→ Каким падежам относятся эти слова. Что такое падежный вопрос? Падежный и смысловой вопросы

Каким падежам относятся эти слова. Что такое падежный вопрос? Падежный и смысловой вопросы

Некоторые лингвисты считают, что русский язык богат на падежи. Имеется в виду, что их не шесть, как изучают школьники, а больше. И, как оказывается, у них есть полное основание придерживаться такого мнения. Итак, сколько в русском языке падежей? Попробуем в этом вопросе разобраться.

Падежная система

Термин «падеж» в переводе с греческого звучит как «падение», а с латинского - «падать».

Падеж (склонение) - грамматическая категория, предназначенная показывать синтаксическую роль имен существительных и их взаимодействие с другими словами предложения. Кроме существительного, изменяются по падежам и прилагательные, причастия, числительные, местоимения. Стоит заметить, что падеж этих адъективных слов зависит от склонения определяемого существительного. Выражается оно изменением окончания.

Сколько в русском языке падежей?

Рассматривая морфологию русского языка, как правило, называют шесть основных падежей:

  • Именительный (исходная форма склонения).
  • Родительный.
  • Дательный.
  • Винительный.
  • Творительный.
  • Предложный.

Перечисленные падежи называют основными в связи с широким употреблением. Кроме этого, стоит заметить, что их распространенность связана с тем, что части речи, которые были упомянуты ранее, имеют грамматические формы для перечисленных падежей.

Для правильного склонения слов необходимо знать, что все падежи отвечают на вопросы. К тому же каждый из них выражает несколько значений. Ознакомимся с каждым более подробно.

Именительный падеж

Соответствуют вопросы «кто?», «что?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному добавить слово «есть». Например: есть (что?) лампочка. Употребляется без предлогов. Единственное число имеет такие окончания:

  • 1 склонение: -а, -я.
  • 2 склонение: -о, -е или нулевое.

А во множественном числе: -ы, -и, -а, -я.

Поскольку именительный падеж выступает исходной падежной формой слова, в его обязанности входит:

  • давать имя субъекту действия или состояния (матушка убирает, дети устали );
  • определять, характеризовать предмет, лицо или действие (наша дочь - врач; война - это бедствие );
  • называть тему сообщения, предмет, действие, свойство (используется в предложениях такого типа: Утро. Солнце .);
  • Выражать обращение к собеседнику (Малыш, сколько тебе лет ?).

Родительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «чего?» Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «нет». Например: нет (чего?) снега. Употребляется с предлогами возле, у, после, без, около, из, для, вокруг, до, от, с . Единственное число определяется такими окончаниями:

  • 1 склонение: -ы, -и.
  • 2 склонение: -а, -я.
  • 3 склонение: -и.

Имеет окончание: нулевое, -ов, -ев, -ей.

Родительный падеж может указывать на:

  • Принадлежность предмета (машина сына ).
  • Носителя свойства (голубизна неба ).
  • Объект, на который направляется действие (просмотр телевизора ).
  • Субъект, совершающий действие (приезд мамы ).
  • Части целого (кусок торта ).

Дательный падеж

Слова в дательном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «дам». Например: дам (кому?) сестренке . Употребляются с предлогами к, по . В единственном числе слова в дательном падеже оканчиваются на:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -у, -ю.
  • 3 склонение: -и.

Множественному числу склонения характерны окончания: -ам, -ям.

Слова в дательном падеже предназначены для обозначения:

  • Адресата действия (дала журнал подруге, написал письмо маме );
  • Субъекта действия или состояния (ребятам не спалось ).

Винительный падеж

Соответствуют вопросы «кого?», «что?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному подставить слово «вижу». Например: вижу (кого?) маму. Употребляется с предлогами в, за, на, про, через . Единственному числу соответствуют окончания:

  • 1 склонение: -у, -ю.
  • 2 склонение: -о, -е.
  • 3 склонение: нулевое окончание.

Множественному числу: -ы, -и, -а, -я, -ей.

Винительный падеж, в свою очередь:

  • Обозначает объект действия (убирать комнату, сшить платье ).
  • Выражает количество, пространство, расстояние, меру времени (проехать километр, весить тонну, ждать год, стоить копейку) .

Творительный падеж

Соответствуют вопросы «кем?», «чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «горжусь». Например: горжусь (кем?) сыном. Употребляется с предлогами за, над, под, перед, с

  • 1 склонение: -ой (-ою), -ей (-ею).
  • 2 склонение: -ом, -ем.
  • 3 склонение: -ю.

Множественное: -ами, -ями.

Предназначен для обозначения:

  • Постоянной или временной занятости какой-нибудь деятельностью (служит солдатом, работал сантехником ).
  • Субъекта действия - для страдательных конструкций (дом снесен рабочими ).
  • Объекта действия (дышать кислородом ).
  • Инструмента или средства действия (обрабатывать перекисью ).
  • Места действия (идти тропинкой ).
  • Способа, образа действия (петь басом ).
  • Меры времени или количества чего-нибудь (таскать ведрами ).
  • Параметра предмета (величиной с кулак).
  • Совместности лиц и предметов (брат с сестрой ).

Предложный падеж

Соответствуют вопросы «о ком?», «о чем?». Чтобы распознать этот падеж, нужно к существительному поставить слово «думаю». Например: думаю (о ком?) о любимом. Употребляется с предлогами в, на, о, об, обо, при . Единственное число имеет окончания:

  • 1 склонение: -е, -и.
  • 2 склонение: -е. -и.
  • 3 склонение: -и.

Падежи множественного числа оканчиваются на: -ах, -ях.

Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже, помогают определить, что он обозначает. А именно:

  • Объект действия (думать о девушке ).
  • Место действия, состояния (сидеть на стуле ).
  • Время после выполнения какого-нибудь действия (по приезде ).

Дополнительные падежи

В русском языке, кроме шести основных падежей, выделяют несколько форм, имеющих спорный статус, близких к падежу. Еще их называют падежи существительных, поскольку предназначены они исключительно для их склонения. К ним относятся: второй родительный (партитивный или количественно-отделительный), второй предложный (локативный, местный), второй винительный (превратительный, включительный, собирательный), звательная форма (вокатив), счетный, ждательный, лишительный падежи. Особенностью этих форм является то, что каждая из них встречается в ограниченном круге слов. К тому же они могут существовать в определенных контекстных условиях. Немного изучим эти падежи. Примеры нам помогут лучше с ними разобраться.

Второй предназначен для склонения некоторых слов мужского рода в единственном числе, относящихся ко второму склонению: чашка чаю, ложка сахару. Окончание этого падежа, а именно «-у», чаще употребляется в разговорной речи и не является обязательным (можно говорить мешок сахара или мешок сахару ). Исключением являются отдельные случаи: выпьем чайку . Достаточно много существительных мужского рода не употребляются в форме партитива: кубик льду, кусок хлебу.

Второму предложному склонению присущи особые окончания группы существительных, в единственном числе имеющих мужской род. Падеж употребляется, к примеру, в таких словах: на берегу, в шкафу, в бою . Также для локатива характерен перенос ударения на окончание у определенных существительных 3-го склонения, имеющих женский род и единственное число: в тиши, на мели, в печи.

Второй встречается при некоторых глаголах (записаться, проситься, выбрать, пойти, готовиться, выбиться, метить и др.) после предлога «в». К тому же его окончания такие же, как и в множественного числа: (записаться в летчики) .

Ждательный падеж практически совпадает с родительным, но его можно выделить вследствие склонения некоторых слов с той же грамматической формой по форме винительного падежа: ждать (кого? чего?) телеграммы и ждать (кого? что?) брата .

Счетный падеж немного отличается от родительного падежа и используется при счете: два шага, три столовых .

Звательный падеж практически идентичен именительной форме, но отличается образованием независимого оборота речи, подобного междометию: Вань, Маш, Петь, Тань . То есть он чаще употребляется в разговорной речи для обращения к собеседнику.

Лишительный падеж является видом винительного падежа, однако используется только с отрицанием при глаголе: не иметь права, не знать правды .

Сколько в русском языке падежей, носящих дополнительный характер? По нашим подсчетам их получилось семь. Но самое интересное, что некоторые лингвисты считают полноценными падежами только два: местный (второй предложный) и превратительный (второй винительный). Другие утверждают, то ждательный падеж также имеет некий смысл. А вот поскольку лишительный и второй родительный падежи очень часто можно заменить родительным, их можно назвать только вариантами родительной формы склонения. Звательный и счетный также зачастую не считают падежами. В первом случае это просто существительное в именительном падеже, а во втором - существительное, образованное от прилагательного.

Подведем итоги

Ознакомившись с вышеописанной информацией, можно ответить на вопрос о том, сколько в русском языке падежей. Итак, в школе мы изучаем шесть основных падежей. Они употребляются ежедневно при любом виде общения: разговор, переписка и т. д. Но, кроме них, выделяют еще семь форм склонения, которые встречаются преимущественно в разговорной речи. Сколько падежей получается всего? Мы смело можем утверждать, что их тринадцать. Учитывая то, что дополнительные формы склонения являются вариантами основных, их не предлагают для изучения в школе для упрощения учебного процесса. Но можно предложить ознакомление с ними во внекласнное время для общего развития.

Русский язык относится к языкам синтетического строя: в них словоизменение происходит посредством присоединения или изменения флексий – иначе говоря, окончаний, – которые передают несколько значений. Отличительной чертой такой парадигмы является сочетание нескольких значений в рамках одной морфемы.

Вконтакте

Одноклассники

В языках аналитического строя (например, романских: испанском, французском) порядок слов и предлоги исполняют то же самое назначение, для чего нужны падежи имён существительных и прилагательных в русском языке, то есть устанавливают грамматическое значение словоформы и её синтаксическую связь с другими членами предложения.

Понятие склонения: склонение в русском языке

Флективная природа русского языка проявляется в том, что именные части речи присоединяют окончания, передающие категории года, числа и падежа . Этот процесс называется склонением. В русском языке, согласно традиционной классификации, имя существительное имеет три склонения, хотя существуют и другие подходы. Например, Андрей Анатольевич Зализняк предлагает определять парадигмы «школьных» первого и второго склонения как вариации общего субстантивного типа.

Разнообразие концепций наблюдается не только в этой области. Из школьных учебников известно, что существительные и прилагательные русского языка изменяются по шести падежам, но лингвистика оспаривает это утверждение. Это связано с тем, что в некоторых случаях существительное принимает окончание, которое не входит в традиционную парадигму склонения (например, выпей чаю , вместо выпей чая ; не знать правды вместо не знать правду ). К счастью, знать эти дополнительные падежи, примеры которых приведены, совсем необязательно.

Тем не менее большинство людей далеко от научных изысканий и споров, по-прежнему оперирует лишь шестью падежами , запоминая их при помощи мнемонических правил. К сожалению, для запоминания падежных окончаний таковых не существует и их приходится зубрить наизусть. Но даже самые грамотные люди порой впадают в ступор, раздумывая, какое же окончание будет верным в этом случае. При наличии затруднений лучше всего обратиться к таблице :

Название падежа Вопрос Предлоги Окончания 1 склонения Окончания 2 склонения Окончания 3 склонения Окончания множественного числа
Именительный кто? что? -а, -я -о, -е -ы, -и, -а, -я
Родительный кого? чего? чей? чья? чьё? без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг -ы, -и -а, -я -, -ов, -ев, -ей
Дательный кому? чему? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Винительный кого? что? в, за, на, про, через -у, -ю -о, -е = И.п. -, -ы, -и, -а, -я, -ей
Творительный кем? чем? за, над, под, перед, с -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предложный о ком? о чём? в, на, о, об, обо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

Как видно из таблицы, во многих случаях формы существительного в винительном и именительном падежах совпадают. Связано это с их грамматическим и синтаксическим значением: имя существительное в именительном падеже обозначает субъект действия и в предложении является подлежащим, в то время как винительный вводит объект действия и является дополнением.

В античной Греции грамматики под сильным влиянием натурфилософии предполагали, что именительный – некое совершенство, «правильная» форма слова , а все остальные – отклонение от идеала. Собственно, сам термин «склонение» передаёт логику древних учёных. Выведенное ими противопоставление существует до сих пор, хотя и по другим причинам. Так, падежи делятся на:

  • прямые (именительный) – не зависят от других членов предложения и не управляются глаголами;
  • косвенные (все остальные) – вводятся предлогами и выступают в функции дополнения.

Значения косвенных падежей

Падежи русского языка имеют конкретные функции в образовании связей между членами предложения. Например, родительный передаёт смысл принадлежности и включенности во что-либо (тетрадь сына, дом из дерева ), а дательный вводит адресата речи или процесса (позвонить маме, сказать другу ). Совремённый творительный падеж включил в себя сразу несколько значений, среди которых можно выделить орудие действия (стучать молотком ) и траекторию пути (идти лесной тропой ). Предложный падеж, как следует из названия, с помощью предлогов передаёт множество различных значений, из которых, в качестве примера, можно выделить местоположение в пространстве (комната в доме ).

Выделение этих значений и умение их определять является базисом для соблюдения орфографических норм. Ошибки в падежных окончаниях весьма распространены. Чтобы их избегать, необходимо как минимум правильно определить падеж.

Определение падежа имени существительного

Простой таблицы окончаний мало для верного написания слова. Как правило, проблема состоит в определении необходимого падежа. В качестве примера подобной трудности можно назвать орфоэпически похожие формы родительного и дательного падежей 1 склонения единственного числа (бабушки бабушке). Однако, существует простой способ определить необходимое в том или ином случае окончание. Для этого нужно:

Описанные выше операции весьма просты и эффективны . Но существуют другие инструменты, которые не требуют запоминания падежных вопросов и типов склонений. С развитием высоких технологий и интернет-коммуникаций стало возможным составление специальных программ и сервисов, которые способны за доли секунды просклонять необходимое существительное онлайн. Данный метод подойдёт и школьникам, и взрослым.

→ Существительные: основные значения падежей

Основные значения падежей

Основные значения падежей имен существительных в русском языке; основные предлоги падежей.

Падеж – форма изменения слова при . В русском языке шесть падежей:

  • Именительный (И.). . . . кто?что?
  • Родительный (Р.). . . .. . кого?чего?
  • Дательный (Д.). . . . . . . . .кому?чему?
  • Винительный (В.). . . .. . кого?что?
  • Творительный (Т.) . .. . . . кем?чем?
  • Предложный (П.) .. . . . . о ком?о чём?
Именительный падеж - исходная форма имени существительного (а также всех других склоняемых частей речи).В этой форме существительные приводятся в словарях.В предложении именительный падеж обозначает подлежащее (мальчик читает; окно закрыто ) или именную часть сказуемого (мой товарищ - врач ; это была школа ) . Родительный падеж может зависеть от существительных, прилагательных, числительных, глаголов, а также причастий и деепричастий.

Родительный падеж, зависимый от существительных, обозначает:
- принадлежность: комната сестры , книга товарища , стихотворение Пушкина ;
- определительные отношения: запах цветов , свет луны , центр го рода , лист книги , рука человека ;
- действующее лицо (после отглагольных существительных): выступление артиста (ср. артист выступает), приезд делега тов ;
- объект действия (после отглагольных существительных): решение задачи , чтение книги (ср. решать задачу, читать книгу);
- вещество, мера которого определяется: стакан воды , литр молока , килограмм сахару .

Родительный падеж употребляется после количественных числительных (два ученика, 5 тетрадей, 50 лет ), после слов, обозначающих неопределённое количество (много машин, мало сил, несколько метров, сколько человек и т. п.), и после прилагательных в сравнительной степени (выше дерева, белее снега ).
Родительный падеж, зависимый от глаголов, обозначает прямой объект при переходном глаголе с отрицанием: не сказа л правды , не получи л письма (ср. сказал правду, получил письмо - винительный падеж) - или предмет, на который действие направлено частично: налить воды , выпить молока (т. е. немного; ср. выпить молоко , т. е. всё); употребляется после глаголов «бояться» (собаки ), «добиваться» (цели ), «избегать» (простуды ), «лишаться» (надежды ) и т. п., а также в безличных предложениях после глаголов «не было», «не будет» и после слова «нет»: не было (нет) бумаги, не будет времени.
Родительный падеж употребляется для обозначения даты, когда указывается точное число: он вернулся десятого мая, она родилась пе рвого сентября тысяча девятьсот сорокового года (ср. предложный падеж).

Дательный падеж , зависимый от глаголов и некоторых, преимущественно отглагольных, существительных, обозначает косвенный объект действия: верить людям , помогать товарищу , писать брату (ср. писать письмо - прямой объект). При предикативных наречиях и глаголах в безличном предложении дательный падеж указывает на логический субъект действия: мне грустно, ему не спалось (т. е. он не мог спать).

Винительный падеж (без предлога) употребляется для обозначения прямого дополнения (прямого объекта) после переходных глаголов: вижу де рево , пишу письмо , встречаю товарища (ср. родительный падеж).

Творительный падеж , зависимый от глаголов и некоторых существительных, обозначает:
- орудие действия: ударить (уда р) палкой , писать карандашом ;
- способ действия, сравнение, время, место: говорить гро мким голосом , петь соловьём (как соловей), прие хать ранней весной , идти лесом ;
- логический субъект в страдательном или безличном обороте: дом строится рабочими (ср. рабочие стро ят дом ), берёзу повалило ве тром (ср. ве тер повалил берёзу );
- часть составного сказуемого при глаголах «быть», «стать», «становиться», «делаться», «казаться», «являться» и т. п.: он был студентом , он стал инженером , мальчик становится взрослым ;
- употребляется после глаголов «владеть» (до мом ), «руководить» (группой ), «управлять» (производством ), «заниматься» (чте нием ) и др.

Предлоги русских падежей:

Родительный, дательный, винительный, творительный падежи могут употребляться с предлогами; наиболее употребительные предлоги :
- с родительным падежом - «без», «для», «до», «из», «из-за», «от», «с», «у»,
- с дательным падежом - «к», «по»,
- с винительным падежом - «в», «за», «на», «под», «про», «через»,
- с творительным падежом - «за», «над», «под», «перед», «с».
Предложный падеж выступает после глаголов и некоторых существительных, употребляется только с предлогами и обозначает:
- предмет речи, мысли и т. п. (с предлогом «о», «об», «обо»): говорить (разгово р) о литературе, думать о дела х, узнать об отъезде ;
- место, время (с предлогами «в»,«на», «при»): учиться (учёба) в институте, быть на севере, жить при школе (ср. сад при шко ле ), в прошлом году, на этой неделе .

Предложный падеж употребляется для указания даты , когда обозначается лишь год, но не указывается
месяц и число (ср. родительный падеж): Пушкин родился в тысяча семьсот девяносто девятом году .
Если указывается месяц и год, но не указывается число, для обозначения месяца употребляется предложный падеж, а название года ставится в родительном падеже: ...в мае тысяча девятьсот семидесятого .

  • Перейти к разделу: Существительные: ← Падежи →

У существительного. К сожалению, далеко не сразу всем это удается. Необходимо владеть достаточно большим объемом информации, чтобы выполнить это задание без труда.

Существительное как часть речи

Каждый из нас знаком с именем существительным. Мы, не задумываясь, используем его ежедневно в нашей речи. А теперь представим, что этой части речи больше нет. Попробуйте рассказать о каком-либо событии без его помощи. Вряд ли это удастся сделать, поскольку им.сущ. дает название всем предметам и явлениям, которые есть в нашей жизни. Все, что мы видим вокруг и о чем рассказываем, не обходится без него. А потому основной его функцией считается номинативная, то есть давать наименования всем предметам.

Называя друг друга по имени, мы тоже не обходимся без существительного. Владея родным языком в совершенстве, мы правильно ставим эту часть речи в необходимую форму. Определить с научной точки зрения, какой падеж и число употреблены в слове, мы попытаемся в нашей статье.

Склонение

Прежде чем узнать, как определить падеж у существительного, необходимо разобраться в том, что такое склонение. Само по себе это слово имеет значение «изменение». То есть склонять - это значит менять им.сущ. по числам и падежам.

В русском языке выделяют несколько типов склонения.

К первому относят слова, которые оканчиваются на -а или -я. Они обязательно должны быть в форме мужского или женского рода. Например: машина, дядя, картина, природа.

Слова во втором склонении имеют другие критерии. Такие существительные имеют окончания -о, -е или нулевое и относятся к среднему и мужскому родам. Например: постановление, агрегат, волокно.

Если перед нами слово в женском роде, имеющее на конце мягкий знак (соответственно, нулевое окончание), то его относят к третьему склонению. Например: дочь, вещь, речь, ночь.

Каждая из групп имеет свою систему окончаний. Именно их необходимо помнить, получая задание: «Определи падеж и склонение существительных».

Род

В русском языке выделяют три его вида. Перед тем как мы узнаем, как правильно определить падеж существительных, нужно узнать и эту информацию.

К мужскому роду относят слова, которые сочетаются с личным местоимением «он»: катер, начальник, результат.

Средний род определяют по слову «оно». К нему относятся большинство абстрактных и неодушевленных понятий: восприятие, счастье, благополучие.

К женскому, соответственно, относятся такие слова, которые сочетаются со словом «она»: любовь, фотография, жизнь.

Для того чтобы определить род, необходимо учитывать, с каким личным местоимением согласуется нужное имя существительное.

Падеж

Теперь самое время узнать, как определить Для этого нужно знать, на какие вопросы отвечает каждый из них.

Начальной формой слов этой части речи всегда является именительный падеж. Он выполняет в предложении функцию главного члена - подлежащего.

Перед тем как определить падеж у существительного, задают вопрос. В им.п. - «кто?», «что?». Например: ваза, цветок.

Дательный падеж требует слово «дать» («кому?», «чему»?). Например: вазе, цветку.

Очень часто с именительным путают винительный падеж. Он отвечает на вопросы «кого?» или «что?». Также к нему добавляют вспомогательную форму «видеть» либо «винить». Например: вазу, цветок.

Творительный требует вопросов «кем?» или «чем? Сочетается он со словом «восхищаться». Например: вазой, цветком.

И последний, предложный: «о ком?» или «о чем?». К нему в помощь добавляют слова «думать» либо «говорить».

Теперь мы знаем, как определить Для этой несложной задачи потребуется лишь корректно подобрать вопрос к необходимому слову.

Особенности именительного и винительного

При всей, казалось бы, простоте определения падежа иногда все же возникают вопросы. Все это происходит потому, что некоторые формы могут совпадать. Такое абсолютное сходство между словами называют омонимами.

К примеру, очень часто совпадают формы им. и вин. падежей. Для того чтобы их разграничить, нам необходимо внимательно изучить контекст.

Сравним два предложения:

  1. На поляне росло красивое дерево.
  2. Подойдя к поляне, мы увидели красивое дерево.

Формы слова абсолютно совпадают.

Возникает вопрос о том, как определить винительный падеж существительного. Для этого мы должны проследить за синтаксической ролью этого слова. В первом предложении слово «дерево» является подлежащим, согласуясь со сказуемым «росло». Оно самостоятельно выполняет действие, поэтому мы легко определим, что его падеж - именительный.

Теперь посмотрим на второй пример. Грамматической основой является «мы увидели». Над деревом совершается какое-то действие, а потому в данном случае перед нами винительный падеж.

Дательный и предложный

Также в некоторых случаях совпадают предложный падеж и дательный.

  1. Мы шли по дороге.
  2. Я думал о предстоящей дороге весь вечер.

Снова полное совпадение словоформ. В данном случае воспользуемся методом искусственной подстановки множественного числа. Получится:

  1. Мы шли по дорогам.
  2. Я думал о дорогах.

Теперь мы видим, что по множ. числу отличить падежи проще: в первом случае - дательный (чему?), во втором - предложный (о чем?).

Есть и еще одна небольшая хитрость. Дательный падеж имеет при себе два предлога «к» и «по». Благодаря им легко отличить его от других форм.

Разбор

Зачастую на уроке учащиеся получают задание определить род, число, падеж существительных. Обычно это требуется для проведения слова.

Приведем в пример образец разбора имени существительного.

Наши мальчики участвовали в соревнованиях.

  • В соревнованиях - им. сущ.
  • Начальная форма (что?) - соревнование.
  • Постоянные признаки:

Не обозначает название каких-либо объектов, поэтому является нарицательным;

Неодушевленное;

Сред. род (оно);

Имеет окончание -е и относится к сред. роду, значит тип склонения - второй.

  • Непостоянные признаки:

Множ. число;

Отвечает на вопрос «в чем?», сочетается с вспомогательным словом «думать», следовательно, падеж предложный.

  • В предложении будет выполнять роль второстепенного члена - дополнения.

Вывод

Мы подробно изучили, как определить падеж у существительного. Кроме того, мы смогли выполнить слова, для того чтобы подтвердить всю полученную информацию. Таким образом, у нас больше не возникнет трудностей в этом деле. Достаточно лишь правильно задать вопрос, и падеж легко определится. При появлении омонимичных форм достаточно посмотреть на синтаксическую роль слова или заменить единственное

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.

Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).

Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.

Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.

Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.

Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.

Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

 

 

Это интересно: