быть не разовая акция. Проблема не в том, что нам нечего рассказать. Проблема в том, что телевизионные каналы перегружены показом увеселений и политическими крикливыми шоу.

А народ нужно воспитывать всю жизнь, его нужно заставлять учиться, а не увеселять. Для этого нужно, чтобы лучшие люди имели возможность общаться со своим народом, даже в прайм-тайм. А сейчас складывается впечатление, что весь мир ориентирован на песни: какой канал ни включи, вокруг одни шумные певцы.

Что касается "Миров", в последние годы это стало серьезной проблемой. Использовать мы их не можем, для этого нужны значительные ресурсы. Но деньги на ремонт - не единственная проблема. Надо готовить новых пилотов, а вне экспедиций, на суше, это делать невозможно. Сейчас мы думаем о партнерах, с которыми мы могли бы наладить совместное использование этих уникальных аппаратов.

Развитие науки делает работу ученых все менее понятной широкому кругу людей. Как бы вы сформулировали сегодняшние основные задачи в ваших областях науки?

Что такое Мировой океан? Это климат. А климат определяется теплообменным и массообменным взаимодействием атмосферы с водой. В океане же в 50 раз больше растворено углекислого газа, чем в атмосфере. И вот если океан им хоть чуть "дыхнет", это сразу усилит парниковый эффект. Это серьезная проблема. Наша задача - определить, каков этот обмен.

Далее, тепло по планете разносится с океанскими водами. Все океанские течения, Гольфстрим в том числе, определяют не только климат, погоду, но и катастрофические явления: с океана приходят ураганы, тайфуны.

Океан - это еще и пища. Пищевая цепочка начинается с первичной продукции: фитопланктон, зоопланктон, затем морские животные, рыбы и так далее. Активную роль в этих процессах играют бактерии и вирусы.

Далее - минеральные ресурсы. По современным научным представлениям, основные запасы нефти и газа находятся не на суше и даже не на шельфе, а на подножиях склонов. А это большие глубины, порядка трех километров. Залежей многих руд гораздо больше на дне океана. А так как традиционные месторождения на суше истощаются, скоро мы будем вынуждены добывать на дне океана, а это новые технологии и экологические проблемы. Далее, самый дешевый крупнотоннажный морской транспорт. В океане и морях сосредоточены оборонные проблемы. Океанология - это комплексная наука, и в ней физики, химики, биологи, геологи и инженеры. В этом уникальность и сила океанологии.

Роберт Нигматулин, академик

У нас на глазах происходит облегчение образования, хотя настоящее образование не может быть легким

Об экологии. Обывателю кажется, что океан все стерпит - воды много; каково его состояние на самом деле? Продолжают ли расти гигантские мусорные острова в Тихом океане и есть ли способы как-то избавиться от этого? Как сказывается на океане изменение климата? И чуть подробнее - о Гольфстриме и арктических льдах, нет ли апокалиптических признаков?

Начнем с апокалиптических признаков: их пока нет. Подобные события отражались в фильме "Послезавтра", где ледяные воды арктических льдов изменили течение, и весь привычно теплый мир замерз. Так вот, Гольфстрим устойчив, но совершает колебания, и его в ближайшее тысячелетие ничто земное не остановит.

Теперь о климате. Его изменения, температура, ветер, воздух тоже влияют на океанские течения, мы это изучаем. В связи с глобальным потеплением участились катастрофы. Там, где возникают потепления, возникают и вертикальные теплые потоки, это может способствовать закручиванию воздуха на поверхности океана,- что непосредственно приводит к катастрофическим тайфунам. Есть еще землетрясения; если они происходят на дне океана, с поднятием или вертикальным опусканием дна, возникает длинная волна-цунами, которая находит на берег и, если берег пологий, то эта волна накрывает значительную территорию. Ветровое воздействие на поверхности океана вызывает поверхностные волны, которые иногда складываются, что приводит к волнам аномально большой высоты. Такие волны называются волнами-убийцами. Они способны разрушать или повреждать даже большие суда. Предсказание таких событий - предмет наших исследований.

О загрязнении океана. Более всего распространены нефтяные загрязнения, которые возникают при поломке танкера или из-за естественных истечений нефти со дна океана. Пока они недостаточно масштабны, биология океана перерабатывает их самостоятельно - происходит самоочищение. Но если уровень этих загрязнений превысить, то океан может не справиться и самоочищающая способность будет ослабевать. Есть еще проблема выбрасывания неразлагающегося мусора, пластика. Это беспокоит. Уже имеются особо загрязненные территории, особенно около портов. Решение этой проблемы только одно - воспитание. Нужно раз за разом говорить человечеству: "Будьте аккуратны! Это наша общая квартира". Нужно внушить людям, что можно делать, а что нельзя. И тут в очередной раз мы упираемся в образование и в науку. Чтобы ученых слушали, нужен престиж, нужен авторитет. Народ не будет уважать профессора, месячная зарплата которого тридцать тысяч рублей.

Ну, и отдельно - о пищевых ресурсах Мирового океана. Не кончится ли, грубо говоря, рыба? Как следовало бы человечеству регулировать эти ресурсы?

Доля пищевых ресурсов в океане будет расти. Рыба не исчезнет никогда, ведь большая часть поверхности Земли покрыта водой. На суше все поля распаханы, урожаи будут расти только за счет научно-технического прогресса. А вот территория океана еще недостаточно освоена с точки зрения пищевых ресурсов. Кстати, цена рыбы по отношению к мясу за последние годы выросла. Помимо естественного рыболовства, развивается еще и искусственное "выращивание морепродуктов". Современный транспорт позволяет довольно быстро доставлять морскую рыбу, морепродукты в континентальные зоны. И человечеству, конечно, нужно регулировать этот процесс.

Вот один пример из экологии. Я захотел заказать в наш институт аквариум размером несколько метров. Неожиданно специалисты института попросили меня этого не делать, объясняя, что чрезмерное увлечение аквариумами с яркими южными рыбками становится антиэкологическим. Этих красивых аквариумных рыбок ловят огромным числом в теплых морях. При транспортировке большинство из них гибнет. А эти рыбки выполняют очень важную экологическую миссию: они слизывают налет на кораллах, благодаря чему те продолжают жить. И если эту маленькую красивую рыбку, которая, казалось бы, не имеет никакого значения, убрать из экологической цепи, кораллы умрут, и возникнут большие проблемы. В мире все взаимосвязано, каждая мелочь может иметь значение. Чтобы не нарушить экологическую обстановку, нужно знать, что регулировать, нужно знать, какие именно действия могут привести к катастрофе. Тут мы снова упираемся в воспитание и образование.

Владимир Путин на Генассамблее ООН сказал, что нам нужны новые природоподобные технологии, которые не нанесут урон окружающему миру, а будут существовать с ним в гармонии и позволят наладить баланс между биосферой и техносферой. Это вызов планетарного масштаба. Готова ли наша наука к таким вызовам?

Сказать сразу, что мы готовы, нельзя. Но наука готовится. Численность человечества из года в год увеличивается, и чтобы ему выжить, приходится уповать только на научно-технический прогресс. Он уже не раз выручал. Вот в 1895 году газеты пугали, что Лондон покроется двухметровым слоем навоза, а Нью-Йорк будет им завален почти до третьего этажа зданий. Потому что города росли, а тогдашний транспорт был конским - отсюда навоз, мухи и так далее. А через 25-30 лет города заполнили автомобили, и проблема навоза исчезла. Правда, появились новые. Но только развитие науки обеспечит решение возникающих проблем: и с парниковым эффектом, и с недостатком ресурсов, и с ГМО, и с загрязнениями. Лет через 30-40 люди сократят сжигание нефти и газа, появятся новые, более безопасные, возобновляемые источники энергии и усовершенствованная атомная энергетика. К тому времени будут развиты технологии утилизации ядерных отходов и безопасностью. В будущем будут постоянно использоваться солнечные батареи. Пока они экономически невыгодны - на их производство и последующую утилизацию тратится больше энергии, чем они производят. Но в Германии, например, повышают налог на использование обычной электроэнергии и поощряют солнечные и ветровые источники энергии. И в конце концов их производство станет и экономически, и экологически оправданным. Пока что это дело будущего. Если люди буду вести себя правильно, Земля выдержит население 10 миллиардов человек. Но для этого оно должно умерить избыточную растрату ресурсов, минимизировать отходы и научиться их перерабатывать. Все эти изменения в экономике и промышленности, конечно, упираются в научные достижения. А они зависят от того, какое внимание общество уделяет науке и как оно ее обеспечивает.

Сейчас большие деньги вкладываются в модернизацию оборонного потенциала. Одна из важнейших составляющих ядерной триады - подводные лодки, да и вообще, контроль за океаном - стратегически важное дело. Дошли ли "военные" деньги до океанологов? Удастся ли их потратить в мирных целях?

В 1970-е годы до 70% финансирования Института океанологии приходилось на оборонные заказы. Не нужно думать, что оборонные заказы обязательно работают на войну, они способствуют развитию науки. Сейчас таких заказов нет. Кстати, затраты на оборону России составляют 4% ВВП. Искать ресурсы для решения социальных проблем на образование, здравоохранение, науку и культуру нужно не в оборонном комплексе, Нужно ввести налоги на вывоз капитала и на сверхбогатство 1-2 % населения, не затрагивая доходы основной части народа. Они не только тормозят наше развитие, они разрушительны для него. А средства, выделяемые на оборону, могут и должны работать в мирных целях: работая на оборону, мы увеличиваем наши знания об изучаемом предмете. Это работает и на науку, и на образование, и на безопасность в том числе. Если оборона ослабнет, это как раз прямой путь к войне. Должно быть сдерживание военных действий путем укрепления вооруженных сил. Всегда были и будут существовать милитаристски настроенные главы государств и генералы, которые могут представлять угрозу. Вот их нужно сдерживать.

Вы много общались и общаетесь со студентами. Велика ли разница между сегодняшними и теми, кто учился 20 и 40 лет назад?

И тогда, и сейчас - ребята хорошие. Но волевых молодых людей стало меньше. Интеллектуальная воля и сила ослабли. Я принимаю экзамены и поражаюсь. Одним из важнейших моментов моего постижения наук была подготовка к экзаменам. Часто приходилось преодолевать то, что не понимал. Мучился, но преодолевал непонимание. Нынешние ребята ослабли, хотя они и хорошие. Но бывает и другое: читаю лекции, сидят на первых рядах интеллектуалы и замечают некоторые мои ошибки и описки в математических выкладках. Это радует. Хотя, когда приходят на экзамены - их как будто подменили. Причина в том, что долго разрушали образование, его авторитет. Детей нужно заставлять и приучать учиться, преодолевать непонимание. А у нас сейчас на глазах происходит облегчение образования, хотя настоящее образование не может быть легким. Нужно преодолевать преграды. С другой стороны, в образовании еще нужно понимать, чему учить. Математика, родной и иностранные языки, литература - вот базис современного образования, создающего творческий мозг с развитой памятью. Именно на этих предметах нужно сосредотачиваться в школе и в начале высшего образования, а не на "разглагольствованиях о жизни". На основе этих предметов следует строить обучение физике, химии, биологии, истории, экономике и другим предметам специального образования.

- Напоследок сформулируйте, пожалуйста: для чего быть науке в современном мире?

Наука усиливает человека, позволяет ему выживать в меняющемся мире. Если бы не было научных достижений, то не было бы 7,2 миллиарда людей, каждый из которых имеет право жить. Мы бы гораздо меньше жили, мы бы не летали на самолетах, не было бы смартфонов и телевизоров, не было бы удобных жилищ, автомобилей, разнообразного питания. Все новые вызовы можно выдержать, преодолеть только благодаря научно-техническому прогрессу, современным технологиям и культурному, образованному, духовно развитому народу.

Суша Земли, на которой мы живем, это всего несколько островов в океане

Интервью взяла Анастасия Павелко

,
член-корреспондент АН СССР ()
академик РАН ()

Альма-матер : Награды и премии:

Ро́берт Иска́ндрович Нигмату́лин (тат. Роберт Искәндәр улы Нигъмәтуллин, Robert İskändär ulı Niğmätullin ; р. ) - учёный-механик . Директор с 2006 года , действительный член РАН (1991, Секция математики, механики, информатики), экс-президент АН Республики Башкортостан , депутат Государственной Думы третьего созыва .

Биография

С 2010 года - заведующий кафедрой волновой и газовой динамики механико-математического факультета МГУ.

В 2013 году подписал заявление ряда академиков и членов-корреспондентов РАН об отказе вступить в новую «РАН» в случае её реорганизации .

Политическая деятельность

Избирался депутатом Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в и 1999 годах. В 1999 году избран депутатом Государственной Думы РФ по Кировскому одномандатному избирательному округу Республики Башкортостан, выдвигался непосредственно избирателями. Был членом депутатской группы «Регионы России », членом Комитета по экологии, председателем Высшего экологического совета.

Звания и награды

  • Нигматулин Р. И. Основы механики гетерогенных сред. - М .: Наука, 1978. - 336 с.
  • Нигматулин Р. И. Динамика многофазных сред. Часть I. - М .: Наука, 1987. - 464 с.
  • Нигматулин Р. И. Динамика многофазных сред. Часть II. - М .: Наука, 1987. - 360 с.
  • Нигматулин Р. И. Механика сплошной среды. Кинематика. Динамика. Статистическая динамика. - М .: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 640 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9704-2898-6 .

Среди учеников Р. И. Нигматулина: 23 доктора и 50 кандидатов наук, 3 директора академических институтов, 1 член-корреспондент РАН.

Семья и увлечения

Женат, имеет сына Тагира (р. 1969) и дочь Кариму (р. 1984 - и. о. директора института ГУП НИиПИ Генплана Москвы). Увлечения: русская и зарубежная литература, башкирская поэзия, автомобильные прогулки, путешествия.

Академик демократично относится к возможности научной миграции. На одной из открытых лекций в ТюмГУ он рассказал о судьбе своих двух детей, которые учились и работали в США, вернулись и теперь живут в России.

Напишите отзыв о статье "Нигматулин, Роберт Искандрович"

Примечания

Ссылки

  • на официальном сайте РАН
  • на «Эхо Москвы »
  • // «Университет и регион» № 9 (442), март 2010, с. 8.

Отрывок, характеризующий Нигматулин, Роберт Искандрович

– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.
– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий.
Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…
– Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.
– Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце.
– Нет, у меня злое сердце.
– Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам.
– Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна.
– Hе в том дело, моя душа.
– Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину.
– Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.]
– Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит.
– Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне?
– В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время!

В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их.


Нигматулины

Академик РАН Роберт Нигматулин - один из самых блистательных личностей современной России. А при этом он ещё и звено «золотой цепи» - целой плеяды талантливых родственников. Так, конечно, природа гены распределила. Так, видимо, дух родства, атмосфера родного дома сказываются. Впрочем, разве кто-нибудь смог разгадать, почему талант не любит одиночества и потому порой расселяется «гнёздами», почему талантливый человек оказывается талантливым во всём. О родне академика Р.И. Нигматулина и о нём самом - в этом материале.

Два портрета
П ервое, что бросается в глаза в квартире Нигматулиных, - два парадных, как когда-то именовался этот жанр, портрета хозяев. Впрочем, обычно в "парадных" огромную роль играли декорации, ордена, драгоценности - показатели богатства, славы, положения в обществе. Здесь этого ничего, естественно, нет: просто крупные планы. Изображены красивые и значительные лица. Этого вполне достаточно.
Автор - известный художник Ахмет Китаев. Он дружил с Робертом Нигматулиным 35 лет. Дружили бы они и до сих пор, однако в 1996 году Китаева не стало. Когда это происходит, всегда мучаешься комплексом вины: какие-то слова не успел сказать, лишний раз не свиделся. Всё дела…
- Больно сознавать, - говорит Роберт Искандерович, - что из-за моих постоянных разъездов между Москвой, Уфой и Нью-Йорком так редко виделся с ним. Он "ловил" меня по телефону, приглашал в мастерскую попить чаю, а я нашу встречу откладывал. Думал, ещё немного и буду посвободнее. Вот тогда посидим, наговоримся. А потом вдруг оказалось, что ехать уже не к кому, мастерская опустела.
Художник в своё время успел преподнести ему поистине царский дар: портрет к 40-летию. "Я показан в каком-то порыве, - комментирует Роберт Искандерович. - Хотя мне с трудом верится, что я бываю такой". Несмотря на лёгкую самоиронию, чувствуется, что портрет ему нравится. Он позировал двадцать часов (по час-два за сеанс). Беседовали - не молчали. Использовали эту редкую при хронической нехватке времени возможность. Художник, подобно актёрам перед выходом на сцену, долго настраивался перед каждым сеансом, нервничал и не терпел опозданий. Его друг, кстати, ни разу не опоздал. Точность - вежливость не только королей, но и учёных.
Венера Нигматулина столь же женственна и хороша, как и имя, которое ей досталось. В ней ощущается переполненность жизнью, сквозящая в каждом движении, взгляде, улыбке, без чего любая красота холодна - об этом лучше всего сказал Лев Толстой в "Войне и мире". Китаев пообещал: "Я нарисую тебя, как брызги шампанского". И творческую задачу выполнил. Портрет получился искрящимся.
Сегодня эти портреты - память о дорогом им человеке. И напоминание о том, какими они были лет двадцать назад. Хотя, на мой сторонний взгляд, изменились немного. Видимо, тот ритм, в котором они живут, не позволяет поддаваться годам.

Для справки:
Роберт Искандерович Нигматулин - выдающийся учёный, создавший целую научную школу. Академик Российской академии наук, член многих научных сообществ, президент Академии наук Республики Башкортостан, депутат Государственной Думы.
Его жена Венера Абдрахмановна, кандидат технических наук, доцент, преподавала основы научно-технической фотографии, судебной фотографии в МГУ имени М.В.Ломоносова и Тюменском государственном университете.
Двое детей - Карима и Тагир. Карима - студентка, Тагир - учёный.

Венера
У её отца была редкая профессия. Он принадлежал к племени кинематографистов. Нет, он не был актёром или режиссёром. Даже оператором, хотя это уже теплее. Абдрахман Абдрашитович Галлямов вначале окончил курсы киномехаников и показывал по деревням кино, тогда ещё немое, заодно просвещая односельчан насчёт "самого массового из искусств". Затем продолжил образование в Воронеже и стал техником по монтажу оборудования и эксплуатации звукового кино. Вернулся в Татарию, женился на Амине Сайфулловне - красивой молоденькой учительнице, только что закончившей пединститут, и стал жить и работать в Бугульме и районе, где заведовал всей системой кинофикации.
1941 год, война. Абдрахман Абдрашитович оставил молодую жену с крошечной дочкой и отправился на фронт. Среди документов у его дочери до сих пор хранится истончившийся листок "Фронтовой правды" за 1944 год: "В подразделении капитана Лободенко много бойцов нерусской национальности. Все они проявляют живой интерес к текущим событиям в жизни страны. На политзанятиях выяснилось, что все бойцы нерусской национальности хорошо усвоили сталинские документы. В этом прежде всего заслуга их групповода старшего сержанта Галлямова. Всё непонятное групповод переводит на родной язык".
А его жена Амина в это время преподавала в школе татарский язык и литературу и билась, как рыба об лёд, чтобы прокормить себя и маленькую Венеру. Неизвестно, удалось бы ей выжить, если бы не родители. Километров шестьдесят преодолевали они на санях, чтобы подбросить ей из деревни Альметьево хоть какое-нибудь пропитание. Да ещё помогала по хозяйству глухонемая сестра Хатима. Амине Сайфулловне выпало горчайшее испытание - получить на мужа похоронку. Потом оказалось, что он лежал контуженный в госпитале несколько месяцев, кто-то что-то напутал. Такое случалось.
В августе 45-го из воинской части, где служил Галлямов, секретарю Бугульминского райкома партии пришло письмо, подписанное капитаном Васильевым. Послание корректное, но по сути строгое: "Настоящим письмом хочу обратить Ваше внимание в деле помощи находящейся у вас в городе и работающей преподавателем литературы в татарской средней школе гр-ке Галлямовой Амине, имеющей на своём иждивении дочь Венеру и сестру-инвалида. Как жена военнослужащего, находящегося в военной части, она не имеет возможности добиться дров, обойдя ряд учреждений, как Военкомат и другие. Товарищ Галлямов выполняет работу офицера, он член партбюро части. Его семья заслуживает чуткого отношения к ней. Прошу Вас принять по данному вопросу быстрейшее участие и о результате сообщить по адресу…" Письмо возымело действие и строгий капитан Васильев дождался ответа.
Мама с дочкой дождались своего фронтовика. Началась мирная жизнь. Родился сын, но прожил лишь две недели: сгорел от воспаления лёгких (антибиотиков тогда не было). А затем пошли одни девочки - Роза, Земфира (коклюш убил её трёх месяцев от роду), Римма, опять Земфира. Большая и дружная семья, в которой кормильцем был отец, а душой - мать. Она ввела неукоснительное правило в домашний быт - чтение вслух татарских классиков. В доме говорили по-татарски, хотя Венера пошла в русскую школу, что было перспективнее в плане поступления в институт. Об этом думали задолго.
С учителями девочке фантастически повезло. Когда после школы она будет поступать в Ленинградский институт киноинженеров (единственный такой вуз в стране: не случайно конкурс там был как минимум 25 человек на место), вступительные экзамены дадутся ей куда легче, чем многим ленинградцам, по несколько лет занимавшимся с репетиторами. Но самым главным человеком в жизни Венеры оставалась мама.
- Бедная мама! Как она справлялась и с тетрадками своими бесконечными, и с хозяйством? У нас были утки, куры, корова, которую родители потом продали, чтобы купить мне пианино. Оно сохранилось, в нашей квартире в Уфе стоит. Трудно жили. Даже за хлебом с самого рассвета выстраивались огромные очереди. Правда, папа ей помогал. Вставал в четыре часа утра, чтобы принести к завтраку хлеб. Все брали тогда по пять-шесть буханок.
Не хлебом единым жив человек. Билеты на киносеансы тоже брали с боем. Благодаря Абдрахману Абдрашитовичу в городе появились новые кинотеатры. Он был личностью чрезвычайно популярной. Венера обожала ходить с ним по улице. Все здоровались с подчеркнутым уважением, чуть ли не раскланивались. Женщины невольно засматривались на импозантного мужчину. Но Венера была спокойна: она знала, как отец любит маму с той самой минуты, когда её, юную студентку, увидел впервые.
- Маму нельзя было не любить. Я на неё буквально молилась. И всегда восхищалась: какая же она у нас красивая! Жаль, я не такая… Она переживала, что я вся в учебе: что ж это такое? Всё учит да учит! Хоть бы личное счастье мимо не прошло. Для женщины это самое главное.
Когда я уже училась в Ленинграде, мама отдала мне свой габардиновый отрез и каракулевую шкурку, чтобы я сшила себе зимний наряд. Ботиночки купила. Хотела, чтоб я выглядела как городская. Ведь у нас в Бугульме какие наряды были? Валенки да пуховый платок.
Венера была счастливой девочкой и девушкой. Выросшая в прекрасной семье, дочь известного в городе человека, способная ученица, золотая медалистка, потом - студентка престижного вуза. И вдруг этот уютный мир рухнул. Судьба не испытывала её по мелочам, но в одночасье нанесла сокрушительный удар.
В институте ей сообщили, что надо срочно лететь домой: тяжело больна мать. Когда прилетела, узнала правду. Мама вместе со школьниками и пионервожатой отправились на экскурсию в соседний город Лениногорск на Ромашкинское месторождение нефти. Дети резвились на лугу, а учительницы шли по обочине. Они, наверное, так и не поняли, что с ними произошло. Не увидели тот сумасшедший грузовик, который нёсся, не разбирая дороги. Пьяный водитель, оказывается, уже сбил велосипедиста и продолжал собирать страшную жатву. Амина Сайфулловна умерла сразу, молоденькая вожатая жила ещё с четверть часа…
Они осиротели - мужчина и девочки, младшей из которой исполнилось всего три года. Со временем отец женился, но от потери так никогда и не оправился. Раны от контузии дали о себе знать, ослабел и в 1977 году ушёл из жизни, не противясь своему уходу. Совсем недавно прочитала, как генерал Ланской после смерти Натальи Николаевны все 14 лет, что суждены ему были без неё, с тихой радостью говорил, отходя ко сну: "Одним днём ещё ближе к моей дорогой Наташе". История, которая многократно повторяется. Ведь только в сказках бывает: "Они жили долго и умерли в один день".
В институте Венере помогли хоть в какой-то мере справиться с горем, не оставляли одну, водили в кино. Она справилась. Ушла с головой в учёбу - самое радикальное лекарство, и училась только на "отлично". Практику проходила в Москве в Институте судебной экспертизы. У неё была редчайшая по тем временам специальность - научно-техническая фотография. В дальнейшем она будет преподавать этот предмет биологам, геологам, журналистам, криминалистам.
После института начала работу в знаменитом ЦАГИ в городе Жуковском под Москвой. Молодому специалисту поручили ответственное дело - организацию лаборатории. Она проводила уникальные для того времени фотографические исследования в аэродинамических трубах. Попала в среду, поразившую её воображение. Люди науки - и притом развитые в гуманитарном плане, много читающие, спортивные и остроумные. Мама порадовалась бы за свою дочь: один из лучших представителей этого славного племени молодых учёных (тогда девушки мечтали не о банкирах, а именно об учёных) стал её мужем. Любя науку, Венера поступает в аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского кинофотоинститута и защищает кандидатскую диссертацию. Порадовалась бы мама и за остальных своих дочерей. Все с отличием закончили высшие учебные заведения, у всех удачно сложилась семейная жизнь. Роза награждена знаком "Почётный железнодорожник" и работает в Управлении Московской железной дороги. Римма биолог, живёт в Уфе, а младшая Земфира, закончив мехмат Московского университета, защищала кандидатскую диссертацию под руководством Роберта Нигматулина. Сейчас со своей семьёй живёт в Англии.

Роберт
В день рождения Роберта его дед Гениатулла Терегулов защитил докторскую диссертацию. В общем-то символично. Он брал коляску с внуком и, делая бессчётное количество кругов по маленькому московскому дворику, репетировал доклад. Однажды к нему подбежали дворовые мальчишки и задали возмущённый вопрос: "Дяденька! Зачем вы ему всё рассказываете? Он же всё равно ничего не понимает". А это как раз не факт. Возникает мистическое ощущение, что понимал, что более благодарного слушателя дедушке трудно было сыскать.
Строго говоря, Гениатулла Нигматуллович приходился будущему академику не дедом, а дядей. Но уж такой статус закрепился за ним в их роду. Когда умер отец Гениатуллы - в прошлом солдат царской армии Нигматулла Терегулов, семнадцатилетний юноша фактически заменил его семерым младшим братьям и сёстрам, в том числе и Искандеру (будущему отцу Роберта). К самостоятельности приучился рано. Ещё в 1901 году Нигматулла собирался отправить десятилетнего Гениатуллу учиться в Уфу. Однако в тот момент, когда уже запрягли лошадей, пришёл сосед и пожаловался на своего сына, таким же образом откомандированного несколько лет назад в ту же Уфу. Парень не оправдал надежд: женился на русской, да ещё перешёл в православную веру. Бывший солдат, выслушав этот рассказ, начал молча распрягать коней. Расставание мальчика с родной деревней Каргалы отложилось на целый год.
Много лет спустя Роберт Искандерович прокомментирует этот достопамятный эпизод: "Получив образование, дед стал нерелигиозным. Мои родители, давшие мне европейское имя, и я тоже нерелигиозные люди. Но мне понятно возмущение прадеда, потому что нехорошо, пусть даже во имя любимой девушки, изменять своей вере. Да, и русские люди переходили в католицизм и ислам, и люди с Запада или Востока становились православными или мусульманами. Однако это другое. Смену религии нельзя осуждать, если это результат глубоких и мучительных раздумий…"
Между прочим, подобная дилемма уже имела место в далёком прошлом. Их предки-татары, обитавшие в городе Темникове (ныне - территория Мордовии), верой и правдой служили русскому государству ещё во времена Ивана III. За что им было пожаловано дворянское звание (причём оставались мусульманами и сохранили свой язык). Однако Петру I такое пришлось не по нраву. Царь поставил жёсткое условие: или принимаете православие, или лишаетесь дворянства и поместий. Предки Карамзиных, Аксаковых, Кутузовых выбрали первое (их потомки стали гордостью России). Акчурины, Тенишевы, Еникеевы, Терегуловы и другие отказались менять веру и превратились в крестьянское сословие. Позднее мудрая Екатерина II вернула дворянское достоинство (но не имущество!). Более 200 лет назад Терегуловы отправились в Башкирию, где купили землю. Вот такая история вместе с географией.
Гениатулла Терегулов закончил медресе, стал учителем, потом директором Каргалинской школы, но в тридцать один год сделал крутой вираж - поступил на медицинский факультет Московского университета. Многие ли способны отнюдь уже не в юном возрасте столь резко поменять жизнь? Тем более что у студента была семья - жена и двое детей. Но всё, за что брался, он доводил до совершенства. Впоследствии стал профессором, основал в 1931 году Башкирский медицинский институт (ныне университет). В первую очередь благодаря этому удивительному человеку их род стал знаменитым ещё до того, как внук Роберт Нигматулин прославил его на весь мир. Проживший 96 лет, он основал целую медицинскую династию. Среди его близких и дальних родственников есть, кажется, все: кардиолог, рентгенолог, терапевт, психиатр, физиолог, биохимик и т.д. Доценты, профессора, академик. Достойные наследники.
И ещё одна светлая личность - дед Роберта Искандеровича по матери. Учитель-просветитель Лутфулла Абдулгазизов, написавший первый учебник русского языка для башкирских и татарских школ. Несколько лет он был директором одной из крупнейших тогда в Башкирии Серменевской школы. И оставил такой глубокий след, что до сих пор его портрет встречает всех входящих в эту школу. Потом Лутфулла директорствовал в Троицке. Когда в 1913-м, в возрасте 48 лет, он скончался от туберкулеза, его хоронил весь город, местные купцы (а умные купцы всегда благоговели перед учёностью) собрали довольно значительную сумму и положили в банк, с тем чтобы семья Абдулгазизова жила на проценты. Но какие там деньги, какие проценты? - вскоре грянула первая мировая война. И всё закружилось в её вихре…
В судьбе Роберта Нигматулина, в самом даже факте появления на свет особую роль сыграло одно сказочно красивое место ("Самое дорогое для меня - тёплая гора Янган-Тау"). Там произошло знакомство родителей Роберта - Искандера Нигматулина (взявшего за основу своей фамилии имя настоящего отца - того самого крестьянина-солдата Нигматуллы) и медсестры Галии Газизовой. Её пригласил поработать в местном санатории Гениатулла Терегулов, начавший изучение природных источников Янган-Тау с точки зрения их лечебных свойств. Там в 1939 году Искандер и Галия поженились. Там провели не одно лето трое их сыновей - Роберт, Булат и Раис. Между прочим, Роберт продолжит дело деда: вместе с башкирскими геологами он займётся исследованием физической природы знаменитых источников.
О родителях. Мама, Галия Газизова, несмотря на возраст, полна интереса к жизни. Вырастить таких сыновей - огромное счастье. Все они стали профессорами, докторами наук. Булат создал институт, стал одним из лидеров российской атомной энергетики. Раис - сотрудник Российской Академии наук.
Отец, Искандер Нигматуллин умер в 1980 году, когда его сыновья были уже взрослыми, а старший сын Роберт был уже профессором МГУ имени Ломоносова.
Восемнадцати лет Искандер Нигматулин уехал из деревни Каргалы в Москву, где поступил в МВТУ имени Баумана. Впоследствии друживший с ним писатель Муса Гали любил вспоминать фразу, как-то сказанную ему Искандером Нигматулловичем: "Наши далёкие предки входили в Москву с помощью сабли, а мы сейчас входим с помощью науки - и это хорошо". Воевал. В 1943-м его, капитана Советской Армии, отозвали с фронта в связи с разработкой новых видов оружия. В 50-х стал доктором наук, профессором, преподавателем в Alma Mater. Известный специалист в области атомной энергетики.
И при всём при этом был скромнейшим человеком. Уже профессорствовал четыре года, а семья всё жила в коммуналке на Знаменке, где и родился Роберт. Так что район московского Арбата - родной ему. Отец находил время заниматься детьми. Постоянно задавал им простенькие упражнения на устный счёт, потом наступила пора более сложных арифметических задач...
Неудивительно, что Роберт Нигматулин выбрал после школы МВТУ имени Баумана. Был наслышан от отца, какой это высочайшего уровня вуз. Блестяще закончил энергомашиностроительный факультет этого училища (ныне технический университет) и механико-математический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова. Учился в обоих учебных заведениях одновременно. Его главными учителями были профессор Владимир Васильевич Уваров в МВТУ и академик Халил Ахмедович Рахматуллин в МГУ. В 31 год Роберт Нигматулин стал доктором физико-математических наук, самым молодым профессором МГУ. В 1991 году его изберут в Российскую Академию наук, и он станет одним из самых молодых академиков страны. Сплошные рекорды. На бумаге всё легко и стремительно. В жизни - это труд, труд и ещё раз труд. И, конечно же, проблемы, сложности. Всё то, с чем справиться было бы куда труднее, не будь надёжной гавани - cемьи.

Вместе
Перебирая фотографии, Венера Абдрахмановна вздыхает: давно пора их рассортировать, привести семейную фототеку в порядок, да всё времени не хватает. Снимки в основном любительские. Вот её первый с мужем совместный вояж на море. Вот они в походе: в молодости увлекались путешествиями по башкирским рекам на байдарках. Вот в окружении участников какого-то международного симпозиума. Когда есть возможность, всегда ездят вместе. И она с усердием студентки-отличницы посещает его доклады и лекции в нескольких ведущих университетах мира.
Сегодня их постоянное место жительства - Уфа. С 1995 года Нигматулин - президент Академии наук Башкортостана. Несколько лет им пришлось провести в США, где учёный читал лекции, руководил исследованиями по приложениям механики многофазных систем в ядерной энергетике. Один из его коллег, профессор Калифорнийского университета Сэнджой Бэнерджи дал такой отзыв: "Я бы отнёс профессора Нигматулина к числу четырёх-пяти лучших учёных в мире. Он обладает большей математической мощью, чем кто-либо… В механике многофазных сред он царствует безраздельно!"
А ещё раньше Роберт Искандерович по приглашению Сибирского отделения РАН на целых семь лет уехал в Тюмень, где с группой единомышленников и учеников создал академический институт и кафедру в университете. Распрощавшись с налаженным московским бытом, семья отправилась с ним. "Меня называли декабристкой", - смеётся Венера Абдрахмановна. Существует понятие - настоящая жена писателя (или художника). О жёнах учёных почти не говорят. Хотя их самоотдача ничуть не меньше. Имея пятнадцатилетний опыт научно-педагогической работы в НИКФИ и МГУ, Венера Абдрахмановна продолжает работать доцентом в Тюменском университете, создаёт и возглавляет прекрасно оснащённый Центр учебной и научной фотографии и кинематографии.
Учёный - фигура для широкой публики достаточно загадочная. В суть того, чем он занимается, могут проникнуть лишь единицы. Быть может, в качестве компенсации в массовой культуре сформировался образ рассеянного, не от мира сего, чудака в мешковатом костюме. Нигматулин одним своим обликом опровергает это клише. Подтянутый, светский, элегантный. "Вам жена покупает галстуки?" - задаю очень женский вопрос. "Почему? - сдержанно улыбается он. - Сам умею выбирать". Блестяще владеющий английским, он органичен в любом, самом рафинированном обществе. Человек мира. Что никак не мешает оставаться преданным родной земле.
Увы, тема патриотизма у нас опошлена. Опять же из разряда клише "люблю родину!": обнимать берёзку, увиденную на чужбине, и сладко печалиться под звуки гармони. Споры ярых западников и упёртых почвенников заходят в тупик. Потому что спорят о внешних формах. Не взыскуют глубины. Обсуждения проблем этносов тоже нередко грешат поверхностностью и радикализмом. Учёный-математик подходит к этой чреватой конфликтами теме с позиции государственника (не забывайте: он ведь депутат Государственной Думы):
- Примерно 70 процентов татар живут вне Татарстана. Примерно треть башкир живут вне Башкортостана. Поддержка преподавания башкирского, татарского и других языков повысит доверие народов нашей страны друг к другу, улучшит общую атмосферу. Эта задача должна стать общенациональной. С другой стороны, нужно осознавать, что целенаправленное вытеснение духа русского народа, являющегося стержневым этносом страны, приведёт к разрушительным для всех последствиям. Нам следует, не теряя национальной индивидуальности, ощущать себя единым многоязычным и многоэтничным народом России.
Нигматулин сам владеет и татарским, и башкирским, ощущает себя и татарином, и башкиром. И русским. И открыто об этом говорит. Его многие так и воспринимают. Он избирался делегатом Курултая башкир, Конгресса татар, Собора русских и Ассамблеи народов Башкортостана. Везде выступал и везде был в центре внимания.
Академик Нигматуллин рассматривает тему и с позиции рядового гражданина, отца семейства:
- Вспоминаю, когда многих захлестнула эйфория борьбы за свободу, один мой знакомый татарин сказал: надо заставить русских в Татарстане учить татарский язык. Чтобы вся жизнь там шла на татарском языке. Я тогда ему предложил сначала обучить родному языку своих жену и детей, а потом уж ратовать за обучение русских. Надо, оставив в стороне политические декларации, начинать с собственной семьи, если хочешь сохранить родной язык...
Всё это не декларация. В семье Нигматулиных говорят на татарском. Им отлично владеют и дети. Но став президентом Академии наук Республики Башкортостан, Роберт Искандерович сказал дочери, что она должна владеть и башкирским языком, тем более что башкирский очень близок к татарскому и отличается в основном фонетически и некоторыми грамматическими особенностями. Карима, свободно владеющая английским и французским, быстро освоила башкирскую речь. В прошлом году она дала в прямом радиоэфире получасовое интервью на башкирском языке…
Этим её успехи не исчерпываются. В 2001 году она заняла четвёртое место на Олимпиаде мира по физике. А учится в университете по специальности "математическая экономика". Её старший брат Тагир, окончивший мехмат МГУ, уже имеет учёную степень. Он вёл сложные экспериментальные исследования по гидродинамике дисперсных систем. Знаменитое "природа отдыхает на детях" к юной поросли семьи Нигматулиных никак не применимо. В этом уникальном роду природа не расслабляется ни на одном поколении.

Кандидат в президенты РАН Роберт Искандерович Нигматулин изложил свой взгляд на новые требования к главному лицу академии, а также представил вариант структуры, способной обеспечить рост финансирования.

- Роберт Искандерович, вы находитесь в руководящем составе Российской академии наук начиная с советских времен. Вам, как никому другому, видны изменения во взаимодействии таких социальных институтов, как власть - наука и наука - общество. В чем они заключаются?

Конечно, это уже другая страна. Сменился социально-экономический строй. Если до 1990 года все крупные решения принимались с идеологической ссылкой на науку, то сейчас даже идеологических ссылок нет. Ученые находятся в "гарнире" этих перемен и пока не нащупали себе комфортного места в новой формации. Если раньше официально зарплаты профессора и академика были самыми высокими, то теперь ученые бедствуют. Среднее поколение уехало, поэтому основная нагрузка упала на пожилых. Мир "замешан" на некомпетентных людях. Директоров в институтах выбирают абсолютно все, включая уборщиц. Такого нет нигде в мире!

Путин правильно сказал: "Мы живем в другой стране". Ученым сложно это понять, они все ищут себе опору в "тех временах".

Р.И.Нигматулин на Северном полюсе (2007г.)

- Как академия выживала в 90-е?

Я был председателем Уфимского научного центра и президентом Академии наук Республики Башкортостан. Треть года в 90-е я проводил в Америке и Франции. Возвращаясь в Уфу, я привозил оттуда даже писчую бумагу. И тем не менее построили новый лабораторный корпус в Уфе, жилой дом, я сделал там одно из лучших научных исследований, а также вырос как руководитель. Но все же я бы назвал это время "проклятые 90-е". Народ с ума сошел! И интеллигенция, к сожалению, способствовала разрушению нашего "общего дома".

- Что изменилось в 2000-х годах?

В 2010-м Владимир Владимирович сказал: "Период выживания для науки завершился". Но, к сожалению, мы еще "выживаем". Ученые находятся в условиях крайней "научной нищеты": во многих институтах износились приборы, здания, коридоры, комнаты. Однако мы должны вывести Академию наук из "траектории падения" в "траекторию взлета" - и это задача президента РАН, так как именно он взаимодействует с властью. К сожалению, этого не получилось сделать в 2000-х.

Слева направо: А.В. Егоров, Р.И. Нигматулин, А.М. Сагалевич, В.В. Путин, Д.Ф. Мезенцев (02.08.2009, Байкал)

- В чем задача будущего выбранного президента РАН?

Кроме того, что будущий президент должен курировать развитие фундаментальной науки, он обязан стать государственной фигурой, активно включиться в решение проблем страны. Закончился период вежливого выслушивания. Президент РАН не должен молчать, он должен представить научную концепцию развития производительных сил страны, возглавить разработку стратегии социально-экономического развития России. Почему этим сейчас занимаются только Министерство экономики и Центр стратегических разработок во главе с Алексеем Кудриным? Конечно, Академия наук должна дать ее научную проработку и доложить свою концепцию тем, кто принимает решения.

Важно уметь говорить с властью, президентом России, правительством. Уметь излагать доходчиво, четко, без виляний.

Раньше такой функции у президента РАН не было, теперь же это - необходимость. Я думаю, что сейчас нам нужен президент вроде Анатолия Петровича Александрова (годы президентства - 1975-1986. - Прим. ред.). Он ушел с этого поста в подавленном состоянии из-за взрыва чернобыльского реактора, полностью взяв ответственность за это на себя. Кстати, все предыдущие президенты РАН уходили со своей должности в печали.

Р.И.Нигматулин (2016 год)

- Как вы считаете, нужна ли была реформа РАН?

Конечно! Но суть ее должна была быть иной. Большинство проблем Академии наук связаны с катастрофическим недофинансированием науки и образования. Что касается "внутренних" проблем, то это недостаточность привлечения докторского корпуса. До 2013 года у нас в общем собрании принимали участие представители институтов. После 2013-го их отодвинули. Сейчас нужно активизировать роль отделений и их научных советов. Вот, например, в Отделении наук о Земле есть геология, горные науки, физика атмосферы, океанология, география и по каждому направлению - научный совет. Как правило, эти научные советы не работают. А вообще-то должны! Но для этого надо дать им право курировать свое направление, участвовать в распределении финансов, обсуждать наиболее актуальные проекты, кандидатуры при выборах членов академии. А уже внутри научных советов нужно привлечь активных докторов наук. И только убедившись в их потенциале, избирать в члены академии.

Р.И.Нигматулин (2017 год)

Здесь нужен "баланс действий": с одной стороны, в Академии наук нельзя рубить сплеча. С другой стороны, нельзя сидеть и ждать у моря погоды. Нужен активный обмен мнениями, после этого - выработка решения.

  • «Вести в субботу»: академики ждут, когда государство определится с кандидатом в президенты РАН

    ​"Вести в субботу" упрямо возвращаются к тому, что происходит с нашей наукой, с Академией наук, с РАН. Строго говоря, эта история касается всего-то двух с небольшим тысяч членов РАН, которые столкнулись с тем, что все три кандидаты в президенты академии взяли самоотвод, но реально она задевает интересы, как минимум, ста тысяч сотрудников академических институтов.

  • Академик Валерий Козлов о настоящем и будущем Российской академии наук

    Как РАН и власть будут согласовывать кандидатов в президенты Академии, кто будет баллотироваться на этот пост, потеплели ли отношения между РАН и ФАНО и станет ли больше женщин-академиков. Об этом в интервью Indicator.

  • Академик Александр Сергеев: «Надеюсь, нам удастся развернуть вектор утечки мозгов в обратную сторону»

    Что общего у политической элиты с... погодой? Чем привлечь передовые научные кадры в нашу страну? Слабый или сильный рубль выгодней для стабильного роста экономики и развития науки? «МК» побеседовал с человеком, который может дать ответы на все эти вопросы, а вдобавок знает, как правильно принять сигналы из центра Галактики.

  • Кандидат в президенты РАН Роберт Нигматулин о выборах и долге академиков

    Нужно ли ученым свое «министерство», почему на посту президента РАН счастья нет и что академики могут подсказать Владимиру Путину, рассказал Indicator.Ru кандидат в президенты РАН, научный руководитель Института океанологии имени Ширшова Роберт Нигматулин.

  • НИГМАТУЛИН Роберт Искандерович Р одился 17 июня 1940 года в Москве. А кадемик (1991) Российской академии наук (РАН), доктор физико-математических наук (1971). Окончил Московское высшее техническое училище (МВТУ) им. Баумана (1963, специальность "Энергомашиностроение") и Московский государственный университет (МГУ) им. Ломоносова (1965, специальность "Математика"). Работал в Институте механики и механико-математическом факультете МГУ (1963-1986), где прошёл путь от студента до самого молодого профессора, заведующего лабораторией. В 1986 г. с группой учеников переехал в г. Тюмень, где организовал Институт механики многофазных систем Сибирского отделения РАН и кафедру в Тюменском государственном университете. С 1993 по 2006 г. академик Р. И. Нигматулин - председатель Уфимского научного центра Российской академии наук (УНЦ РАН), в составе которого 13 академических институтов и работают 1600 человек. В течение 8 лет (1995-2003) работал по совместительству президентом Академии наук Республики Башкортостан (АНРБ), в которой имеются 10 отраслевых институтов и сообщество республиканских академиков и членов-корреспондентов, работающих в институтах УНЦ РАН, отраслевых институтах и 7 университетах. В настоящее время директор Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН в Москве, член Президиума РАН. Читал курсы лекций в Московском (1972-1986), Тюменском (1986-1992) и Башкирском (1974-1975, 1993-1999) университетах, а также в Ренсселаировском политехническом университете (Трой, Нью-Йорк, США, 1995-1996), в Университете Пьера и Марии Кюри (Париж, Франция, 1996-1997), Институте им. Исаака Ньютона (Кембридж, Великобритания, 1998). Выступал с пленарными и приглашенными лекциями и докладами на многих международных конференциях по механике, акустике, теплофизике, ядерной энергетике, нефтегазовым и взрывным технологиям, экономике. Р. И. Нигматулин - создатель признанной в мире научной школы в области механики и теплофизики многофазных систем, волновой динамики и связанных с ними приложений в современной технике. Его работы определили развитие нового раздела механики - динамики гетерогенных сред с физико-химическими превращениями. Они представляют пример сочетания физико-математической теории с большим выходом в практику и широко известны специалистам в нашей стране и за рубежом. Среди его учеников 25 докторов и 50 кандидатов наук, в том числе 2 ректора университета, 4 директора академических наук. Он председатель специализированного Совета ВАК России по защите докторских диссертаций по механике жидкости, газа и плазмы (Башкирский государственный университет) и по экономике (Уфимский научный центр РАН). Р. И. Нигматулин - автор 10 книг, свыше 200 научных статей, 20 патентов. Наибольшую известность имеют его книги "Основы механики гетерогенных сред" и двухтомник "Динамика многофазных сред", изданные в России и в США. В 2002-2006 гг. Опубликован цикл его статей совместно с американскими учёными об экспериментальном подтверждении идеи Р. И. Нигматулина об управляемом термоядерном синтезе в кавитационных микропузырьках пара. Эти работы активно обсуждаются во многих научных центрах мира. В последние годы занимается также математическим анализом многопараметрических систем, в частности макроэкономических объектов, и опубликовал в академических журналах статьи по этой проблеме. В 1995 г. избран, в марте 1999 г. переизбран депутатом Государственного собрания Республики Башкортостан, в декабре 1999 г. избран депутатом Государственной Думы РФ, где работал председателем Высшего экологического совета. Отстаивал идею повышения оплаты труда как фактора роста покупательского спроса и производительности труда. Автор нескольких законов, в том числе законов об обращении с облученным ядерным топливом. Представлял Государственную Думу РФ и выступал на Парламентской Ассамблее Совета Европы. За научную деятельность в 1973 г. был награждён премией Ленинского комсомола, в 1983 г - Государственной премией СССР. В 2000 г. награждён орденом Почёта. Награждён золотыми медалями ВДНХ СССР (1988), им. В. Макеева (1996) и К. Циолковского (2000) Российской федерации космонавтики.

     

     

    Это интересно: