→ Народная кукла кукушечка ее значение. Обрядовые куклы Кукушка и Березка

Народная кукла кукушечка ее значение. Обрядовые куклы Кукушка и Березка

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления, в центре которого ритуальный предмет под названием "кукушка".

Сроки проведения обряда

Наиболее распространенные сроки проведения обряда - Вознесение - Троица; действия начального этапа приходились также на второе, третье, четвертое, пятое, шестое воскресенья по Пасхе, второй понедельник после Пасхи, Николин день, Троицу, Духов день, заключительного - на Духов день, вторник после Духова дня, день всех Святых (см. Всесвятская неделя), Петров день.

Изготовление куклы кукушки

Кукушкой называли чаще всего куклу, имевшую антропоморфный, реже - орнитоморфный облик. В ее основе обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет", известная в народе как "кукушкины слезы", "заря", "кукушка", "зорька", "дрема"; цветок ириса, ветви берез, солома. Собранные травы, нередко вырванные с корнем, специально обрабатывали, придавая им вид человеческой или птичьей фигуры. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи; такая кукла именовалась также Маринка, Марынка, Аринка. В районе Брянска она отличалась большими размерами и представляла "здоровую девку из тряпок". В качестве кукушки могли использовать чучело птицы, обычно кукушки, реже - живую птицу - воробья (брянск.). Кукушку изображала также девушка с поднятыми над головой руками: ее запястья касались головы, сжатые кулаки были сложены вместе и повязаны платком (Журавлева Е.А. 1994. С. 32).

Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, в него входили рубаха, сарафан (иногда отсутствовал), пояс, платок, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, мониста, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная. Местами кукушку пеленали и перевязывали лентами как ребенка; наряжали в венчальное платье: "…фату на яе наденем, уберем яе как невесту" (белгородск.); одевали в подпоясанную рубаху и черный платок, реже, в сарафан темных тонов, как вдову или сироту, - "кукушка - вдова, потому что ей мужа не достало", - говорили калужские крестьянки; укутывали в саван, соблюдая все правила обряжения покойника.

Часто кукушка представляла собой украшенное лентами, бусами, платками растение - ель, ветвь березы, черемухи, рябины, бузины, ивы, сосны; в локальных традициях она называлась также "репей" или "каравай". К пушистой сосновой ветке помимо украшений привязывали иногда колокольчики (белгородск.). В качестве кукушки использовали букет трав и цветов, а также перевязанный красной лентой венок, в состав которых непременно входила трава "кукушкины слезы". В Новосильском у. Тульской губ. кукушкой называли сооружение типа шалаша, в основе которого были две срезанные черемуховые ветки, вторнутые обоими концами в землю крест-накрест. Ветви украшались цветными тряпочками, травкой "кукушкины слезы" и цветами. В Орловской губ. термин "кукушка" употреблялся также для обозначения листьев подорожника и столетника.

Участницы обрядового действия

Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. В ряде мест зафиксировано участие в обряде женщин всех возрастов, даже старух (белгородск.). В этом случае женщины делились на группы в соответствии с возрастом и семейным положением, каждая из которых проводила обряд отдельно от других, иногда соединяясь с ними на одном из этапов ритуального действия. Так, в городе Болхове Орловской губ. одновременно, но в разных местах совершали "крещение" кукушки девушки и девочки.

Последовательность обрядовых действий

Обряд начинался с изготовления кукушки, в котором принимали участие все девушки. Каждой отводилось определенное место в обрядовом действии. Некоторые из них выполняли более важные функции, чем остальные. Так, делали кукушку только "знающие" девушки, хотя каждая участница приносила для изготовления куклы по лоскуту и ленте. Специально выбирали девушек, которые отыскивали место, где впоследствии собирали - "опалывали" - необходимые растения - "в рощах около полей", или "на ржавчике" - на болоте - или крестили кукушку; замечали в лесах и садах нужные травы, срывали или вырывали их с корнем, придавали им форму, шили одежду для куклы, собирали в складчину деньги на покупку материала для куклы и продуктов для трапезы. В некоторых местах для заготовки древесных веток, используемых при изготовлении кукушки девушки приглашали парней.

Кукушку снаряжали, или "замечали", обычно в лесу, поле, реже, в поселении - в доме или в саду у какой-нибудь женщины или девушки. В ходе обряда готовую куклу-кукушку нередко укрепляли на дереве, переплетенных ветвях берез или орешника, а также под деревом, покрывая сверху платками, полотенцами, тканями. В Орловской губ. на верхушку березы или на ее завитые ветви вешали вместе с украшениями кукушку в виде листьев столетника (Брянский у.) или подорожника (Орловский у.). Тряпичную куклу иногда сажали в середину букета цветов, состоящего из березок и травы "кукушкины слезы".

В ряде мест кукушку в саване, а также в костюме ребенка, девушки-невесты или вдовы, укладывали в гроб, который девушки изготавливали сами или заказывали. Он был небольших размеров, окрашен снаружи, а внутри обит коленкором. Иногда его заменяли ящиком, коробкой из-под конфет или мыла. На дно гроба клали сено, покрывали его коленкором или белым лоскутом, в изголовье - сенную подушечку. Кукле, положенной в ящик, как настоящему покойнику, "освобождали руки, чтобы скрестить их на груди", но не клали камень, который непременно кладут в гроб каждому умершему. Укладывая кукушку, одни девушки голосили, а другие рядом пели и плясали.

Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Иногда к ним присоединялись парни, мужчины, дети и старики. Кукушка обычно находилась на голове или в руках одной из участниц обряда; в последнем случае ее могли положить на тарелку. В некоторых местах во время шествия по деревне несли несколько "кукушек", изготовленных разными группами женщин, разделенных по возрастному принципу (белгородск.).

Процессия девушек с кукушкой обычно совершала обход деревни, во время которого собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Хождение сопровождалось песнями:
"У ле-ле-ле, мы в лужок идем,
У ле-ле-ле, мы кокушку несем,
У ле-ле-ле, а кокушка ряба
У ле-ле-ле, а кому ж ты кума". (брянск.)

"Соловей с кукушечкой сговаривался:
Не летай, кукушечка, в мой зелены сад
Во моем садочку молодец гулял,
Ходил, гулял молодец не вочень весел,
Чего же мне, молодцу, веселому быть:
Журил, бранил батюшка, не знаю за что
Хотелось матушке в солдаты отдать". (калужск.)

"Хочим, хочим мы кукушечку перекрестить
Хочим, хочим на игрушечку посадить
Перекрестили мы кукушечку,
Посадили на игрушечку,
Ты черема, черемушка, кусток,
На черемушке лазоревый цветок.
Далеко поле белеется,
Белется, голубеется,
На все поле, на четыре стороны".
(белгородск.).

В Белгородской обл. во главе процессии с кукушкой шли взявшись за руки мальчик и девочка, изображавшие жениха и невесту. Брачную пару составляли также две куклы, одна из которых - кукушка - была одета в свадебный женский костюм, а другая - кукун - в мужской.

В ряде мест шествие представляло собой похоронную процессию. В этом случае гроб с кукушкой несли, как правило, задворками, избегая встреч. Если по дороге встречался парень, участницы обряда возвращались обратно. Процессию возглавляла девушка с крышкой гроба на голове, за ней шла другая, изображавшая священника и заунывно певшая псалмы; далее следовали две девушки, на плечах они держали палку, к которой с помощью полотенец был привязан гроб; так же в данной традиции обматывали полотенцами и носили гроб умершего ребенка.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище.

Дальнейшее обрядовое действие известно под названиями: "кстят", "крестят", "святят", "провожают", "водят", "хоронят" кукушку. При "крещении" на кукушку вешали крест (несколько крестов), совершали над ней троекратное крестное знамение, выбирали для нее кума и куму - мальчика и девочку, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Жители Борисовского р-на Белгородской обл. связывали обрядовое крещение кукушки с церковным ритуалом: они объясняли, что "в лес ходили как бы до церкви" (Журавлева Е.А. 1994. С. 33).

В г. Болхов Орловской губ. термин "крестить кукушку" употреблялся для обозначения действий по снаряжению и погребению ритуального объекта, последнее совершалось в подражание христианской традиции, ряженный священник отпевал кукушку, пел над ней "Святый Боже". Погребение кукушки местные жительницы объясняли желанием спрятать ее подальше от посторонних глаз. "Вот мы эту прячем, прячем кукушечку, заносим в рожь и прячем ее там, закапываем. Ямочку выкапываем, ну и делаем, чтоб не замечено было" (брянск.; Журавлева Е.А. 1994. С. 33). В лесу также отыскивали укромное местечко, копали ямку, устилали ее "самыми лучшими, непременно новыми лоскутками"; кукушку закапывали с песнями:
"Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,
До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы.

Девушки - голубушки
Кумушки - подруженьки,
Свейте вы веночки
Из плакучей травки,
Из белой березки….
Мы веночки сложим
Вот так, вот так".
(калужск.).

В Орловской губ. гроб с кукушкой зарывали на кладбище, с краю, около ограды, там, где по обыкновению хоронили самоубийц, или в огороде у дома, где изготавливали / крестили / оплакивали кукушку. Ее могли спрятать в лесу или в поле, не закапывая, или просто оставляли на том же самом месте, где проходил обряд, зная, что оно, по традиции, должно быть скрыто от посторонних. Иногда "хоронить" кукушку доверяли двум-трем выбранным девушкам. Место "захоронения" они скрывали даже от своих подруг. В ряде районов кукушку бросали в реку.

Кумление

Кумление девушек и молодиц (см. Кумление), сопровождавшее почти во всех случаях обряд "крещения кукушки", могло проходить во время изготовления, "крещения", "погребения" ритуального объекта, а также до или после названных действий.

Время, место действия и ритуальный объект тщательно скрывали от мужской части населения. Для поведения парней характерно стремление найти и разорить кукушку, девушки старались не допустить этого и сохранить свои действия в тайне. В Орловской губ. кукушку не прятали, здесь практиковалось ритуальное разорение кукушки парнями после девичьего кумления.

Раскумление

Через определенный промежуток времени, иногда на следующий же день, совершалась вторая часть обряда, которой соответствовало раскумление (см. Кумление). Девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали, что и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений; процесс дополнялся обычными для раскумления действиями и словами (см. Кумление). В это время звучали и песни:
"Кукушечка-рябушечка,
Пташечка плакучая,
К нам весна пришла,
Весна красна,
Нам зерна принесла,
Нам аржи на гумно
В коробью холста
Будет девкам красный лен
Старым бабам конопель".
(калужск.).

Использованную травку оставляли на дереве, закапывали обратно в землю или уносили домой к самой старшей из женщин и хранили. "Кукушкины слезы" употребляли в магических целях; чтобы наладить отношения между супругами, жене необходимо было напоить мужа настоем этого корня. Это поверье основано на представлении о том, что двойной корень растения обозначал мужа (черный) и жену (белый). Гроб и одежду сохраняли в доме одной из участниц обряда. Разряженную ветку закидывали за "стреху" или на чердак, чтобы использовать ее, так же как и гроб и одежду кукушки, на следующий год. В ряде мест кукушку-куклу и кукушку-венок разделяли между всеми участницами обряда.

Гадания

Отличительной чертой праздника "кукушки" было гадание молодок, молодых женщин первого года замужества. По корню вырытого растения кукушкины слезы они гадали о поле будущего ребенка: если корень длинный, то будет мальчик, если круглый - девочка. Они также пили отвар этого корня, приговаривая: "Кокушка, уроди мне сынушку-дочушку".

Ритуальная трапеза

Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Трапезу зачастую готовила женщина, руководившая обрядом; она же обычно предоставляла свой дом для гуляний. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины. В Перемышленском у. Калужской губ. присоединение парней к трапезе носило ритуальный характер: парни и мальчики следили за девушками из-за кустов, при приготовлении яичницы они выскакивали на поляну, со смехом и шутками опрокидывали посуду.

Принадлежность обряда к ритуалам "проводы-похороны", исполнение песен аграрной тематики позволяет говорить о его аграрно-магической направленности и возвести его к культу умирающей воскресающей растительности. Устойчивый мотив заклинания урожая ассоциируется также с призывом дождя и влаги, необходимых для роста растений. Ряд исследователей полагает, что в его основе лежат более древние представления славян. В образе кукушки, также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей. Поэтому крещение кукушки можно считать локальной разновидностью троицких обрядов с березой (см. Троицкая березка), что подтверждается набором ритуальных действий: выбирают для кукушки материал, преимущественно растительный, украшают ее, выносят в деревню, в поля, оставляют в полях, лесах, бросают в водоемы. С кукушкой отождествляли также русалку, представительницу мира мертвых, в образе которой видят души умерших некрещеных детей. В троицко-семицких обрядах она являла собой плодоносную силу, способную дать женщине ребенка, душу которого крестили во время обряда. Русалке же, как и другим заложным покойникам, приписывалась возможность насылать дожди (см. Семик).

Обряд "крещение и похороны кукушки" был распространен на территории Калужской, Курской, Орловской, Тульской губерний, встречался в Костромской губ., был отмечен у курских переселенцев Томской губ.

Татьяна Зимина


"Крестить кукушку", "хоронить кукушку" - ю.рус. весенний обряд, включающий элементы календарных ритуальных "проводов", символических похорон, кумления (см. Проводы; Похороны символические; Кумление). Распространен на территории Калужской, Орловской, Тульской, Курской, Брянской, Белгородской областей. Приурочен чаще всего к Вознесению, Троице, Духову дню, реже - к Николину (9/22.V) или Петрову (29.VI/ 12.?ІІ) дням.

Народные названия ритуала: крестить кукушку, хоронить кукушку, крещение и похороны кукушки, кукушку носить, водить или провожать, кукушки и т. п.

Структура обряда

Основная структура обряда сводилась к следующим действиям: изготовление ритуального символа, называемого кукушкой; вынесение его в лес, поле, к реке, где совершалось символическое "крещение кукушки" и кумление участниц ритуала; имитация "похорон" ("кукушку" закапывали в землю, иногда топили в реке, сажали на дерево, относили на кладбище). Отдельные этапы обряда могли быть разнесены во времени: например, делали "кукушку" на Вознесение, а крестили и хоронили в Троицын или Духов день; либо закапывали на Вознесение, а через какоето время (на другой день, через 2-З дня, через неделю) выкапывали из земли, оставляли ее на дереве, в ржаном поле и возвращались в село, где устраивали совместную трапезу, одним из обязательных блюд которой была яичница.

Состав исполнителей

Повсеместно отмечался женский характер обряда, в котором обычно участвовали девушки и молодухи. Не принято было принимать в нем участия женщинам, имевшим детей или прожившим в браке более года. Если случалось, что ко времени исполнения обряда в селе не было молодых девушек, "похороны кукушки" вообще не совершались. В редких свидетельствах сообщалось об участии всех женщин села или об обязательном присутствии четного числа девушек. Парни допускались лишь на заключительном этапе при организации трапезы, в общих молодежных играх и изредка - при кумлении. Во многих вариантах ритуала отмечался его скрытный, тайный характер, особенно тщательно скрывали его исполнение от парней.

Изготовление "кукушки"

При изготовлении "кукушки" в большинстве случаев использовались растения с народными названиями: кукушка, кукушкин цвет, кукушкины слезки, заря, дрема и ряд других (имеются в виду травянистые растения из семейства гвоздичных, орхидных, кокушник). Ранним утром на Вознесение девушки шли вырывать присмотренную заранее траву, вытягивали ее с корнем, верхушку отбрасывали, а корень со стеблем начинали наряжать, стараясь придать вид женской фигурки: надевали подобие рубашки, сарафана, повязывали платок. В наряде антропоморфной "кукушки" отчетливо выделялись признаки девушкипокойницы, убранной как невеста (на голову кукле накладывали венок или фату; не надевали фартук, объясняя это тем, что "покойниц в фартуках не хоронят"; либо закутывали фигурку в "саван"; обряжение могло сопровождаться похоронными причитаниями). Иногда готовили две куклы, изображавшие брачную пару - "кукушку" и "кукуна".

В некоторых вариантах обряда "кукушкой" служила березовая, рябиновая, вербовая или черемуховая ветка, украшенная лентами и бусами (орлов., тул.) или молодое деревце. На Брянщине таким ритуальным символом мог быть букет полевых цветов или корень травы, увешанный монистами. Есть свидетельства, что "кукушка" выглядела как венок из травы "кукушкины слезки", перевязанный красной лентой.

Менее распространены варианты "кукушки" в виде матерчатой куколки или птицеподобной фигурки (сделанной из растения или из чучела реальной лтицы), которых также рядили в девичий наряд.

"Крещение кукушки"

Наряженную фигурку относили на окраину села, где росли березы, сажали ее на дерево (ставили под березой, клали на землю на разостланный платок); над "кукушкой" часто устраивали подобие шалашика из веток, арку из растений или сплетали над ней ветки двух соседних берез. Вслед за тем начинался ритуал кумления: девушки надевали маленький крестик на "кукушку", снимали свои нательные кресты и вешали их на сплетенные ветки; желающие покумиться целовались друг с другом в дуге веток над "кукушкой", менялись крестами или платками, при этом приговаривали: "Ты кума, я кума!" или пели обрядовые песни: "Кукушкакума! Да идешь ты была? Ды кумилася, ды хрятилася"; "Ты, кукушка ряба, ты кому же кума?" Иногда кумление происходило на кладбище: над "кукушкой" разбивали крашеные яйца и оставляли их на могилах. Ритуальное кумовство между девушками сохраняло свою актуальность чаще всего несколько дней, после чего они "раскумливались".

"Похороны кукушки"

Ритуальный предмет, называемый кукушкой (кукла, ветка, деревце, букет), бросали в ржаное поле, сажали под кустом или на куст, привяэывали к растущему дереву, сбрасывали с моста в реку. Антропоморфную фигурку хоронили прямо в земле или укладывали в маленький гробик, коробку и зарывали. Этот момент ритуала совершался тайно. Из группы девушек выделялись две-три, которые старались незаметно от всех (особенно от парней) удалиться в лес и в укромном месте закапывали "кукушку". В селах вост. Брянщнны "похороны" сводились к тому, что матерчатую куклу, называемую кукушкой, относили в ржаное поле н оставляли там или зарывали в землю: "Сделають куклу. Ну, посодють ее на веточку, и в хлеб, у жито отнясуть, у рожь. Посодють. Ну и все. И кокушку схоронили". Во многих случаях выражение хоронить кукушку понималось в значении прятать: "Вот мы эту прячем, прячем кукушечку, заносим в рожь и прячем ее там, закапываем". Там где роль обрядового символа выполняли растения (ветка, букет), их забрасывали на дерево или в воду.

В некоторых селах Брянской обл. были зафиксированы поверья о том, что "кукушка" превращается в русалку, поэтому, посадив куклу-"кукушку" под куст, девушки обчерчивались, т. е. проводили по земле палкой черту, "чтобы перегородить дорогу русалке", "чтобы никто не подходил к кукушке".

В ряде мест было принято на другой день или через несколько дней посещать место погребения "кукушки" (часто это совершалось в Духов день). Целью посещения, в одних случаях, была необходимость убедиться, что никто не обнаружил и не похитил куклу, в других - сами участницы выкапывали ее из земли, перекладывали на дерево (бросали в ржаное поле, вновь закапывали на прежнем месте и т. п.).

Судя по мотивам песен, сопровождавших обряд, девушки осознавали, что кумятся не только друг с другом, но и с "кукушкой", которую в песнях называют "девицей": "У меня новая кума!/ У меня кукушка кума,/ У меня рябая кума!"; "Кумушка, голубушка,/ Сергія кукушечка!/ Давай с тобой, девица,/ Давай покумимся". Песенные мотивы отражают представления о том, что установление посредством кумлення своеобразного родства сохраняется на весь год: "Кума с кумой покумимся,/ Чтобы нам весь год не браниться,/ Побранимся - грешны будем,/ Какушечке тошно станет".

При "похоронах" пели песни, в которых прощались с кукушкой до следующего лета: "Прощай, прощай, кукушечка,/ Прощай, прощай, рябушечка,/ До новых до береа,/ До красной до зари,/ До новой до травы!"

Характерная для обряда семантика прощания и "проводов" соотносится с в.слав, поверьями о том, что с Петрова дня кукушка перестает куковать и исчезает или превращается в ястреба. Ритуальные похороны кукушки осмысляются как знак определенной календарной границы, смены сезонов. По представлениям жителей восточных рнов Брянской обл., как только перестает куковать кукушка, заканчивается весна и наступает лето. Слишком раннее весеннее кукование (или затянувшееся за Петров день) повсеместно расценивалось как предвестие беды: "Ее и хоронят для того, чтобы она "куку" не кричала". Если к моменту исполнения обряда еще слышалось кукование, то девушки говорили: "Покукуй, покукуй, кукушечка, да переставай, а мы несем тебя кстить". Общая символика кукушки, связанная с женским началом, потусторонним миром, обликом души, а также структурные элементы обряда, сроки его исполнения, растительные эквиваленты "кукушки" и т. п. позволяют отметить черты сходства и общую семантику между обрядами "крещения и похорон кукушки", "завивання" троицкой березки и "проводов русалки".

Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

А вот информация с сайта - Дербеневка (фольклорно-этнографический центр):

Почему кукушка? С этой птицей всегда были связаныопределенные мифологические представления. От других птиц кукушкаотличается тем, что не вьет гнезда и не выводит птенцов, считается, чтоименно за это на Петров день птицы изгоняют ее из леса. Наиболееустойчивы верования, что кукушка - воплощенная душа умершего иливестница мира предков. В северо-западных областях (Псковская область,Полесье) существует обычай полевых голошений с кукушкой, обращаясь кней как к покойному родственнику или передавая ей весточки для него.Поскольку кукушка осознается как медиатор между мирами, как вестница с«того» света, она наделяется способностью предсказывать будущее.

Обряд предстает перед нами в нескольких вариантах – «похороны» кукушки и ее «крестины». «Унас такой абычай, што харанили. А у некатарых деревнях называлася«крестили какушку». Крeстьбины были. Ну, делають какушку и крестьбиныей делають. Как ребёначка крестят. И абед, и гуляют. Если крестят, тоне закaповают» .

Пару раз удалось записать, видимо,полный вариант обряда, в котором сделанную на Вознесение куклукрестили и закапывали, а на Троицу поминали (иногда при этом разрывая).Во многих селах под названием «крестить кукушку» остался лишь третийэтап обряда – собственно поминки с весельем в лесу; так обрядтрансформировался в праздник.

Делали куклу по-разному. Если в других местах бытования обряда«кукушкой» часто становилась травка «кукушкины слезки», а в редкихслучаях даже собственно чучело птицы, то в Людиновском районе это былатряпочная кукла, в основе которой была раздвоенная березовая (иногдаольховая) веточка. По выражению исполнителей ее «пеленают», то естьобертывают красивыми тряпочками, которые приносят девки («кто какоймахорик, ласкутик») - шить при этом нельзя было.

Интересно, что иногда куклу делали скаблучками, то есть конец каждой из двух веточек раздваивался еще раз;возможно, что это орнитоморфная деталь, обозначающая птичьи ножки.«Ножки» пеленали обязательно красной тряпкой, далее делали традиционныйдевичий костюм. Как и большинство архаичных кукол, кукушка должна былабыть «слепая», то есть без лица, но в более поздних вариантах его сталирисовать.

Изготовленная кукла – молодая девка,это много раз проскальзывает в репликах исполнителей – «положи девкуда получше». Во фразе «отдаем мы девку замуж» слышатся отголоскидревнего жертвоприношения, хотя сами бабушки, конечно, об этом незадумываются. Смысл производимых действий они объясняют традицией: «Паабычаю. И сроду, сроду!».

Крещение было достаточно условным:«пабрызгають, памоють её». Потом сделанную куклу ставили на окно иликлали на лавку, делали гробик, застилали его соломой, которая понародным представлениям «греет покойников», делали подушечку, набитуюсоломой. Далее все делали по традиционному похоронному обряду – гробикнесли на носилках, опускали в ямку на полотенцах и т.д. Закапываличаще всего в ржаном поле, что прямо указывает на связь с аграрноймагией.

Обряд с кукушкой являлся одним изженских весенних обрядов, в нем участвовали девушки и молодки;параллельно свои «похороны кукушки» могли делать девочки. Обрядсовершался тайно, мужчины, парни не могли присутствовать при нем изнать о месте «крещения» и захоронения кукушки. Для этого хоронилирано, до восхода солнца: «а тада рана подымаемся на Вознесение,рана-прерана. И мы убеrаем, штоб ребята нас не нашли!».

Парни (в поздних вариантах - дети)караулили девок на крышах, старались подсмотреть и разорить местозахоронения. Иногда оно оказывалось тайным даже для участников:похороны производили одна-две выбранные девушки. Особо смелые девкиделали фальшивую могилу с нечистотами. Настоящую могилку затаптывали,чтобы никто не видел, а если ставили крестик, то так, чтобы не былвиден во ржи. Раньше тайность совершаемых действий была необходимой; поописанию начала 20 века «Ни одна крестьянка не сознается, что умеет«сряжать и кстить кукушку».

Если могилка все-таки разрывалась,ребята приносили куклу, надсмехались над девками, иногда в насмешкуприбивали ее к столбу, вместе с лаптем, в котором ее там хоронили. Присерьезном отношении к обряду, в этом случае праздник был сорван, этомогло предвещать плохой урожай или неудавшееся замужество, девушкиочень плакали; позже, конечно, наблюдалась более игровая атмосфера.

Последний этап обряда – поминки, акое-где торжественное выкапывание кукушки через неделю после Троицы. Напомин собирались все – и ребята, и девушки, делали общий стол, причемобязательной ритуальной едой были яйца – «пару яец мать сварить идращёну спекеть». Там уж «столько народу, там столька шуму, там сколькавеселля!», «и гармошки, и песни, и танцы, и страдания, фсё!» .

Во время похорон по кукушке обязательно причитали, выбирая при этом наиболее умелую в этом деле молодку («ну, каму ш плакать? нада Маньке плакать!» ). При этом, как часто это бывало, начинается плач символически («Што вроде паложено» ), а как «начнёть причитывать и заплачеть па всей па правде. И заrалосить, и мы заrалосим» .

Дополнение

Кукла Кукушка, Тульская губерния (на фото справа - сзади стоит, серая).

Была связана с древним обрядом посвящения девочек в девушки, во взрослую жизньобрядом «отказа от кукушества». девочки, прощаясь со своим детством, давали обещание не быть кукушкою, т.е. ке быть плохой матерью.

Кукла делалась девочками 12 лет на праздник Вознесения из травы кукушкины слезы под руководством вдовой старухи. Несколько девочек собирали траву для изготовления куклы, аккуратно складывали стебель к стеблю. При этом нельзя было сломать стебель и оторвать корень. Куклу делали все вместе, обвязывая стебли красной нитью. Каждая девочка стремилась внести в создание куклы что-то свое. Самая древняя кукушкаиз травы в темном платке. Позже появилась кукла из травы, одетая в яркую поневу, передник. но в темном платке. Еще один вариант куклы кукушкиобраз женщины немолодой, возможно вдовы, одетой неярко.

На Вознесение проводился и обряд «похороны кукушки». На полянке выкапывалась ямка и устилалась травой. Хоронили куклу кукушку, которую в тот же день делали девушки. Куклу клали вместе с подарками девушек (кольцо, платочек и т.д.), загадывая желания на год. Кукушку присыпали, травой, землей, примечали место. Куклу откапывали через 10 дней, на Троицу и смотрели на свои подарки. Если в кольцо заползал муравей, то девушка выйдет замуж. Свои вещи с кукушки снимали и куклу сажали на дерево.

Девушки через кукушку «кумились»выбирали подружку на целый год. Наряженную куклу ставили под березку, свивали на д ней дугою ветки. На них вешали свои крестики девочки, желающие покумиться. Затем они целовались в дуге из веток, приговаривая: "Ты куна, и я кума" и обменивались крестиками и куклами. После этого девушки дружили целый год и не ссорились. На следующий год можно было выбрать эту же подружку или другую.

Информатор Агаева И.8

Ирина Погорелова

Познакомившись на сайте МААМ с календарями народной куклы Оксаны Кротиковой , Светланы Большаковой и Натальи Плахтеевой, я загорелась идей создания подобного календаря . И сейчас, хочу представить вам свой вариант. Тряпичные куклы , которые представлены в моем календаре , имеют свои отличительные особенности. Куклы не маленькие , примерно с ладонь. Изготовлены куклы в основном из лыка (9 из 12, замечательный материал мне с ним приятно работать. Все 12 кукол – обережные и обрядовые, из них 8 – женские куклы и 4 – мужские по одному в каждом времени года.

А теперь предлагаю вашему вниманию мастер – класс изготовления календаря народной куклы .

Мой друг , заглянем в старь,

Откроем народный календарь !

Смотрится отменно,

А польза несомненна.

Всех куколок он знает,

И нам напоминает!

Для изготовления календаря мне понадобилось :

Тонкая фанера;

Самоклеющаяся бумага (красного, зеленого, голубого и оранжевого) цвета;

Баллончики с краской голубого, зелёного, красного и желтого и белого цвета;

круглые палочки (решетка от старой детской кроватки) ;

Декоративная клейкая лента соответствующих цветов;

Декоративный скотч с орнаментом;

12 небольших крючков для одежды;

Двухсторонний скотч.

Способ изготовления :

Из листа фанеры вырезала большой круг с помощью электролобзика.

Разделила круг на 4 равные части по временам года. Для каждого времени года выбрала свой цвет самоклеющейся бумаги : для зимы – голубой, как лед и снег под солнцем; для весны – зеленый, потому что все зеленеет и расцветает; для лета – красный, так как жарко, дни светлые и долгие (вспоминаем выражение лето красное) ; для осени – оранжевый как листья на деревьях.

Обклеила край круга декоративной клейкой лентой серебристого цвета.

Палочками обозначила - 12 месяцев , которые покрасила из баллончиков в соответствующие цвета. 4 палочки покрасила белой краской и обклеила декоративным скотчем с орнаментом, чтобы

выделить начало следующего времени года и отделить времена года друг от друга .


Прикрутила палочки на два самореза с лицевой стороны календаря и один саморез для прочности с изнаночной стороны так же с помощью шуруповерта.

Из остатков фанеры попросила мужа моей напарницы Шестопаловой Елены Николаевны вырезать 12 кругов в диаметре 12 см . Маленькие круги обклеила соответствующей по цвету самоклеющейся бумагой с двух сторон и украсила декоративной клейкой лентой.





В середину каждого круга поместила небольшой крючок для одежды и прикрутила на саморезы с помощью щуруповерта. На крючках будут располагаться куклы . У каждой куклы на поясе сзади пришита петелька из тонкой ленточки. Крючки были сделаны для того, чтобы куклу при необходимости можно было снять, рассмотреть, нарисовать. А еще куклу , как и ее название на круге можно легко поменять на другую куклу которую делали в этом месяце для углубленного изучения.


С изнаночной стороны календаря я сделала надежную петельку, чтобы календарь можно было повесить на стену в детском саду. Основа календаря готова . Осталось оформление.

Распечатала календарь на 2017 год , привычные названия месяцев и древние русские (славянские) названия и приклеила все на двухсторонний скотч.


Распечатала цветные картинки соответствующие каждому месяцу года и приклеила их тем же способом.


В середину поместила древний славянский оберег «Божье Око» , а по кругу кукол , о которых я писала в предыдущих своих публикациях. Представляю своих кукол с сентября, так как в старину новый год начинался именно в сентябре.

1 сентября - Семенов День. Кукла оберег Симеон Столпник - символ бесконечности жизни, мужского начала.

14 октября - Покров Богородицы. Кукла оберег Десятиручка - бережет и силы своей владелицы, и труд ее, чтобы все сделанное ею становилось полезным.


10 ноября - день Святой женской заступницы, покровительницы рукодельниц Параскевы Пятницы. Кукла – «Параскева – Пятница» является хранительницей домашнего очага, его благополучия, исцеляя душевные и телесные недуги, является покровительницей женского труда и хранительницей женских секретов.

25 декабря - день святого Спиридона. Кукла оберег Спиридон - солнцеворот подойдёт любому мужчине или подростку. Его обладатель будет держать свою судьбу в своих руках, и сам станет управлять событиями в своей жизни.

В рождественский Сочельник делали обереговую ритуальную куклу Козу . Эта кукла добавляет своей хозяйке задора, женской привлекательности, веселости и независимости. А всем обитателям дома приносит хорошее настроение и достаток.

К приходу весны в феврале делали кукол маслениц. Домашняя Масленица - это мощный оберег дома, семьи и тепла.

14 марта – праздник Авдотьи - Весновки. Кукла Веснянка - это оберег молодости и красоты.

17 апреля - день памяти Преподобного Зосима-Пчельника. Кукла Зосимы Пчельника бережет пчел от мора, обеспечивает добрый урожай меда и много приплода. Куклу Зосима Пчельник с пчелками делали для благочестивой, размеренной и спокойной жизни, сладкой и с достатком.

В мае праздник Вознесение (не имеет своей постоянной даты и приходится на сороковой день после Пасхи). Кукла «Кукушка» считалась лекарством от тоски и одиночества. На нее "наговаривали" свои проблемы, а потом сжигали.

В июне после праздника Троица (не имеет своей постоянной даты) . Кукла Покосница обереговая - берегла руки косцов от ран.

С 12 по 15 июля праздновали Ярилины именины. Кукла Ярило - оберег для тех, кто хочет любить и быть любимым.

В августе наступало время жатвы. Обрядовая кукла «Жница» . Жница символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, способность к зачатию, вынашиванию и рождению.

Я очень надеюсь, что этот календарь народной куклы будет полезен и познавателен и для взрослых и для детей - ведь это – память : знать праздники, предания, обычаи своего народа . Именно это соединяет предков и потомков, прошлое и настоящее. Обычаи любого народа хороши по – своему . В них соединились красота, сила и доброе согласие человека и Природы.

Публикации по теме:

Тряпичная кукла «Отдарок-на-подарок» появилась, благодаря древнему русскому обычаю «отдариваться». То есть дарить что-то в ответ на подарок.

Хочу представить вам свой вариант календаря с использованием народной куклы. Увидев календарь у Оксаны Кротиковой, я решила тоже попробовать.

Куклы из бабушкиного сундука. Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы «Утешница» Мастер-класс Предназначен мастер-класс для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для ознакомления детей со старинной.

Оберег "Радуница" отвечает за красоту владелицы, здоровье и энергию. Это символ соединения в одно целое, незыблемое. Оберег радости, приятных.

Совсем недавно говорили про , которою на самом деле зовут Жаворонком. Древние славяне не зря и совсем не случайно использовали подобные образы, подмечая особенности, преимущества и отрицательные качества каждого из них. Все это они использовали в своих обрядах и обычаях для улучшения своей доли или избавления от негативной энергии.

Судя по такому вступлению сегодня у нас будет нечто похожее? - спрашивает Веселина.

Да, именно так, - отвечаю я, - более того, тебе она понравится, потому что кукла Кукушка, героиня сегодняшней публикации - это кукла, предназначенная персонально для девочек.

Ух ты ж! - воскликнула она, - такого у нас еще не было, только я не поняла почему тут сразу две куклы с одинаковыми именами?

Это оттого, что кукла Кукушка принимала участие в нескольких обрядах, при этом они различались по своей сути. Поэтому в одном случае кукла принимала образ птицы, а в другом изготавливалась подобно девушке.

Что же, давайте разбираться.

Кукла Кукушка - история и значение

Всем известно, что кукушка отличается от других птиц своим, мягко говоря, своеобразным отношением к собственному потомству, подкладывая яйца в гнезда других птиц. Ситуация, хоть и неоднократно встречающаяся в животном мире, но весьма необычная. При этом вылупившийся кукушонок в первые же часы освобождает себе место под солнцем, выталкивая из гнезда все остальные яйца или уже живущих там птенцов. В связи с этим у древних славян кукушка стала ассоциироваться с несчастной судьбой человека, живущего без семьи, в одиночестве, без детей и родных людей.

Такой жизни никто себе не желал, поэтому наши предки проводили ритуал «похороны кукушки», название которого полностью соответствует процессу его исполнения. Кукушку действительно хоронили, то есть закапывали в землю в надежде никогда не перенять свойственные ей качества. Главным объектом обряда была кукла Кукушка, которую изготавливали в виде птицы из растительных материалов - травы, сена, соломы, лыка, льна и так далее. Этот ритуал является одним из этапов инициализации девочки в девушку, когда она осознанно принимала ответственность и значение семейной жизни и материнства.

Надо сказать, что в разных регионах обязательно присутствовал в народных традициях, несмотря на то, что исполнялся он по-разному. В одних местах обязательным было его совершение в тайне не только от мужчин, но и от большинства односельчан, а открытие или разорение места захоронения куклы являлось признаком различных несчастий. Другие же люди, наоборот, перед похоронами Кукушки демонстрировали ее всей деревне, торжественно пронося по улицам, а обнаружение парнями и вскрытие могилки было очередным этапом обряда, завершающимся совместной трапезой.

Между этими двумя примерами существует еще около десятка различных между собой в той или иной степени вариантов исполнения обряда похорон кукушки. Такие изменения произошли, скорее всего, от наслоения других обычаев и влияния родовых особенностей быта различных славянских народностей. Это говорит лишь о том, что обряд «похороны кукушки» является очень древней славянской традицией. Между прочим, тем нашим читателям, которые родились в двадцатом столетии, наверняка вспомнится детская забава закапывать в землю всякие тайники и секретики. А ведь это ничто иное, как отголоски обсуждаемого нами обряда. Так-то вот.

Особенности жизни кукушки позволили древним славянам наделить ее особыми мифологическими свойствами. Этой птице предписывалась роль воплощения души умершего человека, не прожившего отведенные ему годы в полной мере. Поэтому и скитается это вестник из мира мертвых по белому свету, не находя нигде себе пристанища. В связи с этим кукушку наделили даром предвидения и пророчества, и в наши дни всем известен ритуал, когда во время кукования спрашивали птицу о количестве лет, оставшихся для жизни.

Время кукования кукушки - с начала мая до середины июня, в это время и проводили обряд похорон кукушки. Позже наслоение христианских обычаев более точно определило этот период - от Вознесения до Троицы, то есть от 40 до 50 дня после Пасхи. Вообще же время празднования или отмечания конца весны происходило «от Егория до Петра» - в период от 6 мая до 12 июня.

В эти же дни прощания с весной древние славяне проводили обряд «крещения кукушки», во время которого происходило кумование, то есть две девушки, а иногда и юноша с девушкой признавались друг другу в симпатиях и обещали взаимную дружбу в течение последующего года. Свидетелем этого обряда была кукла Кукушка, изготовленная по образу девушки - это второй вариант создания куклы. Судя по всему, а прежде всего - по названию, этот обычай к древнеславянским традициям не имеет отношения, а появился уже после христианизации Руси в процессе изживания, замещения и извращения смысла истинных обычаев. Слишком уж много несуразностей в нем. Ну да ладно, вернемся к куклам.

Поэтому у нас и появилось две Кукушки - птица и девушка? - подводит итог этой части нашей беседы Веселина.

Совершенно верно, раз так русские люди делают уже много веков, мы не можем этим пренебрегать, - ответил я, - а теперь давай рассмотрим эти куклы и узнаем, как их можно изготовить.

Кукла Кукушка - как сделать

Посмотрев на куклы, можно стразу понять, что делаются они по одному и тому же принципу - по типу в среднерусском варианте. К тому же, если вам знакома , то вы отметите очевидное сходство конструкции. Поэтому здесь, наверное, много слов говорить не буду, чтобы не утомлять читателей повторами. Расскажем лишь про особенности и детали создания этих кукол.


Кукла Кукушка, два варианта - девушка и птица.

У куклы Кукушки в образе птицы главными отличиями являются маленький клюв и горизонтальное положение. Клюв делается из маленького пучка выбранного вами материала, а это трава, сено, солома, лыко, лен и подобные им, который вкладывается в место сгиба основы куклы, перетягивается и обрезается в виде конуса. Для красоты можно разделить крылья и хвост на несколько пучков, перетянув их красной ниткой. Завершает работу с куклой одевание платка на голову.


Кукла Кукушка, основа конструкции обоих вариантов - Кувадка.
Кукла Кукушка, птица - с клювом, крылья и хвост распушиваем.
Кукла Кукушка, руки девушки оформляем ладошками.

Кукла Кукушка по образу девушки делается также на той же основе. Одевается кукла в соответствии с теми обычаями, которые били приняты в том регионе, где ее делают. Поэтому на этом этапе можно действовать свободно, по своему усмотрению, но в рамках традиционных вариантов. Довольно широко распространен вариант, когда кукле на руки подвязывают короткие пучки, направленные вниз, имитируя таким образом крылья. По неизвестным мне причинам моя кукла явно противилась таким дополнениям, а я уже понял, что к таким вещам нужно прислушиваться и уделять им должное внимание. Поэтому эта Кукушка получилась без имитации крыльев.

Ну что, полетели мы, - довольно сказала Веселина, шутливо пытаясь взгромоздиться на Кукушку птицу.

Ой, ну и ладно, так дойду, досвиданьос, - она демонстративно расшаркалась на пороге и под укоризненный взгляд Кукушки девушки гордо вышла из мастерской.

Спешила она при этом не очень, поэтому обе Кукушки ее быстро догнали, и еще не дойдя до поворота они уже оживленно о чем-то болтали и хихикали.

Что же, на этом у меня сегодня все, в очередной раз призываю все посетителей нашего сайта делать кукол, интересоваться обычаями и традициями наших предков, изучать историю нашего народа - вы заметите, что жизнь ваша при этом станет приятнее и интереснее.

Всем спасибо за внимание, желаю вам хорошенько отдохнуть за лето, набраться на год вперед витаминами и хорошими впечатлениями, пока.

 

 

Это интересно: