→ Материал для письма из коры дерева. Древнейшие материалы для письма

Материал для письма из коры дерева. Древнейшие материалы для письма

Как уже отмечалось, понятие документа основано на дву-единстве информации и материального носителя. Материаль­ные носители оказывают большое влияние на процессы созда­ния, трансляции, хранения и использования документирован­ной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ев пере­дачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения. .

Необходимо иметь в виду, что носитель информации и но­ситель документированной информации- разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Зашита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физи­ческое поле, в которых информация находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель докумен­тированной информации - это «материальный объект, ис­пользуемый для закрепления и хранения на нем речевой, зву­ковой или изобразительной информации, в том числе в преоб­разованном виде».


Документоведение

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материала основы записи и вещества записи. Исключение составляют материальные носители, ис­пользуемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звуко­запись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя её физическую, физико-химическую структуру 1 .

Носители информации самым тесным образом связаны не* только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда- непрерывная эво­люция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобре­тение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (сере­дина I тыс. до Р. X.) первоначально были записаны на бамбу­ковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревян­ными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре берёзы - бе­рёсте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестя­ных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниа­тюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц разме­ром 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подго­товка берёсты к процессу записи была несложной. Предвари­тельно её кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты свора-


1 Столяров Ю. Н. Материальный носитель информации как со­ставная часть документа // Делопроизводство. 2003. № 3. С. 33.

чивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной сто­роны.

На берёсте писали не только в Древней Руси, но и в Цен­тральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамо­ты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берё­сты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавлива­лись слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной ин­формации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеоб­разные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиня­ных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Последние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалён­ных уголках России даже в XVIII веке иногда писали на берё­сте. Известны десятки рукописных книг религиозного содер­жания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечест­венной войны.

Исторически первым материалом, который специально из­готовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. X. стало од­ним из важнейших достижений египетской культуры. Главны­ми преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей ниль­ского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые за-

" Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога //Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.

2 Истрин В. А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 1980. С. 20-24.


Документоведение

тем склеивали в полосы длиной в среднем до Юм (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зави­симости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус " использовался не только в Древнем Египте, но и в других " странах Средиземноморья, причём в Западной Европе- » вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в на­чале XX в.

Другим материалом растительного происхождения, исполь­зовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Цен­тральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была < тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумаж­ного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.

Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получив­шим широкое распространение в эпоху древности и средневе­ковья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, про­изводившегося лишь в Египте, пергамент можно было полу­чить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей " обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось вы­делывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог ^ поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент ста- -ли изготавливать только в XV столетии, а до этого его приво- " зили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был ".}. гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный не- * достаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Материальные носители документированной информации

Бумага

Бумага (от итал. "ЬатЬа§1а" - хлопок) была изобретена в Китае во II веке до Р. X. В 105 г. китаец Цай Лунь усовершен-твовал процесс её изготовления, предложив использовать в качестве сырья молодые побеги бамбука, кору тутовых деревь­ев, ивы, а также пеньку и тряпье.

" Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секре­ты производства бумаги. За их разглашение виновным грозила смертная казнь. Лишь в начале VII века эти секреты были вы­везены за пределы страны - в Корею и Японию, затем стали известны в других странах Востока, а в XII в. - ив Европе. С XIII в. бумага стала производиться в Италии, в XIV в. - в Гер­мании, в XV в. - в Англии.

На Руси использование этого нового материала для письма началось в XIV веке. Первоначально бумага была привоз­ной __сначала с Востока, а затем из Западной Европы: италь­янская, французская, немецкая, голландская. В период правле­ния Ивана Грозного в России была построена первая «бумаж­ная мельница» близ Москвы, действовавшая, впрочем, недол­го. Но уже в XVII столетии в стране работало 5 бумаго­делательных предприятий, а в XVIII веке - 52".

Способ изготовления бумаги принципиально отличается от папируса и пергамента. Он основан на разрушении связи меж­ду растительными волокнами с последующим их тесным пере­плетением между собой («сволачиванием») в форме тонкого бумажного листа или бумажной ленты.

До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тря­пья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной пря­моугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из прово­локи. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами гру-

Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М, 1972. С. 9.


Документоведение

бого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изгот ленной ручным способом, следы, видимые на просвет, скольку бумажная масса в местах её соприкосновения с про" локой была менее плотной. Эти следы получили название лиграней (от итал. «г1Н§гапа» - водяной знак на бумаге).

Самый ранний, известный к настоящему времени водя знак, японский по происхождению, относится к 758 г. В бу европейского производства водяные знаки впервые появилис" Италии в конце ХШ века, а в России - лишь во второй полов XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие турное изображение, сделанное из тонкой проволоки и при лявшееся к дну металлической сетки. На филигранях и* лись животные, растения, небесные тела, короны, портреты нархов и т. п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бум

К настоящему времени известно около 175 тыс. фили ней, сделанных в разное время на бумажных мельницах нуфактурах. Водяные знаки являлись торговой маркой, а т~ одним из средств защиты от подделки документов.

И в наши дни бумага с водяными знаками по-прежне - широко применяется для изготовления ценных бумаг, дене ных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, сви тельств и т. д.). Современные водяные знаки представляют бой различные полутоновые или штриховые геометричес узоры, рисунки, надписи, которые можно увидеть на прос или при разглядывании бумаги под различными углами. Во ные знаки могут занимать всю площадь бумаги (обычно в в~ регулярных узоров - линий, решёток и т. п.), но могут раз; щаться и в строго определённых местах, представляя ее локальные (фиксированные) водяные знаки 1 .

Между тем бумажное производство совершенствовалось постепенно механизировалось. В 1670 г. в Голландии был бретён ролл - механизм для измельчения волокон. Франк ский химик Клод Луи Бертолле в 1789 г. предложил способ I

" Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44.

Материальные носители документированной информации

беливания тряпья хлором, способствовавший улучшению ка­чества бумаги. А в 1798 г. француз Н. Л. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. В России первая такая машина была установлена в 1818 г. на Петергофской бу­мажной фабрике. В настоящее время принцип действия бума­годелательных машин остаётся таким же, что и сотни лет на­зад. Однако современные машины обладают гораздо большей производительностью.

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного произ­водства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.

В двадцатом столетии продолжалось совершенствование бу­мажного носителя информации. С 1950-х гг. в производстве бу­маги стали применяться полимерные плёнки и синтетические во­локна, в результате чего появилась принципиально новая, синте­тическая бумага - бумага-пластикат. Она отличается повышен­ной механической прочностью, стойкостью к химическим воз­действиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластич­ностью и некоторыми другими ценными качествами. В частно­сти, бумага из синтетических волокон в 5 раз прочнее на раздира­ние ив 10 раз - на разрыв, нежели обыкновенная писчая бумага из целлюлозы. Такая бумага может использоваться для изготов­ления чертежей, географических карт, репродукций и т. д. К при­меру, для изготовления географических карт используется смесь хлопковой целлюлозы (40 %) и полиэфирных волокон. Такой бу­маге не страшны ни дождь, ни снег. Однако полная замена расти­тельных волокон синтетическими ухудшает структуру поверхно­сти бумаги, поэтому предпочтительнее их смешанная компози­ция 1 .

При выборе бумаги для документирования необходимо учитывать свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом её производства, композиционным составом, степе­нью отделки поверхности и т. п.

Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы. М., 1972. С. 103, °9; Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. М., 1986. С. 115.


Документоведение

Любая бумага, изготовленная традиционным способом, ха- растеризуется определёнными свойствами, которые необходи- " мо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся:

- композиционный состав, т. е. состав и род волокон (цел- : люлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и др. во­локна), их процентное соотношение, степень размола;

-масса бумаги (масса 1 кв. м бумаги любого сорта). Масса, выпускаемой для печати бумаги составляет от 40 до 250 г/м 2 ;

- толщина бумаги (может быть от 4 до 400 мкм);

- плотность, степень пористости бумаги (количество бу-" мажной массы в г/см 5);

- структурные и механические свойства бумаги (в.част­ности, направление ориентации волокон в бумаге, светопрони­цаемость, прозрачность бумаги, деформации под воздействием влаги и т. п.);

- гладкость поверхности бумаги;

- белизна;

- светопрочность;

- сорность (результат использования при её производстве загрязнённой воды) и некоторые другие свойства бумаги.

В зависимости от свойств бумага делится на классы (для печати, для письма, для машинописи, декоративная, упаковоч­ная и др.), а также на виды (типографская, офсетная, газетная, мелованная, писчая, картографическая, ватманская, документ­ная, афишная и билетная, этикеточная и т. д.). Так, бумага с поверхностной плотностью от 30 до 52 г/м 2 и с преобладанием в её композиционном составе древесной массы называется га­зетной. Типографская бумага имеет поверхностную плотность от 60 до 80 г/м 2 и изготавливается на основе древесной целлю­лозы. Ещё большую плотность имеет картографическая бума­га (от 85 до 160 г/м 2). Писчая бумага (от 45 до 80 г/м 3) изготав­ливается из целлюлозы или с добавлением небольшой части древесной массы. Широко используется в делопроизводстве, для изготовления бланков и других унифицированных доку­ментов, а также для бумаги потребительских форматов, школьных тетрадей и т. п. продукции. Для печатания художе­ственных гравюр применяется эстампная бумага. Для техни-

Материальные носители документированной информации

ческого документирования используется высокосортная белая чертёжная ватманская бумага, которая производится на осно­ве механически обработанного тряпья.

Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется так называемая документная бумага, устойчивая к механиче­ским воздействиям. Она изготавливается на основе льнопень-ковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками. Кроме того, в состав такой бумаги могут вводиться специаль­ные защитные волокна различной длины и цветов. Эти волок­на бывают видимыми в обычном свете или только при осве­щении ультрафиолетовыми лучами. С целью защиты включа­ются также полимерные полоски или нити, которые могут вы­ходить на поверхность бумаги или внедряться в неё. При необ­ходимости в бумагу могут включаться также частицы различ­ной формы с разнообразными оптическими эффектами, могут вводиться химические реактивы, которые обнаруживаются только специальными детекторами.

В России производство бумаги с защитными свойствами подлежит обязательному лицензированию. Выпускается она в основном на фабриках «Гознака» и делится по своему назна­чению на три группы:

1) бумага, изготавливаемая для государственных организа­ций (для банкнот, паспортов, удостоверений граждан, акциз­ных, почтовых и коллекционных марок);

2) для государственных и корпоративных ценных бумаг (облигации, акции, векселя и т. п.);

3) фирменная бумага для широкого потребителя с водяными знаками, изготовленными в том числе и по заявке заказчика 1 .

Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял девятнадцать её форматов. Но одновременно существовали многочисленные

1 Подробнее см.: Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М., 1972; Книга: Энциклопедия. М, 1999. С. 120-122; Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44-45.


Документоведение

форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фаб- ;| рик и исходя из пожеланий потребителей. После прихода к вла­сти большевиков и принятого ими решения о переходе к метрик \ ческой системе форматы бумаги в 1920-е гг. были упорядочены,^ а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бу»;| маги. Потребительские форматы». В основу новых форматов?! была положена система размеров бумаги, впервые предложен ная Германской стандартизационной организацией БГЫ пр* мерно в 1920 г. В 1975 г. эта система стала международны^ стандартом (180 216), будучи принята Международной орг зацией по стандартизации 1 . Она действует и в России.

Стандарт 180 216 состоит из трёх серий: А, В и С. В качестве]] основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бума имеет ширину, равную результату деления его длины на кореи квадратный из двух (1:1,4142). Площадь основного формата (АЙ|| равна 1м 2 , а его стороны составляют 841x1189мм. Остальные! форматы получаются путём последовательного деления пополам; предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В1 результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, ую- Ц зываюшей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата АО.

Форматы А-серии 180 216 (в мм):

АО -841x1189; А1- 594x841; А2 -420x594; АЗ -297x420; А4 -210x297; А5 -148x210; А6-105x148;

А7 -74x105 А8 - 52x74; А9 - 37x52; А10 -26x37 АН -18x26 А12 -13x18 А13 -9x13.

Графически соотношение стандартных форматов бумаги представлено на рис. 1.

1 Илюшенко М. П., Кузнецова Т. В. Формуляр документа. М., 1986. С. 45, 50; Кун М. Бумажный алфавит: А, В, С // РиЬН$Ь. 2000. № 2. С. 58.

Материальные носители документированной информации

Развитие письменности и инструментов для письма

История письменности и инструментов для письма, используемых человеком с древнейших времен до наших дней для записи и передачи информации, есть история самой мировой цивилизации. Принадлежности для письма запечатлевали каждый шаг в развитии человечества и сформировали взаимоотношения между отдельными людьми и целыми народами. Они придали достоверность всей структуре торговли, коммерции, финансов, религии, форм правления.

Первобытный человек изобрел орудия в форме дубинок и заостренных камней, чтобы бороться за свое выживание. С развитием разума человек обнаружил, что заостренный камень - более эффективное орудие, чем дубина, им можно также пользоваться для того, чтобы отобразить на стенах пещеры свою радость по поводу удачной охоты. Он рисовал, дабы выразить то, что происходило в его примитивном мозгу, используя природные цветные глины. Наскальные изображения мамонтов и бизона, обнаруженные в пещерах Альтамира (Испания), принадлежат к числу самых первых следов, оставленных первобытным человеком. Изображения на скалах выполнены сажей и охрой, смешанными с жиром животных, и ученые полагают, что их возраст - не менее 35000 лет.

Эта попытка выразить понятия путем копирования сюжетов непосредственно с натуры получила название пиктографии - рисуночного письма.

По мере прогресса цивилизации на смену пиктограммам пришли символы, используемые для обозначения целых слов или слогов. Считается, что первая система письменных знаков была изобретена в шумерских сельскохозяйственных поселениях около 5500 лет назад. Этот способ письма называется клинописью. Он заключался в выдавливании знаков прямоугольной палочкой под углом на плитке из влажной глины, которую затем обжигали и сушили либо на солнце, либо в печи, до тех пор, пока она не затвердеет. Шумеры придавали изображениям более простую стилизованную форму и изобрели знаки для обозначения абстрактных понятий; например, понятия "свет" и "время" передавались изображением Солнца. Хотя шумеры использовали свыше 2000 знаков рисуночного письма, их было все же недостаточно для описания сложных понятий. Поэтому шумеры разработали фонетический принцип, согласно которому знак, который ассоциировался с конкретным звуком, мог быть использован для обозначения другого предмета при помощи такого же звука. Сегодня. этот принцип является основой письменности.

Другими важными системами рисуночного письма были: (а) китайское письмо, на базе которого возникло японское письмо, (б) хеттское письмо, которое, как полагают, играло роль связующего звена между древнееврейским и финикийским алфавитами, причем еврейские слова читаются справа налево; (в) письмо инков, в котором знаки читаются снизу вверх, и (г) египетская иероглифика (в переводе - "священные вырезанные знаки"). Дальнейшим развитием иероглифики стали иератическая и демотическая разновидности египетского письма.

В период правления фараона Аменемхета III (1850 - 1800 гг. до н.э.) египтяне снаряжали экспедиции в поисках медной руды и прочих "сокровищ" на соседний Синайский полуостров. Для увеличения своей численности они нанимали в состав эскпедиций уроженцев Сеира - пустынной местности, простиравшейся к югу от Мертвого моря до Акабского залива. Египтяне использовали писцов для учета количества наемных работников, затраченных денег, количества руды и прочих ценных материалов, добытых на Синае. Жители Сеира говорили на своем собственном языке, и полагают, что письменные отчеты, которые поступали к египтянам от десятников и надсмотрщиков, происходивших из Сеира, привели к изобретению алфавита. Самые ранние надписи, исполненные одними лишь знаками алфавита, сделаны жителями Сеира.

На восточном побережье Средиземного моря, которое в то время являлось частью побережья Сирии, жили финикийцы. Они были торговцами-мореходами и в период между 1100 и 700 гг. до н.э. основали поселения по всему побережью Средиземного моря. Финикийцы пользовались алфавитом, и часто именно им приписывают его изобретение. Это, возможно, ошибка, хотя некоторые из финикийцев были потомками жителей Сеира. Алфавит состоял из простых и понятных символов, каждый из которых обозначал звук. Успех был столь велик, что финикийский алфавит послужил основой для многих позднейших видов письменности, включая греческую, древнееврейскую, арабскую и индийскую.

Греция была первой европейской страной, использовавшей искусство письма, которое затем перекочевало в Сицилию и Италию. К 403 г. до н.э. греки изобрели 24 буквы, создав систему письменности, называемую "ионическим письмом". Первые обнаруженные надписи на греческом языке были вырезаны на камне или изображены на расписной керамике, причем буквы имели строго геометрическую прямоугольную форму. Более поздние рукописные тексты свидетельствуют о том, что буквы стали более округлыми, а слова писались слитно, возможно, из-за необходимости ускорить и облегчить письмо.

Римляне заимствовали греческий алфавит, использовав многие буквы без изменений и добавив некоторые свои. Римская империя процветала в западном мире, и то же самое происходило с ее алфавитом и латинским языком. В наше время римский (латинский) алфавит широко распространен, претерпев лишь несколько незначительных изменений.

Самым первым инструментом для письма был, вероятно, указательный палец. Первобытный человек окунал его в сок растений или кровь животного, чтобы нанести грубые контуры. Следующим шагом стало использование кусков цветной глины либо мела, которым была придана особая форма, чтобы их легче было держать в руке. Шумеры изготовляли глиняные плитки с ровной поверхностью, на которых выдавливали клиновидные знаки при помощи острых предметов.

Древние египтяне усовершенствовали технику письма путем использования тростниковой кисти для письма на материале, изготовленном из стеблей папируса. Кисть изготовляли из тонкого стебля тростника, конец которого расплющивали и размягчали. Кисть впитывала чернила и выпускала их на поверхность папируса. Подрезая различным образом волокна, можно было проводить тонкие или широкие линии письма.

Древние греки изобрели тростниковое перо, изготовленное из тростника, полый стебель которого имел твердую оболочку. Кончик пера заостряли по-разному, чтобы изображать буквы различной формы. Вдобавок, его можно было сделать более эластичным, прорезав расщеп. Этот же принцип используется в современных перьях. Тростниковое перо было прочнее, чем египетская тростниковая кисть. Хотя папирус широко применялся в качестве материала для письма, греки пользовались также вощеными табличками, изготовленными из самшита, слоновой кости или металла. Для письма на этих поверхностях стилусы (заостренные с одной стороны палочки) изготовляли из металла, кости или слоновой кости.

Примерно в VIII столетии папирус был вытеснен пергаментом, который изготовлялся из козьих и овечьих шкур. Древние греки усовершенствовали технику обеззоливания и дубления пергамента.

На пергаменте, с его гладкой поверхностью, легче было писать мелким почерком, и это, по всей вероятности, способствовало появлению птичьего, или гусиного, пера. Перья для письма делали из прочных маховых перьев гуся или другой крупной птицы и затачивали кончик, который был прочнее, нежели расщепленный конец тростникового пера, а потому мог прослужить дольше, прежде чем его требовалось заточить снова. Гусиное перо вскоре получило широкое распространение, и им пользовались уже около 500 года н.э. Исторический пример: английский король Иоанн Безземельный воспользовался гусиным пером, чтобы подписать "Великую хартию вольностей" на лугу Раннимид в 1215 г.

Гусиное перо стало основным инструментом для письма повсюду, кроме некоторых стран Востока, где по-прежнему пользовались тростниковым пером. Это продолжалось вплоть до начала изготовления стальных перьев в XIX столетии. Тем временем прочие материалы, такие, как рог, кость и т.п., люди подвергали испытаниям, стремясь изготовить более долговечное перо, чем гусиное. Металлические перья были известны еще в XV столетии; бронзовые перья с расщепом на современный лад были найдены в руинах города Помпеи, уничтоженного извержением Везувия в 79 г.н.э.! Эти первые металлические перья были топорно сделаны и стоили очень дорого. Дешевые, легко доступные гусиные перья оставались непревзойденными по своей популярности

Использование гусиного пера и чернил лучшего качества, заметно повлияло на почерк. Учащиеся выбирали гусиные перья как более удобные для скорости письма, чтобы рука с пишущим инструментом могла поспевать за их мыслями. Люди начали писать с легкостью и подчас отражали в манере письма черты собственной личности. Национальный характер накладывал свой отпечаток на внешний вид рукописного шрифта. Итальянский шрифт выглядел витиевато и вычурно, германский - солидно и тяжеловесно, испанский - величественно, французский - аккуратно и элегантно, в английском явно прослеживались традиционный индивидуализм и "островное мышление".

Примерно в 1750 г., как результат повышения уровня грамотности, возникла необходимость в более простом и более долговечном пере для использования в конторах и учебных заведениях. Стальное перо, по логике вещей, представлялось законным наследником гусиного, хотя в период с 1800 по 1835 гг. начали появляться и другие заменители гусиного пера. Одни перья изготовляли из рога и черепахового панциря, другие были украшены бриллиантами и рубинами в золотой оправе. Ни одна из этих моделей не имела коммерческого успеха.

Сведения о том, кто изобрел металлическое перо, отсутствуют. Имеются несколько претендентов на приоритет. Документально установлено, что стальные перья делал в Бирмингеме (Англия) еще в 1780 г. изготовитель разрезных колец для ключей по фамилии Харрисон. В 1808 г. житель Лондона Уайз использовал принцип Харрисона для изготовления стальных перьев, торгуя ими по цене 5 шиллингов. Эти перья завоевали большую популярность. В 1820 г. Джозефу Гиллотту, одному из первых наиболее известных изготовителей, удалось изготовить тонкое, упругое стальное перо.

Джон Митчелл начал изготовлять перья механическим способом, а Джеймс Перри тогда же развил бурную деятельность в этом направлении. В 1828 г. Джосайя Мейсон приступил к производству перьев с целью усовершенствования их конструкции и снижения стоимости. В том же году он изготовил цилиндрическое перо для Джеймса Перри, а в следующем году - перья с расщепом. В 1830 г. Перри взял на вооружение способ, позволявший делать стальные перья более упругими путем просечки отверстия в центре пера между кончиком и крыльями, а также прорезания одного или нескольких боковых расщепов по обе стороны центрального расщепа.

Стальное перо совершило большой прогресс по сравнению с традиционным, однако уже здорово надоевшим гусиным. Более высокая стоимость компенсировалась более продолжительным сроком службы и удобством пользования. Механизированное производство перьев началось в 30-х гг. XIX столетия, преимущественно в новом промышленном городе Бирмингеме. Развитие этой важной отрасли стимулировалось повышением общего уровня грамотности и новыми методами рекламы.

Перья изготовлялись самой разнообразной формы и продавались практически по всему миру. Одна фабрика предлагала свыше 400 различных моделей. Одни перья были юбилейными, с портретами выдающихся личностей, другим присваивались знаменитые имена, вроде "Пиквик" либо "Уэверли" (в честь романа Вальтера Скотта).

Хотя большинство стальных перьев были довольно простыми по конструкции, этот недостаток с лихвой окупался чрезвычайно обширным разнообразием ручек для них. Изготовлялись не только простые по внешнему виду деревянные ручки, хорошо известные клеркам и учащимся, но также и многие элегантные и декоративные ручки из самых различных материалов, таких, как слоновая кость, жемчуг, золото и серебро. Для разборчивых покупателей, искусные мастера и ювелиры украшали ручки резьбой, сложными филигранными узорами и эмалью. Были ручки, изготовленные в форме того самого гусиного пера, на смену которому они пришли.

Изготовление стальных перьев осуществлялось в несколько стадий. Этими стадиями были: вырубка заготовок, расщепление носика и вырубка центральной просечки (отверстия), закалка, клеймение, чеканка рельефа, придание окончательной формы. Кроме того, перья подвергали отпуску, снимали с них заусенцы и шлифовали.

Так как все эти стальные перья приходилось окунать в чернила, в их конструкцию было внесено множество усовершенствований, чтобы можно было дольше писать, окунув перо один раз. Некоторые перья изготовлялись с углублениями в форме ложки и желобками, в которых оставалось немного чернил, когда перо окунали в чернильницу. Когда чернила на пере кончались, из углубления поступало по желобкам на кончик еще немного. Другим способом было изготовление пера с "крыльями", обращенными вниз, чтобы под ними оставались чернил. Некоторые перья делали как бы двойными; идея заключалась в том, что между верхним и нижних перьями должно оставаться определенное количество чернил.

Все эти попытки лишний раз подчеркивали давно назревшую потребность в пере, которое имело бы свой собственный запас чернил. Эта потребность была удовлетворена в 1883 г., когда Льюис Эдсон Уотерман, житель Нью-Йорка, изготовил первую пригодную для использования перьевую авторучку.

В 1940-е годы братья Ласло и Георг Биро изобрели шариковую авторучку в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. В 1943 году были изготовлены первые коммерческие образцы. Во время второй мировой войны правительство Великобритании приобрело патент Ласло. Шариковые ручки стали использовать штурманы в авиации и офицеры в нелегких боевых условиях.

В 60-е годы в Японии были изобретены фетровые наконечники для пишущих инструментов. Ручки с фетровыми наконечниками получили название "фломастер" ("flowmaster" от англ. flow - стекать). Наибольшее распространение фетровые наконечники получили в известных всем флуоресцентных маркерах.

В 80...90-х годах появились роллеры. По сути, это более "тонкая" и продвинутая технология шариковых ручек. Тонкий шарик и менее густые чернила. В начале 90-х годов технология роллеров была значительна улучшена. Появилось невиданное ранее разнообразие инструментов и фирм.

(в статье использованы материалы из книги Андреаса Ламброу "Перьевые ручки мира")

Как уже отмечалось, понятие документа основано на двуединстве информации и материального носителя. Материальные носители оказывают большое влияние на процессы создания, трансляции, хранения и использования документированной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ее передачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения.

Необходимо иметь виду, что носитель информации и носитель документированной информации - разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, а соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Защита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символа, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель документированной информации - это «материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде».

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материалы основы записи и вещества записи. Исключения составляют материальные носители, используемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звукозапись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя ее физическую, физико-химическую структуру.

Носители информации самым тесным образом связаны не только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда - непрерывная эволюция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобретение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т.д. К примеру, философские наставления Конфуция (середина I тыс. до Р.Х.) первоначально были записаны на бамбуковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревянными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре березы - бересте (рис.2). К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестяных грамот того времени, древнейшая из которых относиться к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниатюрную берестяную книжечку их 12 страниц размером 5 x 5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подготовка бересты к процессу записи была не сложной. Предварительно ее кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты сворачивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной стороны.

На бересте писали не только в Древней Руси, но и в Центральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамоты на латыни. Известен случай, когда в 1594 году 30 пудов бересты для письма было продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавливались слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной информации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеобразные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях храниться не менее 500 тыс. таких глиняных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера. Последнее из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 году.

Исторически первым материалом, который специально изготовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р.Х стало одним из важнейших достижений Египетской культуры. Главными преимуществами папируса были компактность и легкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей нильского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной в среднем до 10 м (но порой их размеры достигали 40 и более м.) и шириной до 30 см. В зависимости от качества различалось до 9 сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус использовался не только в Древнем Египте, но и в других странах Средиземноморья, причем в Западной Европе - вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в начале XX века.

Другим материалом растительного происхождения, использовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Центральной Америке с VIII века, на Гавайский островах) была тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумажного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось. Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получившим широкое распространение в эпоху древности и средневековья, был пергамент (рис.3). В отличие от папируса, производившегося лишь в Египте, пергамент можно было получить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось выделывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в XV столетии, а до этого его привозили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный недостаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

В древности для письма использовались материалы, которые можно назвать предшественниками : дерево, кость, камень, глина, воск, металл, папирус, пергамент и т.д.

Еще со времен Каменного века на скалах и стенах пещер сохранились нанесенные первобытными людьми знаки и рисунки - петроглифы. На костях убитых животных вырезались пиктограммы.

С появлением первых цивилизаций возникает письменность в виде иероглифов и клинописи. В качестве материалов для письма применялись каменные плиты, деревянные таблички, а с зарождением металлургии и металлические пластины. В Междуречье шумеры начали использовать для клинописи глиняные таблички, которые после обжига становились очень долговечными.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н.э. создали папирус , который можно считать настоящим предшественником бумаги. Его изготавливали из одноименного тростникового растения, растущего в долине Нила. Использовалась нижняя часть стебля, которую освобождали от наружного слоя, сердцевину разрезали на тонкие полоски, которые потом выдерживали в воде. Уже размягченные полоски прокатывали каталкой по доске, опять замачивали, еще раз прокатывали, а затем снова ставили в воду. Полученные, таким образом, полупрозрачные слои волокна укладывали поперечно относительно друг друга, сушили под прессом и разглаживали камнем. Получившиеся листы полировали с помощью слоновой кости и склеивали в свитки.

Папирус был очень легким и удобным при транспортировке. Из Древнего Египта папирус в больших количествах вывозился в страны Средиземноморья, оставаясь до V века н.э. одним из основных материалов для письма. Активно использовался до XII века.

Древнегреческое слово papyros (латинское papyrus) произошло от древнеегипетского papu, которое в переводе означает «царский». Позднее слово папирус вошло в европейские языки, обозначая бумагу. Например, бумага по-английски — the paper, по-немецки — das papier, по-французски — le papier.

Во II веке до н.э. в Пергамском царстве (Малая Азия) был изобретен новый материал для письма, получивший название «пергамент ». Его получали из обработанной специальным образом кожи молодых животных: ягнят, телят, козлят. По сравнению с папирусом пергамент оказался более прочным, долговечным и эластичным материалом. На пергаменте было легче писать, текст можно было смыть и нанести новый, причем с обеих сторон. В тоже время он был сложным в изготовлении и дорогим материалом.

Для производства пергаменты шкуры животных вымачивали в воде, затем с помощью ножей удаляли остатки мяса и опять вымачивали, добавляя золу. Потом специальным инструментом срезали шерсть. После этого шкуры сушили, разглаживали, а также натирали мелом и полировали. В итоге должна была получиться чистая, ровная и тонкая кожа, имеющая желтоватый оттенок. Данный материал окрашивали в нужный цвет. Чем тоньше был пергамент, тем он дороже стоил. Первоначально из пергамента формировали свитки, но позднее научились из его листов сшивать книги.

Такие качественные материалы, как папирус и пергамент были дорогими, поэтому также для письма использовали кору деревьев, пальмовые листья, ткани, а также восковые дощечки. Основа для восковой дощечки изготавливалась из дерева (реже из слоновой кости), в которой делалось специальное углубление - в него заливали растопленный воск. По застывшему воску писали стилем - металлической палочкой. Текст можно было легко стереть ее тупым концом. Однако данный материал не обеспечивал длительное сохранение текста.

Впоследствии изобретение и распространение бумаги, которая оказалась более дешевым и практичным носителем информации, привело к вытеснению вышеназванных материалов для письма, а также значительно расширило использование письменности.

На всем протяжении развития письменности, а тем более с возникновением печатания, люди применяли различный материал. Для своих первых посланий наши предки использовали неприступные скалы, каменные глыбы и плиты. В древней столице Египта Фивах хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире. Ее страницы достигают сорокаметровой ширины и сообщают о победах египетских фараонов. Создана эта книга более трех тысяч лет назад.

По мере совершенствования письменности человек искал все более удобные и надежные материалы для письма и способы сохранения текстов, особенно таких, которые были необходимы ему в повседневной практической деятельности. В Шумере в качестве писчего материала применяли глину, на которой писали остро отточенными деревянными палочками. Это обусловливалось тем, что в Двуречье, в древней стране Ассирии, из глины изготавливали буквально все: предметы домашнего обихода, украшения, помещения для скота, сами жилища. Недаром один из ассирийских мифов гласит о том, что из глины был создан первый человек. Неудивительно, что именно ее использовали в качестве материала для письма. Ассирийский царь Ашшурбанипал около трех тысяч лет назад создал целую библиотеку глиняных книг.

Как же выглядели такие «книги»? Глиняные плитки, каждая размером в писчий лист и толщиной примерно 2,5 см, представляли собой листы с текстом, записанным одной стороны. На эти плитки наносили знаки текста, а затем обжигали, благодаря чему они становились твердыми и достаточно долговечными. Из таких плиток и составлялась «книга».

В шумерских глиняных табличках имелась различная информация: изложение законов, юридические акты и документы, деловые соглашения, списки запасов продовольствия, инвентарные описи имущества дворцов и даже сборники геометрических задач. Эти таблички и по сей день помогают изучать одну из древнейших цивилизаций, возникшую в Междуречье Тигра и Евфрата пять с половиной тысячелетий назад, народ которой изобрел систему письменности - клинопись, ставшую основой многих других.

В Древней Индии писали на пальмовых листьях , отдельные страницы скрепляли шнуром, а вместо обложки использовали дощечки.

Наши далекие предки, славяне Северо-Запада, писали на бересте .

Примерно за 2800 лет до н.э. древние египтяне в качестве писчего материала стали применять папирус - болотное растение, которое в изобилии росло в дельте Нила.

Со стебля растения снимали наружную пленку, вынимали сердцевину, разрезали ее на тонкие пластинки, которые раскладывали на доске, смоченной нильской водой. Когда набиралось достаточное количество пластинок для составления листа, на них поперек накладывали новый слой. Затем легким постукиванием молоточка пластинки соединяли между собой и прессовали. В папирусе содержится клейкий сок. От ударов молоточка он выступал наружу и оклеивал ранее нарезанные пластинки. Так приготавливали гладкие ровные листы, на которых после высушивания можно было писать. Писали черной или красной красками (позднее чернилами) тонкой тростниковой палочкой или тростниковым пером, называемым каламом . Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки. Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.

Самый большой из известных дошедших до наших дней свитков - «Папирус Гариса» длиной 40,5 м, созданный в 1200 г. до н.э., - хранится в Британском музее. Но были свитки папируса и большие по размеру. Свиток «Истории Пелопонесской войны», написанной Фукидидом, имел длину 81 м, а свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал длины 150 м. На протяжении столетий папирус служил людям основным писчим материалом.

Однако и в нем был один пагубный недостаток. Он «боялся» сырости.

В конце II в. до н.э. появился новый писчий материал пергамент . Тот же Плиний рассказывает нам легенду о его изобретении.

Царь Евмен II из Пергама повелел создать в столице государства обширную библиотеку и для переписки книг приказал закупить в Египте папирус. Но египетский царь Птоломей, узнав о намерении Евмена и опасаясь, что пергамское книгохранилище затмит славу одного из семи чудес света - знаменитой Александрийской библиотеки, отказал в продаже.

Тогда Евмен дал задание ученым Пергама найти иной писчий материал. Так, выделанная особым способом кожа молодняка домашнего рогатого скота стала новым мат риалом для письма, а в дальнейшем и печатания.

Технология изготовления пергамента в самом обще представлении такова. Кожу, снятую с убитых телят, козлят или ягнят, вымачивают в воде, раствором извести удаляют с нее волос, а затем натягивают на раму и скребкам очищают от остатков волос, мяса и жира. После этого многократно натирают мелом и пемзой для получения гладкой поверхности. Обработанную кожу сушат и еще раз натирают пемзой, проклеивают клеем и разглаживают брусками дерева.

Если на папирусе писали только с одной стороны, то пергамент, предварительно разрезанный на прямоугольные листы, складывали в два сгиба (фальцевали) и писали на обеих сторонах полученных листов. Сложенные листы пергамента образовывали тетрадь. Соединенные друг с другом тетради древние римляне называли кодексом.

Кодекс - это форма книги, пришедшая на смену свитку и сохранившаяся в основных чертах до наших дней. Слово это латинского происхождения, оно обозначает ствол дерева, чурбан. Загадочно, какими судьбами оно было присвоено одной из форм книги?

Древние греки и римляне применяли для письма деревянные дощечки, натертые воском. Текст процарапывался на воске заостренной палочкой - стилем . Края дощечки можно было скрепить между собой шнуром, пропуская его через просверленные в них отверстия. Получалось некоторое подобие деревянной записной книжки. В зависимости от количества дощечек книжку называли диптихом (две дощечки), триптихом (три дощечки) или полиптихом (много дощечек). На одной из фресок города Помпеи, засыпанного пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н.э., изображена молодая девушка с раскрытым полиптихом. Задумавшись над фразой, которую она хочет начертить на покрытой воском дощечке, девушка прислонила кончик стиля к губам, как современная школьница, закусывающая конец карандаша.

Выделка пергамента.

Полиптих послужил прообразом книги в форме прямоугольника. Такой форме в память о деревянных дощечках, составляющих полиптих, и было присвоено название кодекс.

По принципу полиптихов из листов пергамента стали изготавливать записные книжки. Для этого сгибали листы, вкладывали их один в другой и прошивали у корешка. Чаще всего таких листов было четыре. При сгибании их получалась 8-листная, или 16-страничная, книжка. По-гречески ее называли тетрада , то есть четверка . Отсюда и произошло слово тетрадь , а затем появились 16-страничные или 32-страничные тетради современной книги.

В дальнейшем листы пергамента начали фальцевать в несколько сгибов. Из скрепленных между собой тетрадей получалась книга в форме кодекса. В Древнем Риме кодексами назывались также подшивки документов, грамот. Отсюда появилось современное значение слова кодекс - свод законов.

Пергамент в отличие от папируса обладал большей прочностью на разрыв. Несмотря на дороговизну, он использовался для письма вплоть до того момента, пока не был изобретен новый писчий материал - бумага .

Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев писал: «...если современный период жизни людей характеризуется названием железного века, то с таким же правом его можно назвать веком бумаги».

Изобретение бумаги заняло особое место среди достижений общечеловеческой культуры, оказав неоценимое влияние на мировую цивилизацию. Бумага и книгоиздание дали людям мощное средство быстрого распространения культурной и научной информации, что способствовало ускорению научно-технического прогресса. Плиний утверждал: «...то, что мы живем как люди и можем оставить честные воспоминания - этим мы обязаны бумаге».

Известный английский философ XVII в. Френсис Бэкон отмечал, что изобретение бумаги и книгоиздание «изменили весь облик и состояние вещей в мире, вызвав бесчисленные перемены». Никто не станет отрицать, что бумага зауряднейшая и в то же время очень важная принадлежность обихода. С ее появлением человечество получило средство удобной регистрации, хранения и широкого распространения всевозможных знаний. Бумага стала одним из атрибутов человеческой цивилизации. Сегодня она прочно вошла в быт людей, бумажные фабрики всего мира ежедневно вырабатывают тонны этого замечательного и нужного материала разных сортов и назначения.

Археологические раскопки позволили установить, что во II в. до н.э. в Китае люди умели изготавливать грубую бумагу из конопляных волокон на шелковой сетке из водяной кашеобразной массы.

Писчую бумагу стали производить в том же Китае, однако уже во II в. н.э., сырьем для нее служили не только конопляные волокна, но и луб коры дерева. В историческом трактате «Хоу Ханьшу» («История Поздней Ханьской династии») упоминается придворный евнух князь Пай Лунь (в иной транскрипции - Тсай Лунь), живший во время императора Хэди (88-106 н.э.). Этот князь наладил производство бумаги, сырьем для которой служили деревянная кора, конопляные очесы, тряпье и даже старые рыболовные снасти. Запись способа бумажного производства отразила применяемую технологию, при которой люди стали использовать в качестве сырья древесину, тряпье и растительные волокна. Древние мастера разработали целый комплекс технологических особенностей бумажного производства, начиная от переработки сырья, изготовления бумажной массы вплоть до формирования и сушки. Тогда же стало появляться и соответствующее оборудование.

Продолжительное время способ получения бумаги китайцы хранили в тайне. Только в III в. он стал известен Корее, в VI в. - в Японии. В середине VIII в. проживающие в Самарканде китайские мастера открыли секрет производства бумаги завоевателям-арабам, а уже в XII в. искусство бумагоделания достигло Испании. Накануне возникновения книгопечатания в Европе бумага повсеместно использовалась для создания рукописных книг и в быту.

Ее преимущественно делали из льняных тряпок. Сухое тряпье разрезали на мелкие куски и выколачивали. Потом его размачивали, толкли до тех пор, пока оно не распадалось на мелкие волокна. Жидкую, проклеенную клейстером массу вычерпывали специальной формой, складывали на доски, отжимали и сушили. Этот ручной способ и теперь сохранился в ряде стран для производства бумаги с различными рисунками - водяными знаками, изготовление которых основано на вплетении медной или серебряной проволоки, образующей заданный рисунок, в дно формы. Эти знаки очень широко применялись раньше, по ним можно было определить и год выработки бумаги, и фабрику, и даже имя мастера.

Более шестисот лет назад была построена первая бумажная фабрика. Бегуны - разновидность мельничного жернова - заменили ручную толчею. За человека стала работать вода. С тех пор и сохранилось на долгие столетия название - бумажная мельница . Водяное колесо приводило в движение бегуны, сырье мололось, а мастер лишь подбрасывал новое.

В Россию бумагу привозили еще в XIII в., но первая попытка была сделана только в XVI в. Иваном Грозным. О производстве бумаги на Руси пишет в своих записках итальянский путешественник Рафаэль Барберини, посетивший страну в 1585 г. Однако постоянно работающие бумажные мануфактуры появились лишь при Петре I.

Производство бумаги в средневековье.

Столетиями процесс производства бумаги не менялся. Владельцы мельниц получали большие доходы, ремесло бумажника ценилось наравне с искусством. У каждого мастера было свое клеймо, свой стиль в выработке бумаги. И сейчас историки устанавливают даты многих документов по водяным знакам бумажных производств. Так, выяснилось, что первым водяным знаком на бумаге является обнаруженный в Дании кириллический текст: «Царь Иван Васильевич всея Руси князь великий Московский».

Бумаги, вырабатываемой на мельницах, вполне хватало, пока книги писались от руки. И лишь изобретение Гуттенберга вызвало в Европе резкий толчок в развитии бумажного производства. Книги стали печататься, и бумаги на них потребовалось значительно больше. Вначале развитие этого производства шло чисто количественно, но не будешь же в каждой деревне строить бумажную мельницу! Стали появляться технические новшества.

Приоритет в этом принадлежал Голландии. Голландеры, или роллы, можно найти и сегодня почти на любом крупном целлюлозно-бумажном предприятии. А появились они в XVI в. Ролл - это продолговатая большая ванна, в которой установлен барабан с насаженными на него ножами. Барабан быстро крутится, ножи захватывают неразработанную грубую массу и размалывают ее до нужного каждому виду бумаги состояния. Благодаря роллам голандская бумага приобрела славу лучшей в мире. За разглашение тайны ролла виновнику грозила смертная казнь.

Но никакая тайна не остается вечной, особенно в период начавшегося промышленного подъема. Французы, датчане, итальянцы пробовали раскрыть голландские секреты и, отчаявшись, просто подкупили опытного голландского мастера-бумажника и стали выпускать собственные роллы.

Случилось это в конце XVII в. Бумага завоевала Европу, ее производством занимались знаменитый датский астроном Тихо де Браге, русский патриарх Никон, которому требовалось для заново отредактированных религиозных книг большое количество бумаги. До сих пор не установлено, на отечественной или на привозной бумаге был отпечатан «Апостол» - первая книга Ивана Федорова.

Один из старейших целлюлозно-бумажных заводов в России, сохранившийся и поныне, был построен прадедом жены А.С. Пушкина Афанасием Гончаровым в Калужской губернии.

Следующим шагом в развитии этой отрасли промышленности было изобретение бумагоделательной машины . При ручном способе производства для отлива бумаги служили специальные черпальные чаны и черпальные формы с сетчатым дном, в которые набиралась масса. Мастер тряс эту форму до тех пор, пока не стекала основная масса воды, а волокна, распределяясь на поверхности сита, образовывали первичный влажный лист бумаги. Один мастер с трудом вырабатывал за день 50 кг бумаги. Это была сложная, медленная и утомительная операция.

Сентябрь 1789 г. - веха в развитии бумажного печатного листа, не менее важная, чем переход от производства пергамента к рождению бумаги. Родился первый в мире конвейер.

Изобрел бумагоделательную машину тридцатитрехлетний француз Никола Луи Робер. Эта первая самочерпалка была ненамного производительнее опытного черпальщика, но ее преимущества, ее будущее заметили и поддержали почти сразу все ведущие производства бумаги. Через год после появления машины Робера две самочерпалки работали в Англии. Машина повторяла все операции черпальщика: автоматически зачерпывалась масса из чана - прообраза современного напорного ящика, масса выливалась на движущуюся медную сетку, с которой снимался готовый влажный лист бумаги, дальше шло прессование и сушка.

Изобретение Робера давно назрело, висело в воздухе. Это было видно по тому, что буквально каждый год приносил новые усовершенствования в машину, постоянно росли ее скорости. Стало не хватать тряпья. Появился еще один узел, сдерживающий рост производства бумаги.

Сначала им был сам процесс производства бумажной массы. Пока не был изобретен ролл, в самочерпалке не было смысла, ведь такую самочерпалку необходимо было обслуживать сотням растирателей тряпья. С появлением ролла массу стали приготавливать быстро. Затем сдерживало изготовление самого листа: отлив не позволял улучшать все остальные участки производства. Следующим «слабым местом» оказалось само сырье. Никаких сборщиков не хватало при все возрастающих скоростях бумажной машины, да и тряпок столько не было.

Все усилия зарождавшейся бумажной науки в XIX в. были направлены на поиски новых видов сырья. В разных странах пробовали заменить тряпье листьями, корой деревьев, травой. Многие ученые предлагали вместо тряпья древесину: уже было известно, что состав древесины схож с составом льна или хлопка. Но как разделить древесину на отдельные волоконца?

Первым в практическом применении древесины оказался саксонский ткач Фридрих Келлер. Он приготовил древесную кашицу на... обыкновенном точиле. Искрошив доску, Келлер смочил получившуюся массу водой и изготовил из нее бумажный лист. Опытный инженер Фельтер, использовав идею своего соотечественника, через два года построил первый дефибрер (истиратель). Современные дефибреры занимают двухэтажные здания и с огромной скоростью истирают могучие бревна буквально в порошок, производительность их в двести раз превосходит первый дефибрер Фельтера, но идея - все та же.

Получив древесную массу, промышленники быстро убедились, что в производстве бумаги возможно использование лишь сорока процентов ее, в смеси все с тем же тряпьем. Даже сегодня из одной древесной массы, к тому же еще при термомеханической обработке, можно вырабатывать лишь газетную бумагу и грубые виды картона. По-прежнему стоял вопрос о замене дорогого тряпичного сырья. Надо было научиться так обрабатывать древесную массу, чтобы получить чистую, белую, прочную бумагу. Кончились эти поиски производством целлюлозы сначала сульфитным, а затем и сульфатным способами. Древесное волокно подвергалось варке в специальных котлах под давлением в присутствии сульфитного или сульфатного щелока. Из волокна удалялись смола, жиры, лигнин. Такое очищенное, без примесей волокно уже с успехом стало заменять тряпичную массу. Так, в конце XIX в. выработался весь технологический процесс производства бумаги, не изменившийся и в наши дни.

В сотни раз увеличились мощности варочных котлов и бумагоделательных машин, уже работают машины на скоростях 1500 м/мин готовой бумаги (средняя скорость автомобиля). Но по-прежнему остаются основными процессами: размол (правда, уже в основном не в роллах, а в быстроходных конических и дисковых мельницах), отлив на сетке (часто синтетической), прессование, сушка.

Будет ли когда-нибудь заменен этот традиционный метод производства бумаги? В ближайшем будущем, по-видимому, нет.

Двадцатый век скорее всего останется веком традиционного способа производства бумаги.

Никто сегодня не может отрицать, что искусство печать и книгоиздания, как великие открытия, родились благодаря изобретению бумаги.

Не каждый обращает внимание на выходные сведения того или иного издания, где, например, можно прочитать: «Формат 60x84 1/16. Бумага типографская № 1».

Ассортимент бумаг очень обширен: сейчас во всем мире вырабатывается более шестисот видов. Выпускаемые в нашей стране виды бумаг по принятой классификации разделяются на одиннадцать классов. К классу «А» относят бумагу для печати, то есть те виды, которые используются для печатания газет, книжно-журнальной и изобразительной продукции. Это газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, мелованная, иллюстрационная, обложечная книжная, форзацная и картографическая бумаги.

В стандартах на печатные виды бумаг установлены технические показатели и допускаемые отклонения, требования по потребительским и печатным свойствам, определены форматы, виды упаковки, маркировки, условия хранения и транспортировки.

Газетная бумага в своей композиции имеет древесную массу с добавлением небеленой сульфитной целлюлозы (20-30%), необходимой для повышения механической прочности. В последние годы в композицию стали включать полубеленую сульфатную целлюлозу, а также полуцеллюлозу. Вырабатывается две марки газетной бумаги: марка «А» - для печатания газет на быстроходных ротационных машинах, и марка «Б» - для печати на обычных ротационных машинах.

Газетная бумага имеет массу одного квадратного метра 51 г, но уже вырабатывается бумага массой 40 г, что экономически очень выгодно. Основными изготовителями отечественной газетной бумаги являются Кондопожский, Балахнинский и Соликамский бумажные комбинаты.

Сегодня выпускается типографская бумага № 1 (марок «А», «Б», «В»), № 2 (марок «А» и «Б»), № 3 (марок не имеет). Типографская бумага № 1 вырабатывается из беленой целлюлозы и предназначена для выпуска учебников для высшей школы, наиболее значительных произведений общественно-политической, научной и художественной литературы. Масса этой бумаги 70 и 80 г/м2, но стандартом предусмотрен выпуск бумаги 50 и 60 г, а также 40 г.

Типографская бумага № 2, массой 60 и 70 г/м2 для марки «А» и 62 г/м2 для марки «Б», предназначена для печати научно-популярной, производственной, агитационно-пропагандистской литературы и учебников.

Бумага постепенно стала основным материалом для письма и печати. Ныне она находит применение не только в полиграфии.

Например, способность бумаги впитывать влагу используют для осушения заболоченных участков земли. Длинные бумажные полосы, заложенные в грунт в определенном порядке и выведенные на поверхность подобно фитилям, испаряют воду. Этим способом осушают болота в Бельгии.

В Шотландии научились превращать бумагу в продукт для скармливания скоту. На комбинате бумажную макулатуру измельчают и размалывают в слегка подсоленной воде. Бактерии определенного вида, введенные в бумажную массу, поедая ее, быстро размножаются. В массу добавляют витамины и высушивают, получая высококонцентрированные витаминизированные белки.

В области науки бумага расходуется на детали сложнейших научных приборов, например широко применяется в качестве изолятора в конденсаторах, в самописцах и т.д.

В современном автомобилестроении, особенно в производстве легковых машин, используют более ста деталей, изготовленных из бумаги и картона.

Бумага приходит к нам во всем разнообразии своих видов и форм, во множестве изделий. Без нее невозможно представить развитие народного хозяйства.

 

 

Это интересно: