→ Окружающий мир 4 жизнь леса. Жизнь леса

Окружающий мир 4 жизнь леса. Жизнь леса

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе

Тема. ЖИЗНЬ ЛЕСА.

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

2. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».

3. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

4. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.

5. Развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать.

О б о р у д о в а н и е: тесты по теме «Почва»; индивидуальные карточки; карточки для работы с таблицей «Деревья, кустарники, травянистые» и схемой «Цепи питания»;рисунки «Лес»; записи голосов птиц; схемы грибов; электронная презентация, карточки для рефлексии.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

    Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Какое у вас сегодня настроение?

Как узнать о настроении человека? (по мимике, жестам).

Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение. (Дети изображают)

Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!

II. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание.

Как называлась тема домашнего раздела? (Земля-кормилица. Почвы).

– Приведите примеры различных типов почв.

– Какая почва самая плодородная?

– Какие почвы в нашем крае?

Из чего состоит почва?

– Почему нужно бережно относиться к почвам?

– Как нужно охранять почвы?

а) черноземы; в) подзолистые почвы;

а) в тундре; в) лесной зоне;

б) степях; г) пустынях.

а) песка; в) перегноя;

б) глины; г) солей.

а) вода; в) воздух;

б) камни; г) соли.

а) песок; в) глина;

б) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят:

б) 250–300 лет; г) 1–2 года.

В это время два ученика выполняют задание на индивидуальных карточках.

Карточка 1

Найдите ошибки в тексте.

Карточка 2

Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

    Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

    Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

    Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растении. (Песок.)

    Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

    Вещество , помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

    Это живые организмы, под действием которых из остатков растении образуется перегной. (Микробы.)

    Это пит ательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

Проверка тестов, индивидуальных карточек.

О т в е т ы: 1(а), 2(б), 3(в), 4(г), 5(б), 6(б), 7(в), 8(в) (ответы на доске, взаимопроверка).

III . Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности. (слайд 1.)

Мы пойдем сегодня в лес.

В добрый лес, могучий лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Учитель. Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.

На доске открывается тема: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

I V . Работа над новым материалом.

    Послушайте «Сказку о художнике, который решил нарисовать лес». (слайд 2.)

Сказка о художнике, который решил нарисовать лес

– Что такое лес? – размышлял художник. – Конечно, деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал Старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

– А насекомых нарисовал? – опять послышался голос Лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

– Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, – не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

– Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

– Нет, – сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

– Вот это настоящий лес! – сказал Лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Учитель. Ученые называют лес природным сообществом. Как вы думаете, почему? (слайд 3.)

Ученики. Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.

Учитель. Лес для живых организмов является большим многоэтажным домом. Каждый этаж имеет свое название. Ученые называют эти этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Названия ярусов вы сможете дать сами, послушав загадки-описания.

1) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

2) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

(Кустарники.)

3) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Трава.)

Расположите названия ярусов в порядке уменьшения.

Ученики. Деревья, кустарники, травы.

Учитель. Что растет на самой земле?

Ученики. Лишайники и мхи.

Учитель показывает схему «Ярусы леса» . (слайд 4.) . (слайд 5.)

-Назовите растения леса. (слайд 7.)

Учитель предлагает заполнить таблицу:

Кустарники

- Назовите животных леса. (слайд 6.)

Учитель открывает схемы на доске.

Дуб – жуки-короеды - кукушки - орлы

Учитель. Что обозначают стрелки?

Ученики. Это цепи питания.

Учитель. Вы уже сказали, что лес – это дом для живых организмов. А еще чем он служит животным?

Ученики. В лесу животные находят пищу.

Учитель. Назовите цепи питания (цепочкой). Давайте рассмотрим цепи питания:

дуб  жуки-короеды.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу?

Ученики. Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.

Учитель. Тем не менее короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество . Они помогают друг другу. Приведите примеры.

Ученики. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит желуди далеко от дерева, на котором они выросли: так распространяются семена.

Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

Ученики. Грибы. (слайд 8.)

Учитель. Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

Игра «Съедобное – несъедобное»

Учащиеся повторяют упражнения за учителем, отгадывают загадки (если отгадка – съедобный гриб, то ученики стоят, если отгадка – несъедобный гриб, то ученики садятся на корточки).

1. Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их… (Опята) .

(Дети стоят.)

2. А это – красавец на беленькой ножке,

Он в красненькой шляпке,

На шляпке – горошки. (Мухомор.)

(Дети садятся.)

3. Серенькие шапки,

Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовики.)

(Дети стоят.)

4. Растут в лесу сестрички.

Рыжие... (Лисички.)

(Дети стоят.)

5. У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его украсит.

Ты не трогай этот гриб.

Учти – он очень ядовит!

Не бери ты их с полянки,

Называются … (Поганки.)

(Дети садятся.)

Учитель. Молодцы! Вы знаете съедобные и несъедобные грибы.

Учитель. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

Ученики. Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья.

Учитель. Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой?

Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.

Ученики. Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.

Рассмотрите презентацию. Какая почва преобладает в лесах хвойных, лиственных? (слайд 9.)

Какое значение имеет лес для людей? (слайд 10.)

Как люди должны беречь лес? (слайд 11.)

V. Закрепление изученного.

Учитель. Как живут растения и животные в лесу?

Ученики. Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.

Учитель. Как можно назвать лес?

Ученики. Лес – природное сообщество. Учащиеся читают вывод на с. 169 учебника.

V I . Подведение итогов. Выставление оценок.

Приложения к уроку

Тест «Земля-кормилица. Почвы»

1. Характерными почвами нашего края являются:

а) черноземы; в) подзолистые почвы;

б) тундровые почвы; г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают:

а) в тундре; в) лесной зоне;

б) степях; г) пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества:

а) песка; в) перегноя;

б) глины; г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

а) вода; в) воздух;

б) камни; г) соли.

5. Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

а) песок; в) глина;

б) перегной; г) ил.

6. В состав почвы входят:

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, гумус, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо:

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, обильно поливать, применять ядохимикаты;

в) проводить снегозадержание, сажать лесополосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Каким цветом обозначены на карте низменности?

а) желтым; б) зеленым; в) светло-коричневым.

9. Один сантиметр почвы в природе образуется:

а) за 100–150 лет; в) 5–10 лет;

б) 250–300 лет; г) 1–2 года.

Карточка 1

Найдите ошибки в тексте.

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

Карточка 2

Вспомните состав почвы. Допишите нужное слово.

    Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. ____________________

    Вещество, хорошо удерживающее воду. __________________

    Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растении. __________________

    Вещество, необходимое для жизни и развития растений. ___________

    Вещество , помогающее корням растений дышать. _________________

    Это живые организмы, под действием которых из остатков растении образуется перегной. ___________________________

    Это пит ательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. ___________________________

Заполните таблицу.

Деревья

Кустарники

Травы

Кометы. Строение Солнечной системы. Такие светила называют кометами (от греч. «кометес» - «длинноволосый»). Мы предполагаем, что в солнечную систему входят Солнце, Земля, Луна и звёзды. Авторы: Дорошенко Максим 4 класс Сидоров Максим,8Б класс. Малые планеты. Метеориты. Большие планеты. Мы должны ответить на вопрос: «Что такое Солнечная система?». А Луна является спутником Земли.

«Рыцарь 4 класс» - Кони тоже были одеты в броню. Ученика 4 «А» класса Василёнка Владимира. Голые каменные стены. Посвящение в рыцари - символическая церемония вступления в рыцарство. Рыцарь. Как жили рыцари. Внутренние помещения замка были сумрачными и холодными. Постоянно горят смоляные факелы. Ritter, «всадник»; средневековый дворянский почётный титул в Европе. Короли и знатные люди жили в замках вместе с семьями, слугами и воинами.

«Степная зона России» - 3. Для степной зоны характерны жаркое лето и холодная зима. Корневые системы растений степи. Степной волк. УМК «Начальная школа XXI века». Степная гадюка. Шмель. А) короткое, холодное. Клевер. Карта природных зон России. и Кубановедения. Кубань моя - степная дочь России. Много грызунов. Разработан учителем начальных классов Гомон И.Ю. МОУ "Гимназия №33 г. Краснодара". Вероника седая. Типчак. Перепел. 1. Характерно большое количество видов животных, много разнообразных видов хищников. Канюк. 6. Осадки выпадают в виде коротких, но сильных ливней.

«Средние века» - Мексика. План исследования цивилизации: Руины храма Пернатого змея – Кецалькоатля. Италия. Китай. XIIвек. Франция. Бирма. Пизанский собор и Пизанская башня.XII век. Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем. Географическое положение Достижения Религия Понятия о добре и зле (мораль). X век. XV век. Собор Парижской богоматери. Средневековые цивилизации: Греция. Храм неба. Пагода Шведагон. XIV век.

«Проект Весна» - Обсуждение и оценивание. Презентация группы Художники о весне. Этап 1. Предпроектная подготовка. Этап 2. Планирование. Этап 3. Практическая реализация проекта. Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, внутриклассный. Писатели и поэты о весне. Этап 4. Результаты и выводы. Работа в группах. Какие композиторы сочиняли музыку о весне. Осуществление учебного проекта. Познакомиться с произведениями литературы, музыки и изо о весне, с устным народным творчеством. Учиться работать в группе, прислушиваться друг к другу.

«Урок окружающего мира Солнце» - Вселенная. Приведи примеры небесных тел. С помощью учебника впишите сведения в текст. : Работа с текстом из учебника. Урок окружающего мира на тему «Вселенная». Организационный момент задачи нашего урока: Узнай, есть ли сходство между звездами и планетами? Солнечная система. Что такое астрономия? Если есть, то какое? Цель урока: Солнце. в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас». Этапы урока.

1. Представь что ты входишь в лес. Поможет тебе в этом стихотворение В. Рождественского.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, стряхая капли рос.
А сумрачный навес широколапых
Сплелся с листвой и молодых.
Привет тебе, приют покоя и свободы,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое,
И столько у тебя загадок и чудес!

В какой лес ты попал? Докажи это. Подчеркни названия деревьев, о которых говорится в тексте.

Мы попали в смешанный лес, так как здесь смешались хвойные (сосны, ели) и лиственные деревья (ольха, берёза).

Напиши, какие ещё деревья можно увидеть в таком лесу.
В таком лесу можно еще увидеть - лиственницу, осину, липу, клён, дуб, вяз, пихту.

2. Заполни таблицу.

Лесные жители.

3. О каких зверях леса говорится в загадках? Вырежи их изображения в Приложении и наклей рядом с загадками.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
Ответ: Заяц
На овчарку он похож.
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Ответ: Волк
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув высоко.
Ответ: Лось
Этот житель в ясную пору
Без фонаря забирается в нору.
Любит работать только во мраке.
Ходит в коричневом замшевом фраке.
Ответ: Крот
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Ответ: Белка

4. Напиши, какова роль грибов в природе.

  • Всасывают из почвы влагу с солями и отдают её деревьям.
  • В них насекомые откладывают личинки.
  • Их любит собирать и есть человек.
  • Санитары леса. Заняты в кругообороте органических веществ, разрушают растительные остатки.
  • Ими питаются животные.

5. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для зоны лесов.

Подосиновик - Лесная мышь - Ласка
Ель - Короед - Дрозд

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.

6. Подпиши названия грибов, воспользуйся атласом-определителем.


Подробное решение часть 1 Жизнь леса по окружающему миру для учащихся 4 класса, авторов А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова 2015

  • Гдз часть 1, 2 по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз тесты по Окружающему миру за 4 класс можно найти
  • Гдз контрольно-измерительные материалы по Окружающему миру за 4 класс можно найти

1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа-определителя.

Ответ. Это растения – ель, осина, сосна, дуб, ландыш, кислица, бересклет, плевка, лесная мышь, дождевой червь, ласка.

2. По рисунку учебника (с. 166-167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

Ответ. Животные леса – белка, дятел, иволга, шелкопряд, короед, дрозд, кабан, полевка, лесная мышь, дождевой червь, ласка. Растения - ель, осина, сосна, бересклет. Грибы – подосиновик, трутовик.

3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

Ответ. Смешанный лес - богатое природное сообщество. Здесь растет множество растений, обитает много животных.

Типичные представители смешанного леса:

Растения: ель, сосна, дуб, осина, береза, различные кустраники и травы;

Животные: дикий кабан, белка, ласка, лесная мышь, дятел, дрозд, иволга, много насекомых;

Грибы, бактерии.

Между обитателями смешанного леса установлены тесные экологические связи. Растения служат пищей для многих животных. Растительноядные животные служат пищей для хищников. Остатки умерших животных и растений перерабатываются бактериями и микроорганизмами, превращая их в богатую почву.

Многие птицы и мелкие животные питаются семенами растений, тем самым способствуя их распространению. Также птицы уничтожают вредителей-насекомых. Насекомые способствуют опылению растений.

Животные почвы (черви, насекомые) рыхлят почву и насыщают ее кислородом.

4. Что такое лес? Попробуй дать определение. Проверь себя по тексту учебника.

Ответ. Лес – сложное единство живой и неживой природы, сообщество живых организмов, в которой главной жизненной формой являются деревья.

По своим наблюдениям расскажи, расскажи какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.

Ответ. В лесах нашего края главными деревьями являются – береза, осина, сосна, встречаются яблоня, рябина. Кустарники – шиповник, вишня, боярышник, бересклет.

В смешанных лесах очень частыми являются поляны, поросшие травой и многолетними растениями, в том числе лекарственными (ландыш, первоцвет, тысячелистник и т. д.)

Большое разнообразие травоядных животных, таких как зайцы, белки, олени, лоси и другие привлекает многих хищных животных. Среди них волки, лисицы и иные.

Самые разнообразные грибы – сыроежки, подосиновики, подберезовики, маслята и другие.

Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.

Ответ. Растения, травы - олень - тигр; растения, травы - заяц - лиса;

Листья - гусеница - жук - паук - еж - лиса; листья - дождевой червь - чёрный дрозд - сова.

Познакомься с планом изучения природного сообщества.

План изучения природного сообщества:

1.Название сообщества

2.Какие организмы составляют сообщество

3.Экологические связи в сообществе

4.Значение сообщества для человека

5.Влияние человека на сообщество

6.Охрана сообщества.

По этому плану будем давать характеристику изученных природных сообществ.

Ответ. Характеристика сообщества леса.

2. В лесу живут животные, птицы, насекомые. А также в лесу растут разные виды растений и грибов.

3. Экологическая роль данного сообщества очень важна. Деревья способствуют выработке кислорода. В лесу поддерживается рост популяций животных, так как это их естественная среда обитания.

4. Человек пользуется дарами леса: собирает грибы, ягоды, охотится на животных, использует чистую воды рек и ручьев.

5. К сожалению, человек мало делает для сохранения леса - больше для его уничтожения. Производится массовая вырубка лесов, отстрел животных, ловля рыбы и загрязнение вод ручьев, источников, озер.

6. Многие животные занесены в Красную Книгу и за их отстрел будет наложен штраф. Контролируется ловля рыбы. Устанавливаются нормы вырубки деревьев.

По приведенному на с.165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4-6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

1. Название природного сообщества – лес.

2. Какие организмы составляют сообщество. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.

В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.

В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.

3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.

4. Значение природного сообщества для человека. Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.

Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.

Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.

5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течении тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.

Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.

6. Охрана сообщества. Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.

С. 168.

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведет? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?

Ответ. Вырубка лесов человеком для промышленности приводит к тому, что многие птицы лишаются мест обитания, насекомые лишаются пищи, нарушаются пищевые связи, приводящие к гибели многих организмов. Другие организмы могут очень интенсивно размножаться и влиять на оставшиеся леса, причем не всегда благоприятно.

Следующая проблема – мусор. Оставленный человеком мусор будет разлагаться ещё не одно тысячелетие, тем самым создавая не благоприятные условия для многих мелких зверей. Мелкие звери они как санитары отчищают от остатков трапез хищников лес. В итоге лес превратится в большую гору мусора.

Вырубка лесов приводит к нарушению микроклимата, водному балансу сообщества.

Необходимо контролировать вырубку лесов, проводить работы по их восстановлению. Необходимо охранять леса от загрязнений, мусора, браконьерства.

Человек не задумываясь уничтожает лес и меняет экологические связи в не выгодную ему сторону!

С. 169. Проверь себя

1. Что такое лес?

Ответ. Лес – природное сообщество, в котором преобладают древесные растения. Лес представляет собой единство живой и неживой природы.

2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?

Ответ. Вес обитатели леса (растения, животные, грибы) тесно связаны между собой, живут в едином природном сообществе. Они обеспечивают друг друга пищей, жилищами, создают благоприятные климатические условия.

3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

Ответ. Одним из природных сообществ на планете является лесное сообщество или лес. Леса бывают разные: хвойные, смешанные, лиственные.

В лесу растут деревья, кустарники, травы. Обитает множество животных: зверей, птиц, насекомых. Наиболее часто встречающиеся породы деревьев в зоне лесов: сосна, ель, лиственница, дуб, береза, граб, клен. Кустарники: барбарис, боярышник, черемуха, орешник, жимолость.

Среди животных леса необходимо назвать таких: косули, дикие кабаны, лоси, волки, лисы, белки, зяблики, тетерава, кукушки, совы, синицы и много других.

В лесном сообществе существует тесная связь между всеми живыми существами. Растения служат кормом для растениеядных животных. Последними питаются хищники.

Леса имеют огромное значение для человека. Прежде всего, польза заключается в выделении деревьями в атмосферу кислорода. Также человек использует древесину для различных потребностей. Лес является лучшим местом отдыха для человека.

Используя запасы леса, человек оказывает воздействие на лесные сообщества, часто губительное. Много видов животных истребляется во время охоты.

Лесные сообщества необходимо беречь и охранять. Для этого необходимо создавать заповедники и природные парки. Также в любом месте необходимо бережно относиться к природе.

4. Как обитатели леса связаны между собой?

Ответ. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: природное сообщество.

Ответ. Природное сообщество – сообщество живых организмов, проживающих на определенной территории, тесно связанных между собой экологическими связями.

2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте березы». Проанализируй свое поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие которыми ты гордишься.

Ответ. Мне стыдно за поступки других людей, которые для получения одноразовой выгоды губят растения, которые жили много лет.

Я горжусь тем, что лечу деревья, замазываю ранки садовым варом, никогда не оставляю после себя мусор.

3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.

Ответ. В лесу интересно наблюдать за работой паука-крестовика. Паучков можно встретить везде. Я увидел паутину и стал наблюдать, кто же её хозяин? Вскоре паук появился и быстро пробежал по тонким ниточкам паутины. Тело его было гладкое, шарообразное брюшко молочного цвета с чуть темными пятнышками.

На следующий день паука не было видно, но была видна сигнальная нить. Когда я поймал живую муху и бросил в сеть паука, муха прилипла к нитям и сотрясла паутину. Сразу подбежал паук и очень быстро опутал ее паутиной, проколол жертву мощными челюстямии ввел ей внутрь яд. Таким образом, паук парализовал её, выдернул жертву из паутины и унес с собой в укрытие.

Когда я бросил мертвую муху, паук не подошел, наверное, он был сыт. Но, скорее всего, паук не чувствовал колебания паутины, потому что насекомое было мертво. Видимо мертвая добыча его не интересует. Вечером я поймал живую муху и бросил её в сеть. Когда муха изо всех сил барахталась в сети, сразу выскочил паук из укрытия и опутал нитью, сделав кокон.

На следующий день паук сделал несколько запасов: в паутине были замотаны две мухи, но ни к одной из них паук не подходил. Наверно, он был сыт.

Вчерашняя муха была сухая и лишь напоминала свой внешний вид, она висела на одном крыле, и поэтому хозяин её легко сбросил на пол. Паук чистоплотное животное.

Он заботится о чистоте своего жилища.

Паук – предсказатель погоды.

В последний раз, когда я наблюдал за пауком, паук спустился вниз, при этом сломал часть паутины. К позднему вечеру пошёл дождь. Наверное, так пауки реагируют на изменение погоды.

Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?

Ответ. На лугах растут сочные влаголюбивые травянистые растения. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами.

Много растений на лугу. Среди них - ценные кормовые травы, например тимофеевка луговая, ежа сборная. Их отлично поедают животные. Среди кормовых и медоносных растений на лугах выделяются клевер луговой и мышиный горошек.

На лугах растут и ядовитые растения, например лютик едкий, чемерица и другие. По топким берегам рек и канав растёт одно из самых ядовитых растений - вех ядовитый. Это высокое, часто выше метра, растение с полым стеблем и множеством мелких белых цветков, собранных в зонтики. Если яд этого растения попадёт в организм, то он действует на мозг, тогда прекращается дыхание и наступает смерть. Богат животный мир луга. Животные приспособились к жизни в травяном покрове. С цветка на цветок порхают бабочки, собирают нектар пчёлы и шмели. Внизу, на земле, бесчисленное множество жуков, муравьев.

Насекомые луга являются пищей для птиц, которые здесь находят не только корм, но и убежище от врагов. Здесь они устраивают гнёзда, выращивают птенцов. Среди густой травы можно встретить быстро бегущую птицу - коростеля, луговую курочку - перепела. Скрываются в траве и находят богатую пищу многочисленные мыши. Нередко на лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой почвы. Это работа кротов. Большую часть своей жизни они проводят в норах, под землёй, питаясь корнями растений и личинками насекомых. В середине лета начинается страдная пора - сенокос. Там, где могут пройти машины, стрекочут сенокосилки, сваливая грядами скошенную траву. На увлажнённых местах, заросших кустарниками, косят траву вручную, стальными косами. Высушенное сено собирают в стога или увозят к скотным дворам. Сено нужно для подкормки домашних животных в зимнее время.

Луга издавна человек использует для заготовки кормов скоту, поэтому постоянно заботится о них: очищает от мелких кустарников, засевает ценными кормовыми травами, удобряет луговые почвы.

Отличия луга от леса. Луг - это растительное сообщество, составленное многолетними травянистыми растениями.

Лес – это биоценоз, основную массу которого составляют древесные растения.

Отличия луга и леса состоят в том, что основной растительностью леса являются деревья, а луга – травы. В лесу есть крупные животные, а на лугу – нет, потому что им негде прятаться.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Работать в паре: определять с помощью атласа - определителя растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество по плану в учебнике, обсуждать рассказы о лесе из книги «Великан на поляне». Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. - формулировать свое мнение и позицию.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения

Основные понятия и определения

основные правила поведения в природе

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое лес, какие организмы со-ставляют природное сообщество леса. Будем учиться давать характеристику лесного сообще-ства по плану.

Вспомни, какие лесные зоны есть в России. Есть ли в вашем крае леса? Вспомни свои на-блюдения в лесу. Что показалось тебе особенно интересным?

1.Рассмотрите в гербарии растения смешан-ного леса. Определите их с помощью атласа- определителя.

2.По рисунку учебника (с. 166 — 167) позна-комьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.

3.С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.

4.Что же такое лес? Попробуйте дать опре-деление. Проверьте себя по тексту учебника.

Изучение нового материала ЧТО ТАКОЕ ЛЕС

Ель. 2. Осина. 3. Сосна. 4. Белка. 5. Дя-тел. 6. Иволга. 7. Дуб. 8. Шелкопряд: ба-бочка и гусеница. 9. Короед. 10. Дрозд.

Кабан. 12. Бересклет. 13. Подосиновик. 14. Полёвка. 15. Животные почвы. 16. Лес-ная мышь. 17. Дождевой червь. 18. Ласка.

Каждый представляет себе лес. Но если спро-сить: «Что такое лес?», не каждый легко отве-тит. В любом лесу главные растения — деревья. Без деревьев леса не бывает. Но лес — это не только деревья. Лес — это сложное единство живой и неживой природы.

В лесу растут кустарники и травы, обитает множество животных. Есть здесь и грибы. Расте-ния предоставляют пищу и укрытие животным, а животные распространяют плоды и семе-на растений. Грибы помогают деревьям расти, а для многих животных служат пищей. Мы ви-дим, что живые организмы в лесу тесно связа-ны между собой, живут совместно, сообща. Все вместе они составляют природное сообщество.

Жизнь лесного сообщества зависит от нежи-вой природы. Так, солнечный свет, воздух, во-да необходимы, чтобы растения могли создать в своей чудесной «кухне» питательные вещества и накормить себя и животных.

Жизнь леса невозможна и без почвы. Здесь располагаются корни растений, грибница грибов, живёт множество мелких животных. В почве жи-вут и совсем крошечные организмы, которых не увидишь без микроскопа,—бактерии. Они — важ-ная часть лесного сообщества.

Осмысление и понимание полученных знаний

1.По своим наблюдениям расскажи, какие рас-тения, животные, грибы встречаются в лесах ва-шего края

2.Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если по-требуется, исправь ошибку, видоизменяя модель

3. Познакомься с планом изучения природного сообщества. Этим планом мы будем пользовать-ся и на следующих уроках. По этому же плану будем давать характеристику изученных природ-ных сообществ.

План изучения природного сообщества

1.Название сообщества.

2.Какие организмы составляют сообщество.

3.Экологические связи в сообществе.

4.Значение сообщества для человека.

5.Влияние человека на сообщество.

6.Охрана сообщества.

Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе об экологических связях в сообществе леса.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку, которая играет большую роль
в жизни леса. Под действием бактерий она постепенно перегнивает, обогащая почву перегноем.Так поддерживается круговорот веществ в лесу.

Работу бактерий облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в
лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки растений пере-гнивают быстрее. Учёные доказали это таким опытом. В два одинаковых сосуда
набрали лесной подстилки. В одном сосуде в ней были бактерии, насекомые и их ли-
чинки, а в другом — только бактерии. В первом сосуде подстилка быстро превратилась в труху и сгнила, а во втором сохранялась довольно
долго.

По приведённому плану дай харак-теристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».

Обсудим!

Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нару-шений не было?

Проверь себя

Что такое лес? 2. Почему лес называют единством живой и неживой природы? 3. Какие группы организмов составляют природное сооб-щество леса? 4. Как обитатели леса связаны между собой?

Вывод

Лес — сложное единство живой и неживой природы. Живые организмы леса (растения, животные, грибы, бактерии) составляют природное сообщество.

Задания для домашней работы

1Запиши в словарик: природное сообщество.

2.В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё по-ведение в природе: были ли поступки, за кото-рые тебе стыдно, или такие, которыми ты гор-дишься.

3.Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуй-тесь атласом-определителем для распознава-ния его обитателей.

Лесная природная зона

Природное сообщество . Этажи леса

 

 

Это интересно: