→ Храм архангела гавриила на чистых прудах расписание. Московская церковь св

Храм архангела гавриила на чистых прудах расписание. Московская церковь св

Вконтакте

Церковь была первоначально построена в 1707 г. по заказу Александра Меншикова.

Авторами проекта в современных изданиях называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

NVO , CC BY-SA 3.0

Самое раннее из сохранившихся зданий в Москве, Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х.

Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг.

Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола. Несмотря на свою высоту, Меншикова башня колоколов не имела.

История

Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.


unknown , Public Domain

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco , Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург.

Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, превысив высоту колокольни Ивана Великого на полторы сажени (3.2 метра) и составила 84.3 метра. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева).

В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера.

Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.


NVO , GNU 1.2

В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, проломив своды и уничтожив интерьеры нефов (частично). Полвека служба совершалась только в малых приделах (на хорах и в трапезной), в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).

Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. (По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний (неотапливаемый) храм). Трудами масона Ключарёва была построена меньшая (тёплая) неоклассическая церковь Феодора Стратилата (завершена в 1806), которая также используется как колокольня. Изданная в 1888 году книга «Москва съ ея святынями и священными достопримѣчательностям» утверждала: «В 1806 к церкви Архангела Гавриила была пристроена колокольня с приделом во имя Феодора Стратилата. В настоящее время только в этом приделе и совершается богослужение. Архангельская же церковь остаётся только как памятник времён Императора Петра.».

В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от содержания церкви и она стала приходскою. Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из московского храма Преображения Господня в селе Преображенском, который был разрушен в 1964 году; иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города Махачкалы.

Облюбование Москвы. Меншикова башня

Фотогалерея



Полезная информация

Ме́ншикова ба́шня
Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х

Стоимость посещения

бесплатно

Адрес и контакты

Москва, Архангельский переулок, 15а

Антиохийское подворье

В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III (Тахан), бывший в начале ХХ века настоятелем Антиохийского подворья в Москве.

Во время его официального собеседования с Патриархом Московским Алексием I было решено возобновить деятельность Антиохийского подворья.

Для организации подворья Московской Патриархии в начале 1948 года были переданы два храма, во имя Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата.

Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года по завершении Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей мира.

Святыни храма

В храме Архангела Гавриила замечательны иконы в местном ряду иконостаса: Архангела Гавриила в серебряной ризе и икона Богоматери Благодатное Небо слева от Царских врат.

Восстановление церкви Архангела Гавриила началось лишь спустя пятьдесят лет после разрушительного пожара. Все расходы взял на себя житель Мясницкой улицы Г.З. Измайлов, который состоял в масонской ложе. Измайлов не стал восстанавливать сгоревший верхний ярус, вместо него храм был увенчан главкой в форме золотой еловой шишки. Скульптуры по углам нижнего восьмерика заменили декоративными белокаменными вазами. Внутри устроили новые галереи, заменили лепнину, возобновили роспись. В 1780-х годах был разобран Введенский придел, в результате чего южный и северные фасады трапезной стали симметричными.

В некоторых источниках говорится, что по распоряжению Измайлова внешние и внутренние стены Гаврииловской церкви украсили масонскими надписями, символами и эмблемами, которые были убраны лишь в середине XIX века по распоряжению митрополита Филарета. Он считал эти символы чуждыми православной церкви и относил их к действиям западной церкви, пытающейся распространить свои обычаи. Не исключено, что в верхнем помещении храма проходили собрания масонской ложи. Основатель масонского общества мартинистов в Москве профессор университета И.Г. Шварц жил недалеко от Гаврииловского храма.

В романе писателя А.Ф. Писемского «Масоны» церковь Архангела Гавриила упоминается неоднократно: «Храм своими колоннами, выступами, вазами, стоявшими у подножия верхнего яруса, напоминал скорее башню, чем православную церковь, – на куполе его, впрочем, высился крест; наружные стены храма были покрыты лепными изображениями с таковыми же лепными надписями на славянском языке: с западной стороны, например, под щитом, изображающим благовещение, значилось: «Дом мой – дом молитвы»… Молящиеся все почти были чиновники в фрачных вицмундирах, обильно увешанные крестами».

В начале XIX века в бывшей усадьбе Меншикова разместился Почтамт, которому была передана Меншикова башня. Несколько десятилетий церковь оставалась ведомственной и именовалась «Архангела Гавриила при Почтамте». В 1806 году по заказу «почт директора» Ф.П. Ключарева при Гаврииловском храме на линии Телеграфного переулка построили церковь Федора Стратилата, которая использовалась как колокольня. Во время нашествия на Москву наполеоновских войск в 1812 году дом Почтамта и обе ведомственные церкви уцелели и даже не имели никаких повреждений. Сохранилась в целости и вся церковная утварь.

В 1838–1840 годах усилиями почтового ведомства Гавриловская церковь обновлялась. В 1872 году Почтамт отказался от содержания храма Архангела Гавриила. Ведомство посчитало, что иметь особую церковь – излишняя роскошь, и полностью прекратило ее финансирование. Гаврииловский храм стал приходским. С течением времени церковь оказалась застроенной со всех сторон. После постройки в 1910-х годах нового здания Почтамта на Мясницкой улице храм Архангела Гавриила стал виден только от Телеграфного (Архангельского) переулка, а ведь при Меншикове он был главной архитектурной доминантой Москвы.

Церковь закрыли в 1930-е годы. Четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли. Великолепный иконостас XIX века в советское время передали в Успенский храм Махачкалы. В 1941 году Меншикова башня была повреждена немецкой авиацией. В 1948 году в Москве открыли подворье Антиохийского Патриархата при Патриархате Московском и всея Руси. Церкви Архангела Гавриила и Федора Стратилата были переданы подворью, в них возобновились богослужения. Русскую и Антиохийскую Апостольскую Церкви связывают многовековые духовные узы. По преданию, первый митрополит Киевский Михаил был сирийцем.

Всеобщими усилиями в 1950-х годах были произведены реставрационные работы. С 1977 года и по сегодняшний день подворье возглавляет епископ Филиппопольский Нифон – представитель Патриарха Великой Антиохии при Патриархе Московском и всея Руси. Благодаря нему Антиохийское подворье было практически единственным местом в Москве, в котором крестили, венчали и отпевали людей, не требуя паспорта, как это делалось почти во всех церквях Москвы для учета таинств. Епископ Нифон известен как пламенный проповедник. Божественные литургии в Антиохийском подворье ведутся на церковнославянском языке.

На первый взгляд, церковь Гавриила имеет мало общего с предшествующими ей традициями русского зодчества. Не зря же ее прозвали «Меншикова башня». Но Гаврииловский храм можно считать своеобразным развитием русских башенных храмов, которые называли «иже под колоколы». Зарудный использовал при строительстве элементы архитектуры эпохи Петра Великого, например, светский декор или европейскую форму завершения – шпиль. В церкви Архангела Гавриила, наверное, впервые настолько ярко выражено сочетание черт традиционного русского зодчества и западных архитектурных тенденций.

Меншикова башня оказала влияние на архитектуру Петербурга. В качестве примера можно вспомнить Петропавловский собор. В Гаврииловской церкви особенно сильно подчеркнуто нарастание динамики объемов от нижнего к верхнему. Праздничный декор не только украшает Меншикову башню, но и придает ей легкость, что не так-то просто, учитывая ее внушительные размеры. Триумфальное обрамление создают боковые огромные валюты и двухколонный коринфский портик с балконом наверху. Картуши белокаменных аттиков над торцами рукавов нижнего объема заполнены рельефными композициями на евангельские темы.

Особого внимания достойно рельефное изображение Вознесения Христова над главным западным порталом. Храм Архангела Гавриила богато украшен скульптурой: ею декорированы капители колонн и пилястр, гирлянды, пространство между окнами. Большую роль в восприятии внутреннего пространства здания играют деревянные обходные галереи. Галереи, балкон над иконостасом, выступы ложи вносят элемент неожиданной многоплановости и живописности во внутреннюю организацию пространства. Первооснова декоративного убранства интерьера, несмотря на пожар и последующие обновления, сохранилась.

В книге «Русские достопамятности» статья о Меншиковой башне заканчивается так: «Помните, бывало, приближаясь к Москве, вы, осенив себя крестом, намечали: вон златоглавый Кремль с храмами Божьими и дворцами царскими; высокие башни вокруг Кремля, как бы вековые стражи кремлевской святыни; вон там и сям церкви, как золотые колосья на ниве Божией; там вдали, на северо-востоке от Кремля, башни: Сухарева и Меншикова, – памятники Петровского времени. И вы, полные глубоких дум о прошлом, с благоговением вступили в Москву…. Совсем не то ныне. С шумом и визгом вторгает вас в Москву длинновязый паровоз».

А это 1883 год! К счастью, авторы этой замечательной книги не знают, что стало с Москвой теперь. Но как бы столица ни менялась, благодаря таким памятникам архитектуры, как церковь Гавриила, Москва сохраняет свой неповторимый облик. Меншикова башня вдохновляла многих творческих людей. Художник и большой любитель искусства И.Э. Грабарь написал о Меншиковой башне такие прекрасные слова: «Что такое ее архитектура, как не поэтический дифирамб зодчего красоте русского иконостаса? Здесь все – от иконостаса, начиная от тонких резных колонок портала и кончая малейшими деталями убора».

Денис Дроздов

Знаменитая московская церковь во имя св. Архангела Гавриила находится близ Чистопрудного бульвара в скромном и маленьком Архангельском переулке, которому она и дала имя. В советское время он носил название Телеграфный. В историю Москвы эта церковь вошла как Меншикова башня, которую в народе еще величали "сестрой Ивана Великого".

Как известно, ее построил в начале XVIII столетия светлейший князь Александр Данилович Меншиков как домовый храм при своем новом московском дворце в Мясниках.

Однако, вопреки этому расхожему мнению, первая, еще деревянная церковь св. Архангела Гавриила существовала здесь задолго до того, как в этих краях обосновался светлейший князь, - еще в XVI столетии. Впервые она упоминается в летописи в 1551 году, где именуется Гаврииловской церковью в Мясниках. В то время она была обыкновенным приходским храмом в старинной слободе московских мясников, которые поселились тут еще в XV столетии, и дали название этой местности и ее главной улице - Мясницкой. Отходы их деятельности сливались в местный водоем - запруду от реки Рачки, прозванный Поганой Лужей или Поганым прудом. О поселении московских мясников тех времен ныне напоминает и название Костянского переулка в районе Сретенки.

А уже в 1620 году этот храм именовался "Гавриила Великого, что на Поганом пруде" и был центром Патриаршей Гаврииловской слободы. Тогда же, в первой половине XVII столетия, вместо деревянного был выстроен каменный трехшатровый храм старинной московской архитектуры дониконовских времен - вероятно, по типу церкви Рождества Богородицы в Путинках. Он простоял недолго - на его месте была возведена Меншикова башня.

Появление Меншиковой башни в Москве предопределила историческая петровская эпоха. Уже в самом начале правления Петра I Мясницкая улица стала главной парадной дорогой, по которой царь ездил из Кремля в Немецкую слободу и Лефортово. И на ней стали селиться приближенные царя и московская знать: в числе новых жителей Мясницкой достаточно назвать только имена Феофана Прокоповича и князя Меншикова.

Так получилось, что оба владения этих двух соседей, никак между собою не связанных, оказались причастными к истории Московского Почтамта. Старый Почтамт прежде находился на Мясницкой, 42, где когда-то был двор Феофана Прокоповича, а в 1780-х годах перебрался на отрезок Мясницкой в черте Белого города за бульваром, в бывший дворец князя Меншикова, с домовой церковью во имя св. Архангела Гавриила.

Меншиков приобрел себе владение в Мясниках в самом конце XVII века. Прежде оно принадлежало Дмитриевым-Мамоновым, - один из членов этого рода даже женился на царевне Прасковье Ивановне, дочери царя Ивана VI, одно время правившего вместе с Петром I. А в 1699 году эти земли за 2 тысячи рублей купил ближайший "друг царев" и начал строить там свой знаменитый дворец с роскошным садом.

Прежде всего, он занялся благоустройство прилегающей территории. Жить по соседству с Поганой лужей светлейший князь не захотел и повелел ее вычистить. С тех пор мясницкий водоем стал называться Чистыми прудами .

Главное же, что князь Меншиков, приобретя это владение, сам стал прихожанином старинного Гаврииловского храма. И тогда в самом начале XVIII века князь решил перестроить его в новом вкусе как домовую церковь при своем московском дворце.

Новая церковь была ему нужна и для того, чтобы устроить в ней придел для чудотворной иконы - Меншиков, находясь в городе Полоцке, приобрел образ Полоцкой Божией Матери, написанный, по легенде, самим евангелистом Лукой. Вернувшись в Москву, он приказал сначала обновить старую мясницкую церковь св. Архангела Гавриила и устроить в ней Введенский придел, куда и поместил икону. А затем Введенский придел был сооружен и в самой Меншиковой башне, где он существовал до XIX столетия.

Одну из главных трудностей для историков представляет имя архитектора Меншиковой башни, построенной в стиле раннего петровского барокко. Официально им признан известный московский зодчий И. Зарудный, хотя часто называют и архитектора Трезини, построившего в Петербурге собор Петропавловской крепости. Дело в том, что первоначально купол Меншиковой башни венчал огромный шпиль-игла, как и Петропавловский собор в северной столице, а на самом его верху тоже была позолоченная фигура ангела с крестом. Даже ходила легенда, что знаменитый Петропавловский шпиль был всего лишь точной копией московской Меншиковой башни.

Загадочная Меншикова башня овеяна тайнами - легенд о ее истории и судьбе слагалось великое множество. Иногда считают, что автором проекта новой церкви был сам Петр I, собственноручно исполнивший ее чертеж. Такое не раз случалось с московскими церквями - кроме Меншиковой башни, Петру приписывается, например, авторство церкви Святых Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной, тоже, кстати, построенной И.Зарудным.

А поскольку, как известно, высота Меншиковой башни изначально на 3,2 метра превышала высоту Ивана Великого, то другая легенда гласит, будто князь Меншиков в гордыне захотел превзойти самого царя Петра. Потому он и выстроил у себя на дворе собственную домовую церковь выше главной кремлевской колокольни, и был наказан Богом за гордыню против государя.

Еще говорили, что Меншиков захотел затмить Сухареву башню, незадолго до того возведенную по указу Петра, которую в народе прозвали "невестой Ивана Великого".

Так или иначе, только первоначальная высота Меншиковой башни, превышавшая священную высоту главной московской колокольни, была не только ее отличительной особенностью, но и причиной, по которой она сразу же сникала себе народное недоверие.

К тому же на башне церкви Меншиков поместил часы-куранты с боем, купленные в Лондоне за огромные деньги - такого еще не случалось с московскими храмами. Эти часы играли каждый час и били четверти, а их 50 колоколов в полдень звонили целых полчаса. В народе все эти новшества сочли за проявление княжеской гордыни и ожидали возмездия.

Меншикову не удалось долго прожить в своем роскошном Мясницком дворце и помолиться в новой церкви - Петр I приказал ему переселиться в новую столицу Санкт-Петербург, где он был назначен губернатором. Московская церковь осталась недостроенной, часы сломались, а огромный верх угрожал падением.

Беда пришла в 1723 году. 13 июня того года священник церкви Архангела Гавриила после вечерни присел на паперть передохнуть, но вдруг упал мертвым. На следующий день, когда его тело понесли в храм на отпевание, прямо над церковью внезапно нависла небольшая туча, трижды прогремел гром, и с последним ударом молния зажгла купол. Страшный пожар продолжался два часа - его не могли залить из-за очень большой высоты башни. Верх башни целиком сгорел, и на землю обрушились все 50 колоколов, подавив много людей, спасавших от огня церковную утварь.

Полоцкую икону после пожара перенесли в придел церкви, а в 1726 году тяжело заболевший Меншиков потребовал ее к себе в Петербург. После его выздоровления икона осталась в домовой церкви знаменитого дворца светлейшего князя на Васильевском острове.

В 1727 году, когда опальный Меншиков был сослан, образ пропал. Потом капитан лейб-гвардии Михаил Приклонский рассказывал, что видел эту икону в молельне императрицы Елизаветы Петровны, когда стоял в дворцовом карауле. Так, что возможно, образ находился потом и в Зимнем дворце.

А мясницкий дворец Меншикова сначала был пожалован в вечное владение "бриллиантовому" князю А.Б. Куракину, увековеченному знаменитым парадным портретом кисти Боровиковского, затем от его семьи перешел к богатому армянину И. Лазареву, а от него, в свою очередь, к Московскому Почтамту. Ныне его здание на Мясницкой улице вобрало в себя старинный дворец Меншикова.

А вот Архангельская церковь так и оставалась недостроенной. Лишь в 1787 году ее восстановил после пожара известный московский масон Гавриил Захарьевич Измайлов, живший неподалеку на Мясницкой. Тогда и появился ее винтообразный купол, напоминающий горящую свечку. Церковь была украшена масонскими символами и эмблемами с латинскими надписями, которые только в 1852 году повелел уничтожить митрополит Московский Святитель Филарет (Дроздов).


Церковь во имя св. Архангела Гавриила и церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата.
Фото: hram.codis.ru

В 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как его летний (неотапливаемый) храм. Еще в 1806 году Директор Московского Почтамта Федор Ключарев построил рядом с ней зимнюю теплую церковь св. Феодора Стратилата, освященную по его именинам.

Обе почтамтские церкви несильно пострадали в 1812 году, потому что за взятку, полученную от директора Почтамта, французские солдаты перед отступлением не сожгли их, а только для виду разбрасывали вокруг горящую солому, и здания не загорелись.

Храм св. Архангела Гавриила, как и соседний Стратилатовский, также был закрыт только в 1930-е годы и тоже ненадолго по сравнению с другими московскими церквями - уже после войны в нем разместилось Антиохийское подворье (см. нашу публикацию от 19 февраля 2003 г.).

Только ныне существующий в храме иконостас был перенесен в него в 60-х годах минувшего столетия из разрушенной церкви Петра и Павла в Преображенской слободе. А старый иконостас самой Меншиковой башни по благословению Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь г. Махачкалы.

В настоящее время церковь св. Архангела Гавриила действует.

Меншикова башня, Церковь Архангела Гавриила в Москве - православный храм в честь Архангела Гавриила; самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве.

Церковь Архангела Гавриила выстроена в стиле московского барокко, под влиянием светского дворцового зодчества (балконы над входными портиками со свободно стоящими колоннами, многочисленные скульптурные украшения и др.). Она представляет собой башню с двумя глухими восьмигранными ярусами звонов - вытянутый нижний четырехугольный и над ним квадратный ярус внутри зрительно сливаются в единое пространство.

Высота самого храма - 26 м. Крестообразный в плане (в верхней части). Обходные галереи - деревянные (повторение погибших при пожаре 1723 г.). Высокие восьмигранники плавно соединены друг с другом крышами. Стены украшены белокаменным скульптурным декором.
Особенно выделяется главный, западный фасад с боковыми волютами (спиралевидными завитками с главками в центре). Западный вход с балконом наверху и двухколонным коринфским портиком. Над порталами рельефные изображения: над южным входом - архангел Гавриил, над северным - архангел Михаил. Над западным, главным, входом - композиция «Вознесение Христово».

Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу Александра Меншикова Иваном Зарудным при помощи Доменико Трезини, группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.

Юго-западный вход

Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь функционировала только летом, зимой службы проводились неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782-1806 гг. Церковь Святого Феодора Стратилата также имела колокола для ритуальных мелодий: несмотря на свою высоту, Меншикова башня не имела колоколов.


Первая церковь во имя архангела Гавриила на этом месте была впервые упомянута в записях переписи 1551 года. К 1657 она была перестроена в камне, и была увеличена в 1679. Двадцать лет позже влиятельный государственный деятель Александр Меншиков консолидировал земельные участки к югу от современных Чистых прудов. Церковь Архангела Гавриила стала домовой церковью его семьи, которая проживала в соседнем квартале с запада, на месте нынешнего Центрального почтамта.

###Страница 2

В 1701 году Меншиков отремонтировал старую церковь, а в 1704 году - приказал снести. Меншиков поручил общее руководство строительством Ивану Зарудному. Доменико Трезини, подчинённый Зарудного, был из европейских мастеров (из семей Fontana, Rusco, Ferrara и пр. из кантона Тичино), но через полгода он был отправлен в Санкт-Петербург. Новая церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81 метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела 50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30-метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII веке.

В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с собой. Работа над интерьерами башни замедлилась; частные владения Меншикова внутри храма были перестроены в обычный алтарь.


В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил верхнюю деревянную часть с часами. Колокола упали, раздробив деревянные потолки и уничтожив интерьеры нефов (частично). Боковые алтари, однако, выжили и продолжают действовать в то время как главная башня стояла обезглавленной до 1773 года. В 1773-1779 башня была восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника, новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в стиле барокко. Вазы по углам первого восьмиугольника, установленные в 1770-х, заменили собой утраченные статуи 1723 года; позднее вазы регулярно менялись, нынешние выполнены из бетона. Окна восьмиугольных сводов были заполнены кирпичом, что делает монтаж колоколов невозможным. С другой стороны, оригиналы скульптурной отделки этого периода были практически утрачены (современная скульптура состоит, в основном, из цементных копий).


Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со стен были стерты масонские символы и изречения. По другим сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при Почтамте как летний храм. Как тёплая, была построена меньшая неоклассическая церковь Феодора Стратилата, которая также используется как колокольня.

 

 

Это интересно: