→ Проектная работа знакомство с поэзией сергея есенина. Образ России в творчестве С.А.Есенина

Проектная работа знакомство с поэзией сергея есенина. Образ России в творчестве С.А.Есенина

Литература, 10 класс

Краткая аннотация проекта

Данный проект по курсу Литературы для учащихся 10 классов предназначен для знакомства учеников с биографией величайшего поэта Сергея Александровича Есенина. Проект направлен на то, что учащиеся смогут: - самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников; - пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобрести коммуникативные умения, работая в различных группах; - развить исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); - развить системное мышление. Есенин прожил всего тридцать лет. Но след оставленный им в советской поэзии, настолько глубок, что его не стерли не усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которые ощутимо давала о себе знать инерция недоверчивого отношения к поэту. Его поэзия всегда жила в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит своими корнями в толщу народной жизни, питается ее соками, растет из ее глубин.

Сергей Есенин

Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин

Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Место смерти: Ленинград, СССР

Род деятельности: поэт

Годы творчества: 1910-1925

Направление: Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Чем мы обязаны поэтам и писателям прошлых лет?

Проблемные вопросы

Какое значение имеет С.А.Есенин в истории СССР? Помнят ли сейчас про личность С.А.Есенина? Был ли счастлив Сергей Есинин в браке с Зинаидой Райх? Как повлияла революция 1918 года на творчество Есенина? Какие произведения были написаны им в это время?

Учебные вопросы

Когда родился Сергей Есенин? В какой деревне он родился? Кем были у него родители? В каком журнале впервые были опубликованы его первые стихи?Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах? Какая тема стала основной в творчестве Есенина? Когда умер С.А.Есенин? Почему гибель поэта таинственна?

План проведения проекта

Визитная карточка проекта

Публикация преподавателя


Презентация преподавателя для выявления представлений и интересов учащихся

Разделы: Литература

Дидактические цели:

  • Способствовать формированию умений видеть актуальное, современное содержание в поэтических творениях Сергея Есенина.
  • Совершенствовать навыки проектной деятельности учащихся.

Методические задачи:

  • Формировать навыки анализа поэтических произведений и информационную культуру учащихся.
  • Научить устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы.
  • Развивать критическое мышление.
  • Воспитывать коммуникативную культуру у учащихся.

Аннотация проекта:

Изучение творчества С. А. Есенина всегда вызывает у старшеклассников интерес, и тема проекта была определена по их инициативе.

Разгадывая секрет популярности стихов Есенина и познавая своеобразие и законы его поэтического мира на уроках литературы, отведенных программой, учащиеся попытались создать свои презентации, видеоролики, фильмы, и лучшие из них были представлены на уроке - отчете о проектной деятельности.

Подлинный народный художник слова, поэт ХХ века С.А. Есенин, который сам себя считал поэтом "золотой бревенчатой избы", занял в сердцах ребят особое место, поэтому их работы, и коллективные, и индивидуальные, получились содержательными, яркими откровенными и эмоциональными.

Занимаясь проектной деятельностью с 8-го класса, одиннадцатиклассники самостоятельно определяют основополагающую цель, задачи проекта, занимаются литературными исследованиями, используют информационные ресурсы и критические материалы по литературе. Критерии оценки проекта определены совместно и понятны учащимся, для которых рефлексия уже не составляет труда.

Созданные школьниками учебные материалы могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе, что, несомненно, сделает уроки более привлекательными для учащихся.

О проекте

Тип проекта по доминирующей деятельности:

  • исследовательский;
  • внутришкольный (взаимосвязь с библиотекой при создании фильма);
  • информационный.

Основополагающий вопрос.

Является ли творчество С.А. Есенина актуальным и притягательным сегодня?

Гипотеза.

Если стихи поэта вызывают высокие чувства любви к Родине, природе, то они актуальны и современны. Если песни, написанные на его стихи, поют и сегодня, и молодые люди интересуются жизнью и творчеством Сергея Есенина, то на вопрос можно ответить утвердительно.

Учебные вопросы, ответы на которые были получены в ходе работы над проектом:

Какие цвета и звуки использует Есенин в своём творчестве для создания поэтических образов? Является ли цвет отражением психологического состояния автора? Какого цвета звуки в стихотворениях С. Есенина?

В чём состоит величие личности Есенина, неординарной, наделённой истинным поэтическим даром?

Отбор речевого материала о жизни и творчестве Сергея Есенина, который можно использовать на уроках русского языка, подготовить тексты для написания сочинения-рассуждения по части "С" ЕГЭ.

План работы над проектом.

Начало проекта: мозговой штурм, обсуждение вопросов, постановка гипотетической цели и гипотезы, разделение на творческие и исследовательские группы по инициативе учащихся, выбор экспертной группы, утверждение критериев оценки готовых работ, планирование хода работ.

Обсуждение промежуточных результатов, консультирование с учителем литературы и библиотекарем лицея, создание фильма и презентаций. Отбор лучших презентаций экспертной группой.

Итоговый урок - защита проекта. Демонстрация фильма. Ответ на основополагающий вопрос в форме самостоятельной творческой работы.

Проведение урока русского языка по теме "Средства выразительности в тексте (подготовка к ЕГЭ)" на речевом материале по теме "Художественный мир С.А. Есенина".

Программно-техническое обеспечение проекта: Word, Excel, PowerPoint, Published, веб-браузер, программы обработки изображений, программа Intel "Обучение для будущего"

Музыкальное сопровождение: песни на стихи Есенина "Не жалею. Не зову. Не плачу.", "Клён ты мой опавший" муз. Г. Пономаренко; "Над окошком месяц", "Мне осталась одна забава" муз. народная; "Над окошком месяц" муз. Е Попова, "Гуляка", "Хулиган" и другие.

1. Введение в учебный проект.

Просмотр видеоролика с музыкальным сопровождением, выполненного учащимися с эпизодами из сериала "Есенин", производство ОРТ, в главной роли Сергей Безруков.

Слово учителя:

Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, тем труднее современникам оценить его вклад в духовную жизнь нации. Глубоко и всесторонне раскрыть все грани его дарования.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье. (1)

На экране тема урока, основополагающий вопрос, гипотеза, учебные вопросы, ответы на которые были получены в ходе работы над проектом. Учитель рассказывает о работе над учебным проектом.

Слово учителя:

"Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философия жизни, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу". Так объясняет глубокое чувство Родины и родной природы в стихотворениях С. Есенина Кошечкин. (2)

2. Выразительное чтение учеником стихотворения Есенина "Не бродить, не мять в кустах багряных:" и беседа:

О чём это стихотворение?

Предполагаемый ответ: О природе. О родине. О любви. Через любовь к женщине и природе раскрывается любовь поэта к родной земле. Это и есть "есенинское ощущение родной земли", которое "сродни народному мировосприятию с его жизнелюбием, глубинным постижением красоты, одухотворением предметов:".

Стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда. Почему?

Учащиеся отмечают изобилие изобразительно-выразительных средств, приводят примеры, обращается внимание на цветовые эпитеты.

Какова роль цветовых эпитетов?

Ответ на этот вопрос вы найдёте в следующей работе.

3. Защита презентации.

Представляется презентация, основополагающий вопрос которой: Какие цвета и звуки использует Есенин в своём творчестве для создания поэтических образов? Является ли цвет отражением психологического состояния автора? Какого цвета звуки в стихотворениях С. Есенина?

Приложение 1 . Сергей Есенин. Цветная поэзия в звуках.

Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет. Своим читателям он оставил богатое поэтическое наследство. Есенинские строки обладают поистине колдовской силой, берут за душу, голос добирается до самых глубин человеческого сердца: Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы внемлем "снежному звону", прислушиваемся к "песне вьюг", верим, что "неровные луга: поют крапивой", что "скрипкой поёт луна". И "плачет метель, как цыганская скрипка". Он обладал "необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их:видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух, а, в конечном счёте, на простоту, кристальную ясность и доходчивость до сердца человеческого".

Вся поэзия Есенина - музыка. В ней - плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами - мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать. Нельзя рассказать о музыке, что слышится в есенинских стихах, но вы можете услышать её. Весь рассказ будет наполнен звуками стихов. Вслушайтесь?!

Написанное на бумаге не может передавать всей многозвучности есенинских стихов, именно поэтому поэт заключил мелодичность в цветах радуги.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи.

Таким образом, цветовые эпитеты исполняют роль зрительных ощущений. С их помощью сливаются воедино дорогие сердцу образы. Звуковые образы придают есенинскому стиху особую выразительность, музыкальность, что сближает его с песней.

Приложение 2 . Текст к презентации в полном объёме.

4. Защита проекта - викторины.

Викторина потребует от вас знаний о жизни и творчестве С.А. Есенина, критическое мышление.

Приложение 3 . Проект-викторина. Сергей Есенин.

Проведение викторины.

5. Просмотр фильма-презентации, созданного творческой группой в соавторстве с библиотекарем.

Слово учителя:

Есенин - один из самых лирических поэтов. Он "всю душу выплеснул в слова" - все свои чувства, все свои душевные переживания. Есенин-человек и Есенин-поэт - одно и то же лицо. Лирический герой Есенина - это он сам, С.А. Есенин, поэт по призванию. В чём состоит величие личности Есенина, неординарной, наделённой истинным поэтическим даром?

Демонстрация фильма.

Из речевого материала, сопровождающего поэтическую презентацию.

Вот уже почти 85 лет нет с нами поэта, однако у каждого в душе живёт свой Есенин.

Трава, тяжёлая от пыли,
Ночь в проводах жужжит,
Как шмель:
А ведь Есенина убили,
Не вызвав даже на дуэль!
За красоту. За синь во взгляде.
Так рвут цветы. Так мнут траву.
Его убили в Ленинграде,
Где я родился и живу.
И, чтоб не мыслить о потере, -
Снесли тот дом, где он затих.
Но и в фальшивом "Англетере"
Витают боль его и стих.
(Глеб Горбовский)

В этом имени - слово "есень",
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен -
Поднебесья тихих веси,
Сень берёзы и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты.
Только скажут Сергей Есенин -
Всей России витают черты.

А.Блок: "Крестьянин Рязанской губернии. Стихи светлые, чистые, голосистые, многословные. Язык! : Приходил как-то ко мне - в кармане рубль, а в душе - богатство!" (3)

Тогда впервые
С рифмой я схлеснулся,
От сонма чувств
Вскружилась голова.
И я сказал:
Коль этот зуд проснулся,
Всю душу выплещу в слова.
("Мой путь", 1925)

Разве мог знать светловолосый паренёк, что к нему придёт такая огромная слава. То, что сказал Есенин, вошло в сокровищницу мировой литературы, именно поэтому наша поэтическая презентация называется: "Всю душу выплещу в слова:".

6. Рефлексия.

Отчёт экспертной группы, работавшей с листами оценки проектной деятельности.

7. Домашнее задание.

Самостоятельная творческая работа.

Ответ на основополагающий вопрос: Является ли творчество С.А. Есенина актуальным и притягательным сегодня?

8. Итог урока.

Итог урока подводит учитель:

Нас ждёт урок русского языка по теме "Средства выразительности в тексте (подготовка к ЕГЭ)" на речевом материале (4, 5) по теме "Художественный мир С.А. Есенина", который подготовила творческая группа учащихся.

Литература:

  1. "Певцам бревенчатой избы:" /Сост. В.И. Хохлов. - М.: Советская Россия,1990.
  2. Есенин А. Полн. собр. соч.:- М., 2002, с.800.
  3. Есенин С. Полн. собр. соч.: В 7 т. Т. 2,6. М.: Наука - Голос, 1999.
  4. Есенин С.А.Собрание сочиненийв 3 т. Т. 1, ред. А.А. Козловский, Ю.Л. Прокушев. М.: Правда, 1970, с.3.
  5. Прокушев Ю. С. Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. М.: Советская Россия, 1979.

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

ПРОЕКТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА «Родная природа в поэзии С. Есенина и А.Блока»

Выполнил:

учащийся 6 класса

МБОУ Павловская СШ

Тарасенков Сергей


  • Цель: Понять отношение поэтов к родной природе на примере поэзии А.Блока и С. Есенина. Задачи:
  • Изучить биографию поэтов
  • Подобрать стихи о явлениях природы
  • Научиться выразительно читать стихи
  • Ответить на вопрос: Как относились поэты к природе России?

Результат проекта:

  • выразительное чтение стихов
  • Компьютерная презентация

Блок Александр Александрович


Биография Александра Блока

Родители Блока разошлись сразу же после рождения будущего поэта, и он воспитывался в семье матери, принадлежавшей к кругу петербургских профессорских семей. После окончания петербургской гимназии с 1898 по 1901 годы он учился на юридическом факультете Петербургского университета.

Как поэт Блок формировался под влиянием традиций русской классической литературы. Писать стихи начал рано. В начале поэтического пути наиболее близким ему оказался мистический романтизм В.А.Жуковского. Певец природы, как называли Жуковского, учил поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной бога, вере в возможность проникновения за пределы живого.


ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Первые стихи Блок написал в пять лет.

В честь поэта назван также астероид


Рассвет Александр Блок Я встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь. Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить. Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный, Плывущий в красной тишине. http://ruspoeti.ru/aut/blok/t/14.html



Биография

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец - Александр Никитич Есенин (1873-1931), мать - Татьяна Фёдоровна Титова (1875-1955). В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, потом начал учёбу в закрытой церковно-учительской школе.

По окончании школы, осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву, работал в книжном магазине, а потом - в типографии И. Д. Сытина.

В 1913 году поступил вольнослушателем на историко-философское отделение в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского. Работал в типографии, имел контакты с поэтами Суриковского литературно-музыкального кружка.

Отец и мать С. Есенина


Есенин и Айседора Дункан, 1922

С. А. Есенин и

С. А. Толстая


Сыплет черемуха снегом...

Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной.

Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу.


В ходе работы над проектом я выяснил:

  • А. Блок и С. Есенин писали очень много стихов о природе России.
  • В своих стихах авторы говорят с любовью и нежностью о природе своей страны.
  • Читая стихи этих поэтов, я понимаю, что у природы есть душа, она живая.

Проект для младших школьников "Есенинская Русь"

Паспорт проектной работы.
1. Название проекта: Есенинская Русь.
2. Руководитель проекта: педагог
3. Консультанты проекта: педагог, родители, библиотекарь.
4. Предметная область: изобразительное искусство.
5. Возраст учащихся: 7 – 10 лет.
6. Тип проекта: коллективный, локальный.
7. Актуальность: повысить интерес учащихся к жизни и творчеству Сергея Александровича Есенина, посвятить мероприятие 120-летию со дня рождения
С. Есенина.
8. Цель проекта: Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.
9. Задачи проекта: Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
10. Вопросы проекта:
11. Необходимое оборудование и материалы: бумага, акварель, гуашь, восковой мелок, школьный мелок, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, пастель, кисти белка, пони № 1-4, щетина №8, 20, непроливайка, салфетки, ватные палочки.
12. Предполагаемые продукты проекта: выставка рисунков, участие в конкурсе, итоговое мероприятие.
13. Этапы работы над проектом.

Организационно-подготовительный этап.
1 этап. Погружение в проект.
2 этап. Цели и задачи проекта. Определение источников информации.
3 этап.Организация деятельности. Сбор и обработка информации. Выбор варианта выполнения проекта. Конкретный замысел: что будет происходить, к какому результату приведет.
4 этап. Планирование работы: определяются основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий. Выбор критериев самооценки итога проектной деятельности. Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
5 этап. Последовательная реализация проекта и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Оформление продукта проекта.
6 этап. Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось и почему.
Заключительный этап.
7 этап. Итоговая презентация. Анализ результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в совместной деятельности. Выставка рисунков. Награждение победителей конкурса. Музыкально-литературная композиция.

Ход проекта.

Организационно – подготовительный этап.
Первый этап: погружение в проект.
Знакомство обучающихся с темой данного проекта. Описание ситуации, постановка проблемы. Получена информация: исполняется 120 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Проводится опрос обучающихся для мотивации к предстоящей деятельности:
- что вы знаете о поэте С. Есенине?
- что мы можем изобразить в память о жизни и творчестве поэта?
- какие материалы мы можем применить?

Куда применить лучшие рисунки?
Проводится совместное обсуждение и выбор названия предстоящего проекта, формулируется его цель и задачи.

Цель проекта:
Повысить интерес учащихся к жизни и творчеству известного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

Задачи проекта:
1. Расширить представления обучающихся о жизни и творчестве С. Есенина.
2. Создать рисунок (изделие декоративно-прикладного творчества) по мотивам жизни и творчества С. Есенина.
3. Закрепление умений работать с акварелью, гуашью, восковыми и школьными мелками, используя разные техники.
4. Стимулировать развитие у детей фантазии, воображения, способностей к прикладному и художественному творчеству.
После формулировки цель и задач педагог предлагает обучающимся ознакомиться с дополнительной информацией:
1. Жизнь и творчество Сергея Есенина (отдельные эпизоды биографии).
2. Стихи (песни) Сергея Есенина.

Определение источников информации :
книги, интернет, библиотека, наглядный материал.
Второй этап: организация деятельности.

Сбор и обработка информации .
При выполнении данного проекта, обучающиеся активно пользовались литературными источниками, наглядными материалами, интернет – ресурсами.
Выбор варианта выполнения проекта. Исходя из полученной информации, творческих способностей, собственных навыков и умений, обучающиеся запланировали выполнить творческие работы на темы поэтических произведений С. Есенина, эпизоды биографии поэта.
Обсуждение организационных, содержательных моментов предстоящей деятельности для решения поставленной цели.

Коллективный анализ плана работы :
1. Выбрать технику изобразительной деятельности, формат и т.п.
2. Тематика художественного произведения.
3. Расположение работы: вертикальное, горизонтальное; содержание.
4. Выбор материала и оборудования.
5. Выполнение творческой работы.
В результате коллективного анализа должно сложиться представление, что цель может быть достигнута разными способами. Педагог контролирует работу учащихся, корректирует возможные ошибки, приглашает к сотрудничеству.

Планирование работы.
После коллективного анализа предстоящей проектной деятельности, учащиеся приступают к непосредственному планированию своей работы:
- выбор техники изобразительной деятельности;
- последовательность выполнения работы;
- необходимое оборудование и материалы;
- выбирают способ презентации.
Выбор критериев устной самооценки итога проектной деятельности. Обсуждаются критерии, по которым в дальнейшем будут подводиться итоги проектной деятельности.
Основные критерии оценки проекта:
- соответствие тематике проекта: иллюстрация жизни и творчества Сергея Есенина;
- оригинальность сюжета, фантазия, юмор, патриотизм;
- качество исполнения, самостоятельность выполнения работы;
- творческий замысел (рассказ учащегося, что он пытался передать в своем рисунке);
- активность учащихся в планировании своей работы, в подготовке и проведении презентации.
Уточнение сроков и способы презентации результатов проектирования.
Основной этап (продуктивный).

Третий этап: реализация проекта.
Последовательная реализация намеченных планов и решение поставленных задач, постоянная рефлексия. Обсуждение хода выполнения проекта и его промежуточные результаты. Самостоятельное выполнение работы. Оформление продукта проекта.
Предварительная презентация. Оформляется мини-выставка готовых работ с последующим обсуждением. Каждый обучающийся оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее, также работу оценивает педагог и родители. Лучшие работы отправляются для участия во Всероссийском детско-юношеском конкурсе рисунка и декоративно-прикладного творчества «Есенинская Русь».
Заключительный этап.

Четвертый этап: итоговая презентация.
В кабинете оформляется выставка из выполненных работ с последующим обсуждением, каждый участник устно оценивает свою работу по критериям, выбранным ранее. Приглашаются родители, педагоги посмотреть и оценить выставку проектной деятельности.
Рефлексия. Предлагается оценить свой вклад в решение проблемы, чему научились, что удалось или не удалось, и почему.

Приобретенные учащимися в ходе работы над проектом умения:
- умение прогнозировать, представлять итог работы;
- умение анализировать имеющиеся возможности и ресурсы для выполнения деятельности;
- умение составлять свой план работы и следовать ему;
- умение искать необходимую информацию в различных источниках.

Навыки, которые были оценены в ходе работы над проектом:
- творческие навыки;
- коммуникативные навыки;
- навыки анализа собственной деятельности.
Награждаются победители конкурса, дипломами отмечаются наиболее выразительные работы.
Для гостей проводится музыкально-литературная композиция по творчеству Сергея Есенина.

 

 

Это интересно: