→ Князь дмитрий михайлович пожарский. Князь дмитрий пожарский - суздаль - история - каталог статей - любовь безусловная

Князь дмитрий михайлович пожарский. Князь дмитрий пожарский - суздаль - история - каталог статей - любовь безусловная

Страница:

Пожарский Дмитрий Михайлович (1578-1642) - князь, русский политический и военный деятель, боярин.

Родился 1 ноября 1578, с.Мугреево Суздальского уезда. Сын Михаила Федоровича Пожарского из рода князей Стародубских (происходивших от Всеволода Большое Гнездо). Службу начал в 1593 при дворе Федора Ивановича, при Борисе Годунове стал стряпчим, при Лжедмитрии I (присягнув ему) - стольником. В 1610 назначен Василием Шуйским воеводой в Зарайск и получил 20 деревень. После низложения Шуйского присягнул польскому королевичу Владиславу, однако когда польский король Сигизмунд III стал претендовать на русский престол, вошел в Первое ополчение, руководимое П.Ляпуновым. В марте 1611 был ранен в сражении на Сретенке и вывезен в принадлежавшую Пожарским Пурецкую волость в Нижегородчине.

Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын, - все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля.

Пожарский Дмитрий Михайлович

Сюда, по указанию Кузьмы Минина, к нему явились послы с предложением стать воеводой Второго ополчения, собранного в Нижнем Новгороде. Пожарский согласился, но в ополчении и в образованном в Ярославле правительстве «Совете всея земли» (февраль 1612) фактически оказался на вторых ролях рядом с Мининым.

Летом 1612 к засевшему в Кремле польскому гарнизону двинулось на подмогу подкрепление под командованием гетмана Ходкевича (12 тыс. чел), в ответ Пожарский привел ополченцев к столице, встав у Арбатских ворот. 22 августа поляки начали переправу через Москву-реку к Новодевичьему монастырю, скапливаясь возле него, но конница Пожарского при поддержке казаков кн.Д.Т.Трубецкого оттеснила Ходкевича к Поклонной горе. 22-24 августа Пожарский заставил поляков перейти к обороне. Он отбил провиант, привезенный для польского гарнизона Ходкевичем, после чего участь поляков была решена, голод принудил их сдаться 26 октября 1612.

Со взятием Москвы окончилась история Второго ополчения. Впоследствии Пожарский не играл видной роли в избрании царя Михаила Романова, новый царь возвел его из стольников в бояре (1613), но крупных вотчин Пожарский не получил. Во время русско-польской войны 1614 принимал участие в сражении под Орлом против польского авантюриста Лисовского. Затем ведал в Москве «казенными деньгами», оборонял от литовских налетчиков Калугу, участвовал в военных операциях против королевича Владислава, служил воеводой в Новгороде и Переяславле-Рязанском, заведовал Судным приказом. Перед смертью в 1642 принял схиму и духовное имя Кузьмы в память своего сотоварища по ополчению. Погребен в родовой усыпальнице Спасо-Евфимьевского монастыря в Суздале.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

В.Е Шматов

О дате рождения князя Дмитрия Пожарского

До сегодняшнего дня историкам и исследователям не была известна точная дата рождения великого гражданина России – Дмитрия Михайловича Пожарского. В Интернете указываются и 01 ноября 1578 года, и 14 марта 1578года, и 29 апреля 1578 года, и 20 апреля 1578 года (путают с датой смерти Пожарского – 20 апреля 1642 г.), и 14 февраля 1578 года и др. даты. Историками же на сегодняшний день принято считать датой рождения Д.М. Пожарского 01 ноября 1578 года, впервые названную Л.М. Савеловым в своей работе "Князья Пожарские". – Летопись историко-родословного общества в Москве. Вып. 1. М., 1906. Рассмотрим, чем же эта дата обоснована и так ли это в действительности. Сам Л.М. Савелов эту дату, по крайней мере день и месяц рождения, ничем не обосновывает. Другие авторы, писавшие о Пожарском после него, берут эту дату просто на веру. У нас же есть своя доказательная источниковая база на этот счет, по которой следует, что дата рождения Д.М. Пожарского – другая.

У самого первого из биографов Пожарского, А.Ф. Малиновского, в его сочинении "Биографические сведения о князе Димитрие Михайловиче Пожарском", М., 1817 г., сказано, что Пожарский родился в 1578 году от брака в 1571 году его отца Михаила Федоровича на Ефросинии Федоровне Беклемишевой. Далее он пишет: "Отец его, Князь Михаил Федорович, чрез семнадцать лет после женитьбы своей скончался, оставив вдовствующую Княгиню с двумя сыновьями: Князем Дмитрием десяти лет, Князем Васильем трех лет и дочерью, Княжною Дарьею пятнадцати лет…″ Всеми последующими историками и исследователями, вплоть до наших дней, год рождения Пожарского, 1578, никем не оспаривался. Но у нас имеются сомнения по этому поводу. И вот почему. Если взять простые арифметические действия и за основу принять 1571 год – год женитьбы Михаила Федоровича, то следует, что он (по А.Ф. Малиновскому) умер в 1588 году. Однако исследования Н.М. Кургановой, приведенные ею в работе "Надгробные плиты из усыпальницы князей Пожарских и Хованских в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. – Памятники культуры: новые открытия 1993. М., 1994, показывают, что князь М.Ф. Пожарский умер 23 августа 1587 года. Этот же год смерти М.Ф. Пожарского подтверждается и ввозной грамотой от 28 февраля 1588 года, данной его жене после его смерти (Акты служилых землевладельцев XV –начала XVII в. Т. I. М., 1997. с. 190). Но тогда год рождения Д.М. Пожарского должен быть не 1578, а 1577. Этот же год рождения Д.М.Пожарского подтверждается и вышеупомянутой ввозной грамотой от 28 февраля 1588 года, где сказано: "князь Дмитрей, десяти лет". Если днем рождения князя считать 01 ноября, то, согласно ввозной грамоте, 01 ноября 1587 года ему уже должно было исполниться десять лет. Значит действительным годом рождения Д.М. Пожарского следует считать именно 1577 год.

Теперь уточним имя, полученное Д.М. Пожарским при его рождении и крещении, а по нему – день и месяц его рождения. В связи с этим обратимся к духовной грамоте (завещанию) Д.М. Пожарского, обнаруженной в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) исследователем А.В. Антоновым (РГАДА, ф. 1209, столбцы по Н.Новгороду, стб. 604/20965, ч. III) и опубликованной с его ведома Ю.М. Эскиным со своими комментариями в журнале "Отечественная история" № 1, 2000 г., с. 143-155. Начинается духовная грамота словами: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се яз, раб Божий многогрешный боярин князь Козма прозвище князь Дмитрей Михайлович Пожарской …". Я, как и Ю.М. Эскин, отрицаю неподтвержденную гипотезу ряда исследователей о том, что Д.М. Пожарский принял перед смертью схиму и получил иноческое имя Косма. Схиму он не принял, так как был похоронен в полном боярском обличьи, что показало вскрытие гробницы Д.М. Пожарского в 1852 году комиссией графа А.С.Уварова. (М.П. Погодин: "Исследования о месте погребения князя Дмитрия Михайловича Пожарского", "Москвитянин" 1852 г., № 19). Значит имя Косма князь получил при своем рождении в честь святого, в день поминовения которого он родился. Но имя Косма в княжеской среде довольно неблагозвучное. И по обычаю того времени ему дали второе имя, светское, Димитрий, более подходящее княжескому роду. Так было тогда принято в княжеских семьях. Например, у матери Д.М. Пожарского был три имени: Евфросинья, данное ей при рождении, Мария – светское имя и Евзникея (Евникия) – при принятии схимы. Другой пример. В 1155 году у великого князя Юрия Долгорукого родился сын Дмитрий, которого он прозвал Всеволодом – будущий великий князь Всеволод Большое Гнездо (ПСРЛ, СПб., 1862. Т.9.

В Спасо-Преображенской церкви села Пурех Нижегородской губернии, вплоть до ее закрытия в 1937 году, находилась древняя двусторонняя икона с образами Космы бессребреника и Димитрия Солунского, подаренная князем Д.М. Пожарским в Макарьевский (Преображенский) мужской монастырь Пурецкой волости. Князь очень чтил эту икону, святители на которой были его покровителями.

Итак, первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю.

Дмитрий Михайлович Пожарский

Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и Ромодановскими, но особо высоких чинов никогда не имели. Невелики были и их родовые земельные владения.

О службе отца князя Дмитрия, Михаила Федоровича, носившего прозвище Глухой, ничего не известно. Возможно, он плохо слышал, поэтому жил в родовом имении либо в с. Медведкове в Подмосковье, либо с. Мугрееве на р. Угре.

Дмитрий Михайлович родился 1 ноября 1578 г., когда в семье уже была старшая дочь Дарья. Вслед за ним появился на свет младший брат Василий. Отец умер, когда юному князю было только 9 лет. Главой дома стала мать Мария Федоровна из рода Берсеневых-Беклемишевых. Именно ей пришлось позаботиться о хорошем образовании для сыновей, поскольку без этого была невозможна успешная служба при дворе.

Первые сведения о службе Д. М. Пожарского относятся к 1593 г. - он стряпчий с платьем, т. е. должен был подавать царю Федору Ивановичу одежду.

После воцарения в 1598 г. Б. Ф. Годунова продвижение по службе молодого князя стало более успешным. Он получил должность стольника. Мать стала боярыней в свите царевны Ксении. При этом Пожарский решил, что даже эти высокие назначения являются умалением его родовой чести и вступил в местнический спор с князем Б. М. Лыковым, чья мать стала боярыней царицы Марии Григорьевны.

При Лжедмитрии I князь Дмитрий не получил никаких повышений, поскольку не стал выслуживаться перед самозванцем. Не приблизил его к себе и царь Василий Шуйский. Но Пожарский оставался стольником при царском дворе, поэтому построил дом на Лубянской площади, женился на Прасковье Варфоломеевне, которая родила ему несколько детей.

Первое боевое назначение Пожарский получил в 1608 г. Ему было поручено доставить в столицу продовольствие из Коломны. Было известно, что на Коломенской дороге орудует отряд А. Лисовского. Князь не стал ждать его нападения и первым ударил по тушинскому отряду. Это оказалось настолько неожиданным для польского полковника, что он отступил. В итоге Дмитрию Михайловичу удалось беспрепятственно доставить столь необходимое Москве продовольствие. В следующем году царь Василий вновь поручил удачливому князю привезти продукты из Коломны. На этот раз его противником был разбойник Салков. Но и он не помешал Пожарскому выполнить задание государя.

Заметив воинские таланты у Дмитрия Михайловича, В. И. Шуйский отправил его воеводой Зарайска, склонявшегося на сторону Тушинского вора. В городе князь сразу понял, что местные жители склонны к измене. Чтобы ее предотвратить, он приказал свезти в каменную крепость все запасы продовольствия, казну и боеприпасы. Потом своим сторонникам повелел закрыть ворота крепости и выставить караул. Жители, осознав, что все преимущества на стороне нового воеводы, были вынуждены ему подчиниться.

В январе 1610 г. рязанский воевода П. П. Ляпунов попытался привлечь Пожарского к заговору против царя Василия. Но князь ответил, что будет служить тому государю, который сидит на троне в Москве.

Во время быстро меняющейся ситуации в 1610 г. Дмитрий Михайлович оставался в Зарайске, сохраняя нейтральную позицию. Изменить своим принципам ему пришлось в конце 1610 г., когда отряд карателей от пропольского боярского правительства пытался захватить П. П. Ляпунова в Пронске. Пожарский прислал ему помощь и помог выбраться из окружения.

После этого уже самому князю пришлось разбираться с посланцами из Москвы. Он приказал гостеприимно открыть перед ними городские ворота. Когда же те въехали, то были окружены и перебиты. После этого Пожарский связался с Ляпуновым и заявил о своем согласии примкнуть к Первому ополчению. Но предварительно он отправился в Москву, чтобы вывезти семью в безопасное место. Пока все готовились к переезду, стихийно вспыхнуло Московское восстание. Дмитрий Михайлович не мог остаться в стороне. Он соорудил недалеко от дома баррикаду из бревен, прикатил с помощью слуг пушки с Пушечного двора и стал обстреливать приближающиеся польские отряды. Только начавшийся в Белом городе пожар заставил князя отступить. В ходе боев он был ранен и обожжен. Слуги отвезли его сначала в Троице-Сергиев монастырь, а потом - в родовое имение Мугреево.

Осенью 1611 г. к выздоровевшему Пожарскому прибыли архимандрит Нижегородского Печерского монастыря Феодосий и дворянин Болтин. Они уговорили князя возглавить новое народное ополчение.

Прибыв в Нижний Новгород, Пожарский встретился с воинскими людьми и заявил им, что до похода на Москву все должны дать друг другу клятву верности: «Стоять за один и быть в совете за общее дело».

Главным помощником воеводы стал земский староста Кузьма Минин. Во всех делах у них было полное согласие, и как руководители ополчения они очень удачно дополняли друг друга.

К марту 1612 г. численность Второго ополчения достигла 3000 человек, поэтому было принято решение двинуться к Ярославлю. В апреле к патриотам присоединились отряды из Алатыря, Кадома, Темникова и Касимова. Общая численность войска достигла 10 тысяч человек.

На «Совете всей рати» было создано временное правительство, в котором Пожарский стал называться так: «По избранию всей земли Московского государства всяких чинов людей у ратных и земских дел стольник и воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский».

Сначала руководители Второго ополчения были категорически против каких-либо контактов с Первым ополчением. Их возмущали и присяга Псковскому вору Сидорке, и попытка казаков занять Ярославль, и желание Заруцкого расправиться с Пожарским с помощью наемных убийц. К счастью, они были вовремя схвачены и разоблачены.

По инициативе Дмитрия Михайловича было решено начать переговоры с новгородцами, присягнувшими шведскому принцу Карлу-Филиппу. Они могли помочь в борьбе и с поляками, и с казаками. Однако быстро меняющаяся в Москве ситуация помешала достигнуть какой-либо договоренности. В июле 1612 г. от Д. Т. Трубецкого пришла весть о новом походе гетмана Ходкевича. Остановить его у Первого ополчения не было сил.

Д. М. Пожарский решил действовать немедленно и сразу же послал к столице отряд Д. П. Пожарского. Сам же с основным войском двинулся вслед за ним. Остановку он сделал только в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы помолиться у гроба святого старца и получить благословение у архимандрита Дионисия.

Не сразу сложились хорошие отношения Пожарского с Трубецким. Но совместные бои с гетманом заставили их сплотиться. Когда враг был отбит, руководители ополчений стали регулярно съезжаться и совместно разрабатывать планы по взятию Китай-города и Кремля. Наконец, 26 октября 1612 г. Москва была полностью освобождена от поляков.

Отпраздновав победу, полководцы-освободители решили, что их главной задачей является созыв Земского собора, который должен был избрать нового царя.

Некоторые современники предполагали, что Дмитрий Михайлович хочет выставить свою кандидатуру. Но он вряд ли мог предпринять этот шаг, понимая, что по своему происхождению не имеет никаких прав на престол.

Пожарский, как и Трубецкой, полностью согласился с решением членов Земского собора избрать на престол двоюродного племянника последнего законного царя Федора Ивановича - Михаила Федоровича Романова.

Новый царь оценил заслуги князя и во время венчания на царство доверил ему нести яблоко-державу. Правда, сразу несколько представителей знати попытались затеять с Дмитрием Михайловичем местнические споры. Выиграть князю удалось только у дворянина Чепчугова. А за местничество с Б. М. Салтыковым, двоюродным братом царя по линии матери, он был даже наказан.

Несмотря на обиды, Пожарский продолжал нести службу и весной 1618 г. отражал атаки королевича Владислава на Можайск, осенью защищал Арбатские ворота. Его положение изменилось после возвращения из польского плена Филарета Никитича. Сначала он получил почетную должность воеводы Новгорода Великого, потом стал главой Ямского приказа, затем - Разбойного и Судного. При подготовке похода на Смоленск в 1632 г. Филарет хотел назначить князя Дмитрия главнокомандующим. Но он отказался из-за подорванного старыми ранами здоровья. Однако когда армия М. Б. Шеина оказалась в тяжелом положении в конце 1633 г., Пожарский вместе с Д. М. Черкасским бросился ему на помощь. Но было уже поздно. Бездарный полководец сдался Владиславу.

Дмитрий Михайлович активно занимался строительной деятельностью. На свои средства он построил каменный храм в честь иконы Казанской Богоматери на Красной площади. В родовом имении Медведково он возвел красивую шатровую церковь. В своих селах Палех и Холуй покровительствовал иконописцам. Князь очень любил книги и создал целый штат переписчиков, которые изготавливали фолианты не только для него, но и для вкладов в монастыри. Один только суздальский Спасо-Евфимиев монастырь получил в дар 20 книг.

Еще одним увлечением Дмитрия Михайловича были своеобразные театральные постановки, устраиваемые скоморохами. Их даже называли «люди Пожарского». Поэтому в его имении любили бывать разные гости. В их числе завсегдатаем был известный писатель С. Шаховской, написавший о гостеприимном хозяине так: «Всегда против супостат лица своего не щадит».

Прославленный полководец дожил до старости. Перед смертью он принял постриг под именем Кузьма в честь своего нижегородского соратника. Вся Москва во главе с царем Михаилом 20 апреля 1642 г. оплакала его кончину и проводила гроб до выездных ворот из столицы, поскольку родственники захоронили его в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.

Подвиг Д. М. Пожарского навсегда остался в памяти потомков. В 1818 г. ему и Кузьме Минину был поставлен памятник на Красной площади в Москве.

Постепенно при «Совете всей земли» сформировалось несколько приказов. Поместный приказ возглавили известные дьяки Ф. Лихачев и Г. Мартемьянов, Разрядный - А. Вареев и М. Данилов, Большой дворц - Н. Емельянов, Посольский - С. Романчуков, Сибирский - С. Головин, Монастырский - Т. Витовтов.

В начале апреля 1612 г. от имени Д. М. Пожарского и его сподвижников по городам были разосланы грамоты, сообщавшие о целях нового ополченческого движения: «Теперь мы все православные христиане общим советом согласились со всею землею, обет Богу и души свои дали на том, что нам их воровскому царю Сидорке и Марине с сыном не служить и против польских и литовских людей стоять в крепости неподвижно. И вам, господа, пожаловать, советовать со всякими людьми общим советом, как бы нам в нынешнее конечное разоренье быть небезгосударными, выбрать бы нам общим советом государя, чтобы от таких находящих бед без государя Московское государство до конца не разорилось. Сами, господа, знаете, как нам теперь без государя против общих врагов, польских и литовских и немецких людей и русских воров, которые новую кровь начинают, стоять? И как нам без государя о великих государственных земских делах с окрестными государями ссылаться? И как государству нашему вперед стоять крепко и неподвижно? Так по всемирному своему совету пожаловать бы вам, прислать к нам в Ярославль из всяких чинов человека по два, и с ними совет свой отписать, за своими руками. Да отписать бы вам от себя под Москву в полки, чтоб они от вора Сидорки отстали, с нами и со всею землею розни не чинили». (Памятники Смутного времени. М., 1909. С. 92–96.)

Данная грамота говорит о том, что вопрос избрания нового государя для ополченцев был самым главным. Они считали, что только новый всенародно избранный царь сможет примирить все враждующие стороны, сплотит русских людей и поднимет престиж Русского государства на международной арене.

Можно предположить, что руководители Второго ополчения хотели созвать Земский собор еще в Ярославле, поэтому просили прислать к ним по два представителя от каждого города. Но сделать это им не удалось из-за напряженной обстановки в стране.

Из книги 100 великих россиян автора

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей автора Костомаров Николай Иванович

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский Движение, поднятое Гермогеном и Ляпуновым, не было задавлено неудачами. Города продолжали переписываться с городами и убеждали друг друга действовать взаимно для спасения веры и государства. Тогда в том же Нижнем Новгороде выступил

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Дмитрий Пожарский? Ярослав II 1578 Рождение Дмитрия 1191 Рождение Ярослава 387 Личность князя Дмитрия Пожарского в отечественной историографии явно недооценена. В отличие от многих известных современников, он происходил из знатного рода и являлся прямым потомком великого

Из книги Русская смута автора

Глава 7. Князь Дмитрий Пожарский Прежде чем начать рассказ о Первом и Втором ополчениях, стоит рассказать о его руководителях Прокопии Петровиче Ляпунове и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Это тем более важно, так как отечественные историки склонны искажать их образ,

Из книги Несостоявшиеся столицы Руси: Новгород. Тверь. Смоленск. Москва автора Клёнов Николай Викторович

3. Михаил Ярославич, Дмитрий Михайлович, Александр Михайлович: Шаг в вечность К 1312 г. Тверь вполне успешно нащупала те основные принципы внешней и внутренней политики, что обеспечили в XIV–XV вв. возникновение «Русского национального государства».И именно с начала 10-х гг.

Из книги Русская смута автора Широкорад Александр Борисович

Глава 7 Князь Дмитрий Пожарский Прежде чем начать рассказ о Первом и Втором ополчениях, стоит рассказать о его руководителях Прокопии Петровиче Ляпунове и Дмитрии Михайловиче Пожарском. Это тем более важно, так как отечественные историки склонны искажать их образ,

Из книги Смутное время в Москве автора Шокарев Сергей Юрьевич

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский Князь Дмитрий Михайлович Пожарский принадлежал к стародубской ветви Рюриковичей. Родоначальником князей Стародубских был сын Всеволода Большое Гнездо князь Иван Всеволодович (ум. около 1247 г.), получивший небольшой удел с центром в

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Пожарские были захудалой ветвью Рюриковичей, властителей небольшого удельного Стародубского княжества в бассейне Клязьмы, Луха и Мстеры. Потомки потерявших в XV веке независимость стародубских князей стали рядовыми

Из книги 1612. Рождение Великой России автора Богданов Андрей Петрович

ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА КНЯЗЬ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПОЖАРСКИЙ Среди русских полководцев XVII в. мало имен, общеизвестных широкому читателю. Хрестоматийная фигура князя Пожарского является редким исключением. В кратком рассказе о его жизни и деятельности даже нет нужды обращаться к

автора

Дмитрий Михайлович Пожарский

Из книги Полководцы Ивана Грозного и Смутного времени автора Копылов Н. А.

Пожарский Дмитрий Михайлович Сражения и победыКнязь Дмитрий (крестильное имя - Косьма) Пожарский - национальный герой России. Военный и политический деятель, руководитель Второго народного ополчения, освободившего Москву во время Смутного времени.Когда шатались

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна

Дмитрий Михайлович Пожарский Дмитрий Михайлович принадлежал к роду Стародубских Рюриковичей, которые поступили на службу к московским князьям еще в XV в. В своем достаточно разветвленном роду они считались старшей ветвью по сравнению с Палецкими, Ряполовскими и

Из книги Государственные и духовные лидеры автора Артемов Владислав Владимирович

Кузьма Минич Минин (?–1616) и Дмитрий Михайлович Пожарский (1578–1642) Кузьма (Козьма) Минин и князь Дмитрий Пожарский – одни из самых видных созидателей русской государственности. Именно Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский на руинах павшей в Смутное время державы Рюриковичей

Из книги Полководцы XVII в автора Каргалов Вадим Викторович

Глава вторая. Дмитрий Пожарский

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642) был представителем старинного, но захудалого княжеского рода, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского. Его предков в середине XVI века не миновали репрессии: опале со стороны Ивана Грозного подвергся его дед князь Федор Иванович Немой Пожарский, лишенный вотчин и сосланный в Свияжск. Вернулся в родные места он уже в годы Ливонской войны, в которой и принял участие даже не в воеводском чине, а в качестве головы - сотенного командира. Родовой терем Пожарских находился в 12 верстах от села Коврово (современный город Ковров), в деревне Сергово. Именно здесь 1 ноября 1578 года в семье Михаила Федоровича Глухого Пожарского и Марии (Евфросиньи) Федоровны Беклемишевой и появился на свет младенец Дмитрий. Однако детские и юношеские годы его прошли в Москве, в расположенной на Сретенке городской усадьбе Пожарских.

Лишившись в десятилетнем возрасте отца, Дмитрий Пожарский оказался поверстанным частью его поместья, но служить начал лишь по достижении 15 лет. С 1593 года Дмитрий регулярно принимал участие в дворянских смотрах и после одного из них его пожаловали низшим придворным чином - стряпчего с платьем. Стряпчий Пожарский был участником Земского собора 1598 года, состоявшегося после смерти царя Федора Ивановича, и именно в этом качестве подписал соборное определение об избрании новым царем Бориса Годунова. Вскоре после этого Пожарский был сослан на южное порубежье, постоянно разоряемое крымскими татарами, и пробыл там пять лет. Все эти годы князь командовал отрядом стрельцов, который нес дозорную службу в самых опасных местах. Его ревностное отношение к службе не осталось незамеченным, Пожарский становится царским стольником, получив в поместье небольшое село под Москвой.

Он участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I, в том числе в знаменитой битве у села Добрыничи, где самозванец потерпел тяжелое поражение. Однако после смерти Бориса Годунова «названному Димитрию» в 1605 году удалось овладеть Москвой. Щедрыми дарами и пожалованиями он попытался привлечь на свою сторону московских бояр и дворян, в первую очередь тех, кого он мог опасаться. Пожарский был пожалован скромным, но заметным чином дворецкого.

Осенью 1608 года он был направлен с отрядом воинов на помощь коломенскому воеводе Ивану Пушкину, с трудом отбивавшему нападения сторонников Лжедмитрия II. У села Высоцкого в 30 верстах от Коломны князь встретил «тушинцев» и разбил их. Через год Пожарский одержал еще одну победу, разгромив разбойничий отряд казачьего атамана Салькова. «Крепость» службы его не осталась незамеченной - он был назначен воеводой в очень важный в стратегическом отношении город Зарайск. Выбор оказался верным, Пожарский не «пошатнулся», даже узнав о свержении в Москве царя Василия Шуйского, не признал Семибоярщину и отразил ряд попыток мятежников захватить город. Однако отсиживаться за крепкими каменными стенами зарайской крепости Дмитрий Михайлович не собирался. Его отряды выбили «тушинцев» из Коломны. Командуя отрядами московских служилых людей, он и впоследствии «ходил в разные места против воровских людей». В 1611 году Пожарский участвовал в создании Первого земского ополчения. Именно его отряд пришел на помощь Прокопию Ляпунову, когда тот был осажден в Пронске ратью служившего полякам Григория Сумбулова. Небольшой отряд Ляпунова (всего 200 человек) был бы неминуемо уничтожен, но известие о подходе войска Пожарского вынудило Сумбулова снять осаду и уйти из-под Пронска к оставленному почти без охраны Зарайску. Но Дмитрий Михайлович успел вернуться в свою крепость и в жестокой битве у стен Зарайского кремля разбил Сумбулова. После этого Пожарский собрал всех находившихся под его рукой коломенских и зарайских служилых людей в ополчение и повел его в Рязань к Ляпунову.

В начале весны 1611 года заслуживший доверие Ляпунова князь был направлен в Москву, чтобы возглавить готовившееся там восстание. Однако бунт против поляков начался ранее намеченного срока 19 марта 1611 года. Единственным участвовавшим в нем отрядом земской рати были люди Пожарского. Интервенты оказались не в силах подавить восстание силой оружия и подожгли город. Отступая перед стеной огня, русские воины стали покидать Москву. Прикрывая их отход, в столице остались воины Пожарского, принявшие бой в районе Сретенки. Несколько раз князю удавалось обратить в бегство пехоту противника. 20 марта он еще держался в острожке, построенном у Введенской церкви на Лубянке. Тогда полковник Госевский бросил против последнего оплота восставших все наличные силы. В последней схватке с врагом Дмитрий Михайлович был трижды ранен. Упав на землю, он еще успел сказать: «Лучше мне было бы умереть, чем видеть все это». Ратники не бросили своего воеводу на погибель и, прикрывая своими телами, вывезли его из боя. Как и других раненых, воеводу доставили в Троице-Сергиев монастырь. Немного подлечившись, он уехал в свою суздальскую вотчину, село Мугреево. Там, все еще страдая от плохо заживавших ран, Пожарский узнал о гибели Ляпунова, там осенью 1611 года и нашли его нижегородские послы. По совету своего земского старосты Кузьмы Минина они прибыли просить князя возглавить ополчение, собиравшееся тогда в Нижнем Новгороде.

Избранный военным вождем ополчения князь Пожарский возглавил и «Совет всей земли Русской» - временный орган верховной власти на всей освобожденной от интервентов территории. Земский воевода Пожарский сыграл исключительно важную роль в освобождении Москвы, восстановлении разрушенной государственной организации.

После освобождения Москвы князь приобрел огромный авторитет, поэтому на Земском соборе 1613 года, избравшем на престол нового царя, он вел заседания, спрашивая мнения участников. Новый царь Михаил Федорович высоко оценил заслуги Пожарского и 11 июля 1613 года, после венчания на царство в Успенском соборе Кремля, пожаловал Дмитрия Михайловича боярским чином.

До своей смерти князь Пожарский служил верой и правдой своему Отечеству: он командовал войсками, дравшимися против разорявших русские земли отрядов полковника Лисовского, в 1615 году разбил его под Орлом и прогнал к Карачеву. Доблестный воин искал новых встреч с врагом, но тяжелая болезнь надолго приковала его к постели. Вновь воевода оказался в строю в грозном 1617 году, когда на Москву с целью силой завладеть московским престолом двинулось польское войско под командованием королевича Владислава и гетмана Ходкевича. Пожарский руководил укреплением Можайска и Калуги, которыми враг не смог овладеть и вынужден был зимовать в Вязьме. За верную службу князь получил в награду серебряный позолоченный кубок весом в три гривенки, 36 золотых, шубу - атлас турецкий на соболях, пуговицы серебряно-золоченые.

В следующем, 1618 году поляки получили подкрепления и продолжили поход к Москве. Пожарский, по словам современника, «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей». Во время решительного штурма 1 октября 1618 года князь взял на себя руководство боем в самом опасном месте, у Арбатских ворот Белого города, и отразил ночное нападение неприятеля, взорвавшего ворота Земляного города. Однако воины Пожарского действовали настолько удачно, что вынудили атаковавшего Москву в этом месте гетмана Сагайдачного вывести остатки своих запорожцев с заваленных их телами московских улиц.

В последующие годы князь также был на виду - руководил Ямским, Разбойным, Поместным и Судным приказами, был воеводой в Новгороде Великом. Во время неудачной Смоленской войны 1632-1634 годов Пожарский вместе с князем Д. Черкасским формировал армию прикрытия, собиравшуюся в Можайске, но это войско было распущено, так и не приняв участия в военных действиях.

В годы Азовского «осадного сидения» донских казаков 1637-1638 годов он укреплял на случай возможной войны с Турцией Москву, надзирая над работами по постройке земляного вала, возводившегося вокруг столицы.

В 1637 году на собственные средства Дмитрий Михайлович построил Казанский собор близ торговых рядов на Красной площади и перенес туда из своей домашней церкви чудотворную икону Богородицы, присланную ему из Казани и сопровождавшую его при освобождении Москвы.

Благодаря щедрости царя Михаила Федоровича он стал одним из наиболее богатых в России землевладельцев. Последней службой Пожарского стало его участие весной 1640 года в переговорах с прибывшими в Москву польскими послами. 20 апреля 1642 года Дмитрий Михайлович Пожарский скончался, перед смертью приняв схиму и взяв себе имя Козьма. По преданию, Михаил Федорович, чтя его заслуги, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими». Останки Пожарского были захоронены в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

 

 

Это интересно: