→ Увольнение госслужащего несогласного с изменением должностного регламента. Обязательства уведомления сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию

Увольнение госслужащего несогласного с изменением должностного регламента. Обязательства уведомления сотрудника о внесении изменений в должностную инструкцию

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта

Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ПРИКАЗ

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта


В соответствии с приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 11 сентября 2009 года N 378 "О распределении обязанностей между руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта и его заместителями"

приказываю:

1. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 2 по штатному расписанию), утвержденный , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 3 по штатному расписанию), утвержденный приказом Росжелдора от 24 апреля 2009 года N 161 , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Внести изменения в должностной регламент государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию), утвержденный приказом Росжелдора от 24 апреля 2009 года N 161 , изложив пункт 3.2 раздела 3 в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

4. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника Административно-кадрового управления A.M.Беспалова.

Руководитель
Г.П.Петраков

Приложение N 1. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 2 по штатному расписанию)

Приложение N 1

железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414

3.2.1. Ведение вопросов деятельности высших и средних специальных учебных заведений, находящихся в ведении Агентства, подготовки специалистов нового уровня, отвечающих требованиям реформ.

3.2.2. Координация вопросов, связанных с реализацией программы структурной реформы железнодорожного транспорта и развитием рынка железнодорожных транспортных услуг.

3.2.3. Координация подготовки и реализации соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации о взаимодействии в сфере транспортного обслуживания регионов.

3.2.4. Обеспечение представления и защиты интересов Агентства в органах государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам реализации совместно выработанной стратегии транспортного обслуживания регионов.

3.2.5. Курирование вопросов проведения административной реформы в Агентстве.

3.2.6. Координация мероприятий по противодействию коррупции в Агентстве.

3.2.7. Координация вопросов развития малого и среднего предпринимательства.

3.2.8. Организация освоения средств федерального бюджета в подведомственных государственных образовательных учреждениях.

3.2.9. Организация соблюдения финансовой дисциплины в подведомственных государственных образовательных учреждениях.

3.2.10. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.11. Организация безопасности учебных процессов.

3.2.12. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.2.13. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным .

3.2.14. Представление интересов Агентства в Правительственной комиссии по транспорту и связи.

3.2.15. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом.

3.2.16. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:




3.2.17. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2.18. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления учебных заведений и правового обеспечения;

государственного учреждения культуры "Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации";

государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центральный дом детей железнодорожников";

подведомственных Агентству учреждений высшего и среднего профессионального образования."

Приложение N 2. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 3 по штатному расписанию)

Приложение N 2
к приказу Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414

"3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство:

3.2.1. Курирование вопросов финансово-экономической деятельности Агентства.

3.2.2. Организация работы по реализации полномочий по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства, и выполнение возложенных на Агентство функций.

3.2.3. Координация деятельности структурных подразделений по подготовке предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности подведомственных территориальных органов и других учреждений (распорядителей и получателей бюджетных средств).

3.2.4. Организация деятельности по формированию технико-экономических обоснований проектов федеральных, ведомственных целевых программ (подпрограмм), а также федеральных адресных инвестиционных программ развития железнодорожного комплекса и их финансирование.

3.2.5. Координация деятельности структурных подразделений и организация работы по разработке стратегии социально-экономического развития железнодорожного транспортного комплекса.

3.2.6. Организация работы комиссии по анализу эффективности деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий.

3.2.7. Организация работы полномочий собственника в отношении федерального имущества.

3.2.8. Координация работы по размещению заказов и заключению государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.

3.2.9. Ведение вопросов в области реализации инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства, включая вопросы территориального планирования.

3.2.12. Обеспечение освоения средств федерального бюджета в подведомственных учреждениях и предприятиях.

3.2.13. Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины в подведомственных учреждениях и предприятиях.

3.2.14. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.15. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющей государственную тайну.

3.2.16. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11 .

3.2.17. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом.

3.2.18. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:

проведения технической, технологической и экономической политики;

рационального использования средств, направляемых на реализацию поставленных задач и целей и решение социальных вопросов.

3.2.19. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3.2.20. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления экономики и финансов;

ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта"."

Приложение N 3. Изменения, вносимые в регламент заместителя руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (N 4 по штатному расписанию)

Приложение N 3
к приказу Федерального агентства
железнодорожного транспорта
от 6 октября 2009 года N 414


"3.2. Перечень основных должностных обязанностей заместителя руководителя Агентства в соответствии с задачами и функциями, возложенными на Агентство:

3.2.1. Организация работы и ведение вопросов, связанных с созданием условий для устойчивой работы железнодорожного транспорта.

3.2.2. Ведение вопросов, связанных с определением приоритетных направлений и реализацией государственной научно-технической политики на железнодорожном транспорте, проведением научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по развитию и функционированию железнодорожного транспорта, а также с организацией разработки и реализацией инновационных проектов в области модернизации и развития железнодорожного транспорта.

3.2.3. Осуществление в рамках своей компетенции организации и контроля за выполнением федеральных и ведомственных целевых программ.

3.2.4. Организация работы по формированию планов НИОКР.

3.2.5. Курирование вопросов выполнения Агентством функций компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.

3.2.6. Организация работы, связанная с установлением сроков ввода в действие графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте.

3.2.7. Координация вопросов организации пономерного учета железнодорожного подвижного состава и контейнеров.

3.2.8. Координация работы по составлению перечней железнодорожных станций, открытых для выполнения соответствующих операций, и выполняемых ими операций на основании заявок владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.9. Координация работы по открытию для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которым принадлежат указанные железнодорожные пути.

3.2.10. Организация работы по рассмотрению обращений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования по вопросам взаимодействия в единых технологических процессах работы железнодорожных путей необщего пользования и железнодорожных станций примыкания и выдаче заключений по ним.

3.2.11. Организация взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти по осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок.

3.2.12. Организация работы по открытию железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.13. Курирование вопросов, связанных с примыканием к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.

3.2.14. Организация работы по временному прекращению погрузки и перевозки грузов и грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика или при использовании инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, с немедленным извещением об этом в установленном порядке Министерства транспорта Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.15. Курирование вопросов, связанных с установлением сроков действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа, вызванным обстоятельствами непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией или иными не зависящими от перевозчика и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозок, и уведомление об этом перевозчиков и владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3.2.16. Координация работы центрального органа Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

3.2.17. Организация и курирование деятельности территориальных органов Агентства в части своей компетенции.

3.2.18. Ведение вопросов, связанных с охраной грузов и объектов на железнодорожном транспорте, и других вопросов, связанных с функционированием ведомственной охраны.

3.2.19. Курирование работы по мобилизационной подготовке и гражданской обороне в координируемом и контролируемом управлении Агентства.

3.2.20. Обеспечение работы в пределах своей компетенции по защите сведений, составляющих государственную тайну.

3.2.21. Возглавление работы по организации, координации и контролю разработки и выполнения мероприятий по предотвращению противоправных действий в отношении объектов железнодорожного транспорта, взаимодействие по этим вопросам с правоохранительными органами.

3.2.22. Возглавление работы постоянно действующей технической комиссии по защите государственной тайны Агентства.

3.2.23. Осуществление иных полномочий, возложенных на него Регламентом Агентства , утвержденным приказом от 5 апреля 2005 года N 11 .

3.2.24. Несение персональной ответственности за обеспечение деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в курируемом подразделении центрального аппарата и территориальных органах Агентства, в организациях, подведомственных Агентству:

проведения технической, технологической и экономической политики;

рационального использования средств, направляемых на реализацию поставленных задач и целей и решение социальных вопросов.

3.2.25. Осуществление иных полномочий, возложенных на него законодательством Российской Федерации.

3.2.26. Непосредственная координация и контроль деятельности:

Управления инфраструктуры и перевозок;

ГУ "Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте";

ФГУП "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии";

ФГУП "Профилактическая дезинфекция Федерального агентства железнодорожного транспорта".

3.2.27. Подписание исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб и заявлений о принесении протеста на решения судебных органов и иных документов по делам, по которым Агентство является истцом, ответчиком или третьим лицом."



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

О внесении изменений в должностные регламенты государственных гражданских служащих Российской Федерации, замещающих должности заместителей руководителя в центральном аппарате Федерального агентства железнодорожного транспорта

Название документа:
Номер документа: 414
Вид документа: Приказ Росжелдора
Принявший орган: Росжелдор
Статус: Действующий
Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 06 октября 2009
Дата начала действия: 06 октября 2009

В министерстве произошла реорганизация с изменением положений о подразделениях. Предстоит внести изменения в должностные регламенты некоторых госслужащих. В какой форме должны быть извещены госслужащие о внесении изменений в регламенты? Если госслужащий не согласен с теми обязанностями, которые на него возлагаются, каковы дальнейшие действия руководства? С уважением Спиридонова М.П.

Ответ

Ответ на вопрос:

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по госслужбе "под ключ" от Системы Кадры.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей .

Положения должностного регламента, а также результаты его исполнения гражданским служащим учитываются, в частности, при:

  • проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы;
  • проведении квалификационного экзамена;
  • поощрении гражданского служащего;
  • оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации;
  • планировании профессиональной служебной деятельности;
  • включении в кадровый резерв.

Вопрос из практики: можно ли вносить изменения в должностной регламент

Да, можно.

Порядок составления должностного регламента установлен Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Данная статья не содержит запрета на внесение изменений в составленные должностные регламенты. Однако, поскольку порядок внесения изменений в законе не прописан, государственный орган вправе самостоятельно решить, как их вносить. Например, внести изменения в должностной регламент можно путем составления к существующему должностному регламенту.

Основанием для внесения изменений в должностной регламент может быть руководителя государственного органа.

Дополнительное соглашение целесообразно составить, например, в случаях:

  • изменения должностных прав и обязанностей гражданского служащего, в том числе возложения дополнительных обязанностей;
  • изменения наименования государственного органа, структурного подразделения (отдела);
  • изменения действующего законодательства.

При этом гражданского служащего необходимо письменно уведомить о вносимых изменениях. И только после того, как он согласился на продолжение службы, внесите изменения в должностной регламент (составьте дополнительное соглашение).

При реорганизации или изменении штатного расписания также можно составить дополнительное соглашение к должностному регламенту. Однако если в этом случае одновременно меняются наименование должности, должностные обязанности, наименование подразделения и возложенные на него функции, то должностной регламент нужно пересоставить.

Статья 29 Закона о государственной гражданской службе:

"1. В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.

2. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.

3. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы.

4. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона".

Служебный контракт является соглашением между представителем нанимателя и гражданином. Цель служебного контракта заключается в обеспечении удовлетворения публичных интересов. Поэтому контракт о прохождении государственной службы призван по большей части не определять индивидуальные условия прохождения государственной службы, а зафиксировать факт добровольного двухстороннего волеизъявления о ее прохождении. Гражданин при заключении контракта не оговаривает с представителем нанимателя условия, а реализует свое волеизъявление путем присоединения к уже существующим условиям.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы. Вместе с тем, учитывая специфику профессиональной служебной деятельности, по объективным причинам условия такой деятельности могут измениться. Эти изменения, в свою очередь, потребуют изменения условий служебного контракта.

По общему правилу условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ч. 5 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе). Однако положения ст. 29 комментируемого Закона устанавливают уведомительный порядок согласования с гражданским служащим изменения условий служебного контракта.

Изменения существенных условий могут быть оформлены в виде дополнительного соглашения к служебному контракту. Если должностные обязанности включены в текст служебного контракта, они не могут быть изменены посредством дополнительного соглашения. В такой ситуации необходимо заключать новый служебный контракт с гражданским служащим, который содержал бы новый состав должностных обязанностей в качестве существенного условия.

В случае если обязанности гражданского служащего включены в должностной регламент подобной проблемы не возникнет, так как законодательного ограничения должностного регламента не установлено. Хотя спорным представляется сам факт включения должностного регламента в число существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 3 ст. 24 Закона о государственной гражданской службе).

Гарантией своевременного информирования гражданского служащего об изменении существенных условий контракта является возложенная на представителя нанимателя обязанность уведомить гражданского служащего об изменении существенных условий контракта не менее чем за два месяца до их введения.

Представитель нанимателя наделен правом освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить со службы, если последний не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (ч. 3 ст. 29).

Интерес представляет позиция Конституционного Суда РФ относительно допустимости изменения условий служебного контракта в одностороннем порядке. Приказом рязанской таможни от 28.04.2007 N 46-к прекращен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключенный с Н.Ю. Бабуриным, в связи с отказом государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта. Оценивая допустимость изменения существенных условий служебного контракта, Конституционный Суд РФ разъяснил, что изменение существенных условий служебного контракта по инициативе представителя нанимателя является исключением из общего правила, которое обусловлено объективной невозможностью сохранения ранее определенных условий контракта в связи с изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности. При этом федеральный законодатель предусмотрел специальные гарантии государственным гражданским служащим. В частности, государственному гражданскому служащему предоставлено право выразить свое согласие на замещение должности государственной гражданской службы и прохождение государственной гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе (ч. 3 ст. 29 Закона о государственной гражданской службе).

Часть 4 ст. 29 устанавливает последствия письменного отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, путем ссылки на перечень оснований прекращения служебного контракта. Пунктом 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта является основанием увольнения с гражданской службы.

В отношении сотрудников таможенных органов Закон о службе в таможенных органах не устанавливает отдельной нормы, регулирующей изменение существенных условий служебного контракта. Напомним, что в комментируемом Федеральном законе отсутствует и перечень существенных условий служебного контракта.

Пунктом 5 ст. 10 комментируемого Закона установлена возможность заключения служебного контракта на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия. Однако учитывая, что в норме сформулирована возможность заключения нового контракта до истечения срока по соглашению сторон, вряд ли в этом случае речь идет об изменении существенных условий контракта.

Отметим также, что в перечень оснований для прекращения службы в таможенных органах изменение существенных условий служебного контракта не включено (ст. 48 Закона о службе в таможенных органах). Полагаем, что законодатель не ставил перед собой такую цель по следующим причинам. Во-первых, служебный контракт с сотрудником таможенного органа всегда заключается на определенный срок. Во-вторых, перечень включает такие основания, как проведение организационно-штатных мероприятий и перевод в другой государственный орган.

5.7. Изменение существенных условий служебного контракта


порядок изменения должностной инструкции
*
* этапы разработки положений о структурных подразделениях,
* планы

Правильно внести изменения в должностную инструкцию

Чтобы должностные инструкции не стали бесполезными бумагами, они должны быть динамичными, оперативно отражающими структурно-организационные, производственные и иные изменения, происходящие при организации труда и управлению трудом у конкретного работодателя. Поэтому особое внимание следует уделять их своевременному обновлению. Такой подход делает должностные инструкции актуальными документами, содержание которых соответствует условиям, задачам и потребностям управления.
Как часто надо менять текст должностной инструкции? В этом вопросе возможна крайность: некоторые кадровые работники, проявляя излишнее усердие, обновляют должностные инструкции ежегодно. Это не всегда оправдано. Внесение изменений в должностные инструкции необходимо, например, в следующих случаях:
  • при изменении должностных правомочий и обязанностей;
  • при переводе на другую должность (работу) у того же работодателя;
  • при возложении на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности);
  • при реорганизации юридического лица;
  • при изменении штатного расписания (сокращении штатов, введении новой штатной единицы);
  • при изменении наименования организации (или внесения иных изменений в учредительные документы) или структурного подразделения;
  • при изменении фамилии (или инициалов) работника, если инструкция была индивидуальной (персональной) и др. В некоторых случаях используют индивидуальные (персональные) должностные инструкции, которые пишутся для конкретного работника и содержат в заголовке к тексту его фамилию и инициалы. Это целесообразно делать только в качестве исключения. Если инструкция пишется на конкретного человека, а не на должность, то при приходе нового работника он не сможет на ней расписаться, это потребует внесения в нее соответствующих изменений или утверждения новой должностной инструкции.
Порядок внесения изменений в должностные инструкции может различаться в зависимости от того, когда они внесены: до приема работника на соответствующую должность или после.
В первом случае процедура внесения изменений носит упрощенный характер - не требуется дополнительного оформления согласия работника. Можно создать новую должностную инструкцию и утвердить ее или внести изменения в должностную инструкцию соответствующим приказом руководителя.
И другая ситуация, когда руководство пожелало внести изменения в должностную инструкцию сотрудника уже работающего в данной должности.
При этом процедура внесения изменений в должностные инструкции сильно различается от характера вносимых изменений, а именно, касаются они определенных сторонами условий трудового договора или нет.
Трудовым законодательством определенные сторонами условия трудового договора подразделяются на обязательные (необходимые), т. е. условия, без которых трудовой договор не может считаться заключенным, и на дополнительные (факультативные), наличие которых определяется исключительно по усмотрению сторон.
Согласно части 2 статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:
- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности,- место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с действующим Трудовым Кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом;
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
- компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
- условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. К дополнительным в части 3 статьи 57 ТК РФ относит следующие условия:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании;
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
  • об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
  • о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
  • об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться по соглашению сторон.
Если должностная инструкция была оформлена приложением к трудовому договору, то внесение изменений в нее будет означать изменение определенных сторонами условий трудового договора.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 72 Трудового кодекса Российской Федерации. То есть по общему правилу любые условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.
Соответственно, внесение изменений в должностную инструкцию, конкретизирующую те или иные определенные сторонами условия трудового договора, должно быть оформлено дополнительным документом - соглашением, заключаемым между работником и работодателем в письменной форме.
Встречается довольно распространенная ошибка: при изменении того или иного положения в должностной инструкции старое просто вычеркивается и делается новая запись. Ни в коем случае в должностной инструкции зачеркивание не допускается, это юридически обесценивает этот документ.
Под изменением определенных сторонами условий трудового договора понимается в том числе перевод на другую работу.
Согласно статьи 72.1 ТК РФ перевод на другую работу - это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
Перевод на другую работу у того же работодателя допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 статьи 72.2 ТК РФ. То есть при наличии обстоятельств чрезвычайного характера (в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части), перевод не требует согласия работника, но может быть осуществлен на срок до одного месяца.
Перевод на другую работу следует отличать от перемещения работника на другое рабочее место. Согласно ст. 72.1 ТК РФ не считается переводом на другую работу и не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Порядок документального оформления письменного согласия работника о переводе зависит от того, от кого исходит инициатива о переводе, соответственно, это может быть заявление работника или соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора. На основании документа, отражающего письменное согласие работника, издается приказ (распоряжение) о переводе работника, данный приказ является основанием для внесения изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию работника, с этим приказом работник должен быть ознакомлен под роспись.
В случае перевода, носящего постоянный характер, целесообразна иная процедура: издание новой должностной инструкции и ее утверждение.
Допускается возможность изменения определенных сторонами условий трудового договора по инициативе работодателя, но лишь по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда и в случае предварительного уведомления работника в письменной форме (ст. 74 ТК РФ). При этом по инициативе работодателя допускается изменение всех определенных сторонами условий трудового договора, за исключением изменения трудовой функции работника (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы).
Под изменением организационных или технологических условий труда согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 следует понимать такие изменения организации труда и организации производства, как:
изменение техники и введение новой технологии;
совершенствование рабочих мест на основе их аттестации;
структурная реорганизация производства и тому подобное.
В случае трудового спора обязанность представить доказательства, что изменение определенных сторонами условий трудового договора вызвано изменением организационных или технологических условий труда, лежит именно на работодателе.
Поэтому данные изменения должны быть подтверждены документально, например, в приказе об изменении организационных и технологических условий труда нужно упомянуть, какие конкретно условия и перемены имеются в виду (ввод в эксплуатацию нового оборудования, автоматизация бухгалтерского учета на базе компьютерных программ и другое) со ссылкой на подтверждающие документы.
О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.
Работник должен ознакомиться с этим уведомлением или приказом (распоряжением) работодателя и подтвердить этот факт своей подписью на документе и проставлением даты ознакомления. В случае отказа работника расписаться в получении уведомления (иного документа) о предстоящем изменении определенных сторонами условий трудового договора необходимо составить акт об этом с привлечением свидетелей.
На основании данного уведомления (иного документа), изданного работодателем, вносятся соответствующие изменения в тексты трудового договора, должностной инструкции, и иные локальные нормативные акты (штатное расписание, положение о структурных подразделениях и другие).
Работнику, который не согласен на продолжение работы в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, если должностная инструкция регулирует те или иные определенные сторонами условия трудового договора, то ее правовой статус обуславливает два возможных для работодателя варианта внесения изменений:
по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
в одностороннем порядке по инициативе работодателя, но с учетом правил, предусмотренных ст. 74 ТК РФ (при этом трудовая функция работника обязательно должна остаться неизменной).
Решая кадровые вопросы, руководители часто сталкиваются с проблемой перераспределения трудовых обязанностей, замещения временно отсутствующего работника и так далее.
В случае возложения на работника наряду с его основными должностными обязанностями дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) необходимо руководствоваться статьей 60.2 ТК РФ и соблюдать требования статьи 151 ТК РФ о доплате при совмещении профессий (должностей), а также при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором. Поручение работнику дополнительной работы допускается только с письменного согласия работника. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем также с письменного согласия работника. Исполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) требует внесения соответствующих изменений, дополнений в трудовой договор и должностную инструкцию работника. На основании документа, отражающего письменное согласие работника о выполнении дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) , издается приказ (распоряжение) о внесении изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию работника, с которым работник знакомится под роспись.
Либо составляется отдельный документ - соглашение о внесении изменений в должностную инструкцию, который подписывается работником и работодателем.
Бывает и такая ситуация, что работник уже принят на работу, а должностная инструкция в отношении его должности утверждается работодателем позже. Такая должностная инструкция вводится в действие в отношении данного работника только в случае, если работник в письменной форме выразит на это свое согласие.
Реорганизация юридического лица, изменение наименования работодателя, внесение иных изменений в учредительные документы, или изменение наименования структурного подразделения также сопровождается внесением соответствующих изменений в локальные нормативные акты на основании приказа (распоряжения) работодателя, а также в трудовые договоры, трудовые книжки и, соответственно, в должностные инструкции работников.
Важным с юридической точки зрения является также учет внесения изменений в должностные инструкции. В специальном журнале (книге) регистрации должностных инструкций должна фиксироваться информация о дате внесения изменений в конкретную должностную инструкцию и характере этих изменений (название раздела, что изменено, добавлено или удалено).
После замены новой прежняя должностная инструкция должна храниться три года (пункта 35 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 6 октября 2000 г.).
Разрабатывая должностную инструкцию, как правило, основное внимание уделяют ее содержательной части, что, безусловно, важно.
Однако нельзя забывать о том, что текст становится документом только после придания ему юридической силы, т.е. он должен иметь соответствующую форму со всеми необходимыми реквизитами, правильно внесенными.
1. Наименование организации, являющейся автором документа, должно соответствовать наименованию, закрепленному в ее учредительных документах. Под наименованием организации или за ним указывают сокращенное, а при его отсутствии – полное наименование вышестоящей организации (при ее наличии). Наименование филиала, территориального отделения, представительства указывается в том случае, если оно является автором документа, и располагают ниже наименования организации. Реквизит «Место составления или издания документа» указывается в том случае, если затруднено его определение по реквизиту «Наименование организации». Место составления или издания указывают с учетом принятого административно-территориального деления, оно включает в себя только общепринятые сокращения.
2. Наименование документа. Чтобы придать бланку должностной инструкции юридическую силу, нужно кроме названия организации указать и название организационно-распорядительного документа(должностная инструкция). Наименование «Должностная инструкция», как правило, пишется в левом верхнем углу бланка. В принципе, если в вашей организации требуют, чтобы название стояло в центре, это не будет большим нарушением и на юридическую силу это не окажет никакого влияния. 3. Дата и номер документа. Датой документа является дата его утверждения. Регистрационный номер документа состоит из его порядкового номера, который можно дополнить по усмотрению организации индексом дела по номенклатуре дел.
4. Заголовок к тексту(наименование должности).Заголовок к тексту включает в себя краткое содержание документа. Заголовок должен отвечать на вопрос: кого? Например, должностная инструкция инспектора по кадрам.
5. Гриф утверждения. Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу документа. Должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения.
6. Подпись разработчиков документа. Сразу после текста идет подпись разработчика, а за ней – визы согласования. В состав этого реквизита входят: наименование должности лица, составившего и подписавшего документ, личная подпись, расшифровка подписи – инициалы, фамилия. Например, Начальник отдала снабжения личная подпись А.М.Борисов
7. Гриф согласования. Гриф согласования документа состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ (включая наименование организации), личной подписи, расшифровки подписи (инициалов, фамилии) и даты согласования. Например,
СОГЛАСОВАНО
Руководитель юридического отдела ООО «Парус»
Личная подпись А.С.Власова
Дата
И подпись разработчика и визы согласования ставятся на должностной инструкции до ее утверждения.
8. Отметка об ознакомлении работника с документом. Отметка об ознакомлении работника с документом завершает процедуру составления должностной инструкции. В состав этого реквизита входят: личная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия) и дата. Например,
С инструкцией ознакомлен: личная подпись И.М.Перов 01 февраля 2010г.

Должностная инструкция оформляется на общем бланке формата А4. Бланк следует изготавливать на белой бумаге или бумаге светлых тонов. Каждый лист документа должен иметь поля не менее:
20 мм - левое;
10 мм - правое;
20 мм - верхнее;
20 мм - нижнее.
Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.
Утвержденную инструкцию (вместе с листом ознакомления, если он есть) нумеруют, подшивают и заверяют печатью организации или индивидуального предпринимателя. На обороте последнего листа инструкции делают запись: «В должностной инструкции пронумеровано, подшито столько-то листов» (количество листов - прописью). Лицо, утверждавшее должностную инструкцию, заверяет своей подписью данную запись, ставит расшифровку подписи и дату. И, наконец, ставится печать.
Только после этого у работодателя есть юридические, документально оформленные основания, требовать от работника исполнения возложенных на него должностных обязанностей

Это локальный нормативный акт, который определяет и устанавливает требования к квалификации, должностные права, обязанности и ответственность государственного служащего. Сфера деятельности — взаимодействие с коллегами и внешними организациями. Перечень госуслуг, порядок и сроки их оказания, ограничения и запреты, связанные со служебной деятельностью, — все эти вопросы также включены в регламент.

Пункт 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 указывает на регламент, как на существенное условие служебного контракта: должностной регламент является его неотъемлемым приложением. Похожие локальные нормативные акты — это должностной регламент муниципального служащего и должностная инструкция.

Что это такое и где применяется

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг;
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей;
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность;
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем);
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Должностной регламент начальника отдела по вопросам культуры, типовая форма

Разработанный проект необходимо согласовать. Как правило, должностные регламенты гражданских служащих утверждаются непосредственным руководителем служащего, кадровой, юридической и финансовой службами. Замечания, изменения, даты согласования и подписи отражаются в листе согласования.

Полностью согласованный документ утверждается и вводится в действие приказом представителя нанимателя (руководителя органа государственной службы). Его действие начинается с момента подписания приказа об утверждении, если не оговорена другая дата.

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник; кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

 

 

Это интересно: