→ Формы и системы поведения животных. Понятие врожденных и приобретенных форм поведения Формы поведения животных в процессе эволюции

Формы и системы поведения животных. Понятие врожденных и приобретенных форм поведения Формы поведения животных в процессе эволюции


ФГОУ ВПО « Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К. И. Скрябина»

Кафедра физиологии

Реферат на тему: « Виды поведения животных»

Москва 2007 год

2. Физиологические механизмы функциональной системы поведения.

3. 2 типа поведения.

4. Врожденные формы поведения:

Безусловные рефлексы, их характеристика, классификация.

Инстинкты, виды и свойства инстинктов.

5. Приобретенные формы поведения. Формы научения:

Факультативное ассоциативное научение

Обучение по методу проб и ошибок

Вероятностное научение

Научение «инсайт»

6. Формы поведения:

Локомоция

Пищевое поведение

Гомеостатическое и комфортное поведение

Пассивное или активное оборонительное поведение

Исследовательское поведение

Игровое поведение

Подражательное поведение

Экстраполяционное поведение

Поведение в экстремальных ситуациях

Поведение в критических ситуациях

Аномальное (ненормальное) поведение

Аутопрофилактика и аутосонация как формы поведения

Половое поведение

Родительское поведение

Типы социального поведения

Стадное поведение

Ритуальные формы поведения

7. Список литературы

Этология, зоопсихология. Методы этологии.
Изучением поведения животных занимаются две науки: этология и зоопсихология.

Этология (от греч. этос - привычка, нрав, поведение и логос - учение; термин введен впервые в 1908 году Долло) как наука представляет систему достоверных знаний биологических основ, закономерностей и механизмов поведенческих актов животных. Поведенческим актом называется целенаправленная деятельность организма для удовлетворения тех или иных биологических потребностей.

Зоопсихология- раздел учения о поведении животных, изучающий организацию высшей нервной деятельности, ее сложных механизмов. Зоопсихология ищет общие законы поведения.
Этология изучает поведение животных методами наблюдения и регистрации, а механизмы поведенческих актов- физиологическими методами.

Основным методом этологических исследований является наблюдение с регистрацией двигательных актов различными способами: протоколированием с хронометражем событий, фотографированием, киносъемкой, экспериментом (широко используют в естественных и искусственных условиях).Для изучения каждой формы поведенческих реакций предназначена своя система методов и методик.

На современном этапе развития этологии происходит объединение трех направлений- этологии, зоопсихологии и физиологии- и формирование единой науки о поведении с широким использованием методов физиологии кроме перечисленных этологических.
Физиологические механизмы функциональной системы поведения.

Одним из главных условий поддержания жизни является сохранение стабильности внутренней среды организма. В то же время в результате непрерывно идущего обмена веществ практически каждая константа постоянно смещается. Это заставляет организм совершать целенаправленную деятельность во внешней среде и потреблять или, наоборот, выделять в нее определенные вещества. Еще в 1916 году И. П. Павлов назвал такую деятельность «рефлексом цели», понимая под этим влечение к определенным раздражителям внешней среды, что и обеспечивает саморегуляцию организма. Он писал, что «живой организм как система существует среди окружающей природы только благодаря непрерывному уравновешиванию этой системы с внешней средой, то есть благодаря определенным реакциям живой системы на падающие на нее извне раздражения, что у более высших животных осуществляется преимущественно при помощи нервной системы в виде рефлексов».

Начиная с 1935 года П. К. Анохин развивает учение И. П. Павлова и указывает, что аппаратом саморегуляции в организме служат функциональные системы- динамические организации, главными признаками которых являются:

наличие полезного результата (системообразующего фактора)

осуществление последовательно протекающих процессов с конкретными узловыми механизмами (внутренняя архитектоника)

оценка и сличение полученного результата с внутренней моделью цели поведения.

Пусковым стимулом целенаправленного поведения является отклонение жизненно важных констант внутренней среды организма от оптимального уровня. К таким константам относятся концентрация питательных веществ и гормонов, газовый состав, осмотическое давление, температура, кислотность внутренней среды и др. Эти устойчивые отклонения жизненно важных констант от уровня, создающего комфорт и оптимальную деятельность, получили название потребностей организма. Так, снижение уровня глюкозы в крови субъективно ощущается как голод и вызывает потребность в пище. При возрастании осмотического давления возникает ощущение жажды и потребность в воде.

Отклонение константы воспринимается специальными избирательно чувствительными структурами- рецепторами (блок входа системы). Во всех тканях организма и полостях органов имеются баро-, механо-, термо-, хемо-, осморецепторы, т.е. структуры, воспринимающие давление, механические, температурные, химические воздействия и изменение осмотического давления крови или лимфы. В наиболее часто раздражаемых участках организма рецепторы расположены особенно густо (рецепторные зоны). В стенках кровеносных сосудов выделяют зоны в дуге аорты, в каротидном синусе (сонная артерия) и в месте впадения полых вен в сердце. Таким образом, контролируется кровь, выброшенная из сердца в большой круг кровообращения, направляющаяся к головному мозгу и возвращающаяся к сердцу. Специальные рецепторные зоны обнаружены в мозге , особенно в гипоталамусе и ретикулярной формации среднего мозга. Основное свойство всех рецепторов- специфичность, т.е. каждый из них воспринимает отклонение только определенной константы и не реагирует на изменение других.

Возникающие в рецепторах импульсы (пусковая афферентация) передаются по нервным волокнам к определенным центрам мозга (подкорковые нейроны) и возбуждают их. Кроме нервной сигнализации подключается еще и гуморальное воздействие на мозг (раздражающее действие определенных веществ крови), которое обеспечивает значительную продолжительность активного состояния центров.

Возникающий на основе пусковой сигнализации комплекс возбужденных структур мозга, побуждающий к поиску факторов внешней среды, удовлетворяющих потребность, называется мотивацией. Мотивация входит в центральное звено детельности функциональной системы. Именно на основе мотивационного возбуждения происходит формирование поведенческой реакции, направленной на удовлетворение исходной потребности.

В деятельности центров, охваченных мотивационным возбуждением, можно выделить несколько стадий. Начальная и наиболее ответственная- стадия афферентного синтеза. В центрах мозга подвергается оценке не только пусковая, но и обстановочная афферентация. Последняя несет сведения о событиях во внешней среде, и на основе памяти происходит сопоставление внешних раздражителей с внутренними сведениями о них. Факторы внешней среды могут существенно влиять на мотивацию вплоть до полной отмены намечавшегося поведенческого акта. Например, хищник собиравшийся напасть на молодое животное, прекращает эту пищедобывательную реакцию, если в поле его зрения появляется взрослое животное или человек.

Синтез пусковых и обстановочных эфферентных импульсов, а также информации, извлекаемой из памяти (врожденной и индивидуальной). Позволяет формировать цель к действию. Это важнейший этап в деятельности функциональной системы, поэтому нервные структуры, ответственные за это, были выделены П. К. Анохиным как специальный аппарат, названный акцептором результатов действия (АРД; акцептировать означает «принимать решение»). Это аппарат мозга, программирующий результаты будущих событий в виде внутренней психической модели цели (ВМЦ), которая является опережающим отражением реальных событий действительности.

Генетический и индивидуальный опыт подсказывает животному программу действий (ПД): что и в какой последовательности следует делать.

Готовность реализовать действие в оптимальный отрезок времени определяется на основе сопоставления внутреннего субъективного переживания потребности (величина амплитуды отклонения константы) и появления во внешней среде сигнальных ключевых раздражителей, роль которых глубоко исследована этологами.

Итак, стадия афферентного синтеза заканчивается принятием решения действовать, а воспринятый обстановочный пусковой (ключевой) раздражитель обусловливает выход возбуждения на эфферентные пути. Срабатывает блок выхода системы, т.е. совершаются действия, в результате которых достигается какой то результат, это вторая стадия в деятельности системы. Следующая, третья, стадия ее деятельности заключается в том, что акцептор результатов действия осуществляет сличение параметров результата с качествами (параметрами) внутренней модели цели и внутренней программой действий. Это происходит благодаря потоку обратной импульсации (обратная или вторичная афферентация), возникающей в рецепторах работающих органов, исполняющих поведенческую реакцию. Если сравниваемые параметры совпадают (при этом неизбежно константа возвращается к оптимальному уровню), то поведенческая реакция заканчивается, так как цель достигнута и приспособительный результат получен. В том случае, когда такого совпадения нет, реализуется следующая, четвертая, стадия деятельности функциональной системы. Акцептор результатов действия (АРД) производит перестройку афферентного синтеза и уточнение внутренней модели цели и программы действий. Это становится возможным благодаря возникновению условий, запускающих эмоцию, к которым относится наличие потребности и дефицита информации о дальнейших действиях. Эмоция, возникнув тонизирует мозг, активизирует память и ориентировочно- исследовательскую деятельность животного. Извлекаемые из кладовых памяти дополнительные сведения позволяют уточнить программу действий, обеспечивают в дальнейшем приспособительный эффект и способствуют накоплению индивидуального опыта.

Это движение возбуждения по кольцу от рецепторов работающих органов к центрам, входящим в структуру АРД, может быть многократным и длительным. И все это время поведенческие реакции животного либо недостаточно координированы и требуют усовершенствования, либо достигается некий промежуточный результат, не способствующий возвращению константы к оптимальному уровню.

Обратная афферентация как частный случай обратных связей в биосистемах играет важную роль в активном познавании окружающей среды. На ее основе решается, достигнута ли цель, выполнена ли потребность и какие факторы окружающей среды способствовали этому.

2 типа поведения
В самом широком плане поведение можно разделить на 2 типа: врожденное и приобретенное.

Врожденным поведением называются такие формы поведения , которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить.

Приобретенными называют все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма. В принципе животному выгодно обладать как врожденными, так и приобретенными формами поведения. Врожденный поведенческий акт реализуется быстро всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему, например, приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы. Приобретенные формы поведения имеют свои преимущества. Они могут со временем модифицироваться при изменении условий окружающей среды.

Врожденные формы поведения развивались и совершенствовались на протяжении многих поколений путем естественного отбора, и главное их приспособительное значение состоит в том, что они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты.
Врожденные формы поведения
Безусловные рефлексы, их характеристика, классификация
Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) - относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).

Термин «безусловный рефлекс» был введен И. П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе и др. Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным признаком, как форма тела или рисунок на крыльях бабочки.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Безусловные рефлексы осуществляются спинальными или черепно- мозговыми рефлекторными дугами. Их центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи- информации о результатах и степени успешности совершенного действия.

Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

Единой общепринятой классификации безусловных рефлексов нет. Так, Н. А. Рожанский на основании электрической стимуляции подкорковых структур выделил 24 безусловных рефлекса и разделил их на следующие шесть групп:

Рефлексы общей активности;

Обменные рефлексы;

Рефлексы межвидовых отношений;

Рефлексы продолжение вида и размножения;

Экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);

Неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.);

В соответствии с характером действующего раздражителя И. П. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:

Пищевые (глотание, сосание и т.п.);

Половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.);

Защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);

Ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.
Инстинкты, виды и свойства инстинктов
Инстинкты- сложнейшие акты врожденного поведения. Для инстинктивного поведения есть два важных момента. Во- первых, зависимость инстинктивного поведения от состояния внутренней среды организма. Во- вторых, раздражители являются только триггерами инстинктивного поведения и не обязательны для осуществления всего акта. Серый гусь, например, как правило, возвращает в гнездо выкатившееся яйцо, толкая его клювом, и продолжает эти толкательные движения даже в том случае, если яйцо перекатилось (смешение активности) через гнездо.

Ч. Дарвин под инстинктом принимал ту часть поведения животных, которая характерна для данного вида и закреплена за представителями этого вида наследственно.

Согласно немецкому зоологу Биглеру (1914 год) действие считается инстинктивным, если оно:

наследственно, т.е. побуждение и способность к действию принадлежат к числу наследственных свойств вида;

не требует предварительного наущения;

выполняется одинаково у всех;

соответствует телесной организации животного, т.е. находится в связи с нормальным употреблением ею органов;

приспособлено к естественным условиям жизни, часто даже в связи с регулярными естественными изменениями этих условий, например со временами года.

В настоящее время инстинктом называют все не зависящие от воспитания действия животных. Инстинктивное поведение основано на специфических для данного вида нормах движений (эндогенные автоматизмы), а также на специфических для данного вида нормах реагирования.

Инстинкт- совокупность двигательных актов и сложных форм поведения, свойственных животным данного вида , возникающих на раздражение из внешней и внутренней среды организма и протекающих на фоне высокой возбудимости нервных центров, связанной с осуществлением этих актов.

Инстинктом называется наследственный комплекс реакций на определенные воздействия, определенные изменения условий внешней и внутренней среды, одинаковый у всех особей вида. Инстинкты- проявления поведенческих актов, обусловливаемых закрепленными эволюцией сложнейшими связями структур и процессов организма.

Соответственно видам потребностей различают следующие виды инстинктов:

Витальные, направленные на выживание особи, неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация потребности не требует участия другой особи;

Зоосоциальные, или ролевые, направлены на выживание вида, эффективное существование группы- «что хорошо виду, то хорошо и тебе»;

Саморазвития, обращены в будущее, направлены на самосовершенствование рассудочной деятельности.
Витальные инстинкты :

*питьевой

*оборонительный (активный и пассивный)

*регулирования цикла «сон- бодрствование»

*экономии энергии (сил)
Зоосоциальные, или ролевые, инстинкты:

*половые (выбор партнера)

*родительские (разделение роли отца и матери)

*территориальные (охрана зоны обитания для сохранения ресурсов)

*эмоциональный резонанс (ускорение социализации- путь возникновения сопереживания, сочувствия, в конце концов- сознания)

*групповая иерархия (альтруистический эгоизм)
Инстинкты саморазвития:

*исследовательский

*имитационный (подражательный)

Инстинкт осуществляется в несколько последовательных этапов: подготовительный, поисковый, завершающий.

К свойствам инстинктов можно отнести то, что инстинктивные поведенческие реакции обладают высокой видовой специфичностью- комплексом фиксированных действий, генетически предопределенных центральной программой. Относительно простые («ключевые») стимулы только запускают стереотипную реакцию, но не определяют ее реализации. Возникают инстинкты на специфические раздражители, предаются по наследству. Движущей силой инстинкта является потребность. Изменяются с возрастом. Не требуют научения.

Этологи представляют инстинктивное поведение как сложную иерархию взаимоподчиненных внутренних и внешних влияний, причем на каждом уровне нервная система контролирует специфические инстинктивные акты.

Приобретенные формы поведения

Формы научения
В основе приобретенных форм поведения лежит научение.

Научение- это основанный на индивидуальном опыте процесс, приводящий к адаптивным (приспособительным) изменениям в поведении особи. Способность к научению обычно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, и прежде всего млекопитающих, однако она обнаружена у всех животных, за исключением простейших, кишечнополостных и иглокожих, у которых нервная система отсутствует или организация ее весьма примитивна.

Физиологические основы научения изучены пока недостаточно. Научение может осуществляться множеством различных способов.

Выделяют следующие формы научения:
Облигатное неассоциативное :

*привыкание (ослабление)

*суммация (усиление)

*импринтинг

*подражание

*латентное научение
Факультативное ассоциативное:

*классические условные рефлексы

*инструментальные условные рефлексы
Когнитивное и произвольное:

*образное психонервное поведение

*рассудочная деятельность

*вероятностное прогнозирование

Облигатное неассоциативное научение
Привыкание (габитуация; от англ. habit- привычка) - постепенное уменьшение (ослабление), а затем и прекращение реакций на биологически незначимые агенты, реакций, вызываемых монотонно применяемыми идентичными дискретными стимулами. Изменение условий стимуляции приводит к восстановлению исходной силы реакции- дегабитации (отвыкание).

Другими словами, животные привыкают не реагировать на стимулы, с которыми часто сталкиваются, но которые не имеют для них особого значения. Габитуация выгодна тем, что благодаря ей усиливаются реакции животного на новые стимулы, выделяющиеся на фоне тех, к которым животное уже успело привыкнуть. Кроме того, отсутствие реакции на безразличные стимулы помогает экономить энергию, которая может быть потрачена на бесполезные поведенческие акты.

Суммация- постепенное усиление реакции на многократно повторяющуюся биологически значимую стимуляцию.

Импринтинг (запечатление; от англ. imprint- оставлять след, запечатлевать, фиксировать) - врожденная реакция новорожденного животного, выражающаяся в следовании за движущимся (удаляющимся) объектом- матерью, предметом, животным, человеком. Благодаря импринтингу развивается привязанность к матери. Реакция следования является основой образования стадных отношений. У новорожденных животных период, в течение которого возможно запечатление, короткий и называется критическим ; он продолжается до 4-5 суток (у собак между 3-й и 10-й неделями жизни). В течение критического периода меняется пластичность структур центральной нервной системы, формируются соответствующие сенсорные входы. Импринтинг развивается не только на зрительные, но и на слуховые, обонятельные и вкусовые раздражители.

Понятие о запечатлении впервые введено Конрадом Лоренцем (1935, 1937 год). В первые дни, месяцы, иногда годы жизни существует период, когда в мозге как бы отпечатывается обстановка, окружающая детеныша животного. Благодаря запечатлению мы помним своих родителей, отличаем особей своего вида от особей других видов. К. Лоренц поставил следующий опыт. Спустя несколько часов после того, как в инкубаторе вывелись утята, исследователь предъявил им самые разные предметы, и птенцы неуклонно следовали за ними, как за матерью- уткой. Это были спичечные коробки, ботинки, даже сам Лоренц. Этот тип импринтинга обратим: инкубаторные утята, у которых выработан импринтинг на человека, легко переключаются на следование за живой уткой, которую они никогда прежде не видели.

Импринтинг имеет следующие характерные свойства: ограничен короткими периодами в жизненном цикле; необратим; возникает при первом предъявлении раздражителя, не требует обучения.

Подражание (имитация) - врожденная реакция копирования поведенческих актов. Подражательное поведение обеспечивает передачу опыта от одной генерации к другой (феномен «сигнальной», не генетической, наследственности), увеличивает возможности онтогенетических функциональных адаптаций. Способность животных воспроизводить рефлекторные акты других животных тем выше, чем выше эволюционное положение вида и степень индивидуального развития особи. Подражание- форма поведения, при которой животное обучается какой либо реакции, наблюдая за действиями другого.

Подражание особенно важно при формировании поведения у приматов и хищников. Иногда оно проявляется в виде автоматических реакций, близких к импринтингу,- рефлекс «следования». Но иногда наблюдаются и высшие формы подражания по принципу актер- зритель. Ахметов (1941 год) установил, что голубь может научиться определенному поведению перед ящиком с пищей, наблюдая за другим голубем. Харлоу показал, что исполнитель не обязательно должен принадлежать к тому же виду, что и «зритель». Подражание распространено в естественных условиях.

Латентное научение (от лат. latentis- скрытый) - поведенческая реакция на повторно предъявляемый индифферентный раздражитель, не подкрепляемый безусловным. На основе первого же знакомства со средой животное вырабатывает определенное «представление» (образ) об ее организации и использует его в качестве поведенческой тактики взаимодействия со средой с целью проверки, корректировки и дальнейшего усовершенствования. Животное не начинает процесс обучения с нуля. Латентное обучение определяется как образование связи между индифферентными стимулами или ситуациями без явного подкрепления. Коренное его отличие состоит в отсутствии явного подкрепления или снижения потребности. Кроме того, в момент обучения неясно, происходит заучивание или нет. Этот процесс остается латентным, или скрытым. Латентное обучение- результат исследовательской активности животного в новой ситуации.
Факультативное ассоциативное научение
Врожденные формы поведения и индивидуально приобретенные развиваются у животных в тесной зависимости как от генотипа, так и условий содержания и эксплуатации.

То или иное взаимодействие в различных соотношениях врожденных и условных рефлексов называется унитарной реакцией. В зависимости от изменившихся условий среды изменяется соотношение врожденных и индивидуально приобретенных компонентов в формировании унитарной реакции.

Ассоциация (от лат. associatio- соединение). Ассоциация- понятие, тождественное временной связи между той или иной сенсорной зоной и корковым представительством центра рефлекторной дуги безусловного рефлекса, образующейся при выработке условного рефлекса. Различают два основных типа условно- рефлекторного научения, различающихся по методике их выработки: классический условный рефлекс и инструментальный условный рефлекс.

Двигательный условный рефлекс является классическим ассоциативным условным рефлексом.

Инструментальные условные рефлексы- это рефлексы, в которых осуществление двигательных реакций является обязательным условием для получения привлекающего безусловного раздражения или для избавления от неблагоприятного раздражения. Эти рефлексы служат животному инструментом для достижения подкрепления, удовлетворения потребности. Биологически полезный результат выступает в качестве подкрепления при выработке инструментального рефлекса. Отличие инструментального обучения от условно- рефлекторного в том, что индифферентный раздражитель подкрепляется не каждый раз, а лишь в случае правильной реакции. Выработка инструментального условного рефлекса происходит при активации определенного центра , при определенной потребности. Инструментальный условный рефлекс- условный рефлекс второго типа, оперативный условный рефлекс.

Формирование инструментального условного рефлекса, очевидно, связано с когнитивной деятельностью, включающей в себя процессы научения и мышления. Животные узнают об отношениях между событиями, находящимися вне его контроля, и на этой основе формируют соответствующее поведение. Они могут ассоциировать между собой события, не меняя при этом своего поведения. Когнитивная деятельность относится к мыслительным процессам, которые недоступны прямому наблюдению. Животные обладают механизмами обнаружения и узнавания причинных отношений, различают простую причинную связь между двумя событиями.

Животные могут научиться и тому, что два события не связаны между собой. Такую форму научения называют «приобретенной беспомощностью»; такая приобретенная беспомощность замедляет будущее научение в аналогичных условиях.

Улавливание причинно-следственных отношений и способность оперировать этим при формировании программы адаптивного поведения является проявлением элементарного мышления, рассудочной деятельности. Сложное поведение основано на развитии системы временных связей различного типамежду нейронами различных структурно-физиологических образований центральной нервной системы, ассоциативных связей. Для восприятия отдельных структурных элементов среды и существующих между ними отношений нейроны мозга объединяются в функциональные констелляции аксодендритными разветвлениями.

Обучение по методу проб и ошибок
Этот способ представляет собой усложненный инструментальный рефлекс. Использование его в эволюции при отборе различных адаптивных форм поведения весьма сомнительно, так как на адаптацию какой-либо реакции затрачивается много времени.

На совершенствование психической деятельности направлены инстинкты саморазвития: исследовательский, новизны, свободы, имитационный, игровой.

Инстинкт свободы - препятствие служит стимулом поиска ответной реакции. Исследовательский и инстинкт новизны обусловливается потребностью в получении информации о новом пред­мете, явлении. Игровой инстинкт обеспечивает приобретение новых навыков поведения. Нормальная жизнедеятельность требует притока из окружающей среды не только веществ и энергии, но и информации.

При образовании инструментальных рефлексов и классического условного рефлекса проявляется перцептивное научение.

Перцептивное научение (от лат. per - ceptio - восприятие) - целостное, интегральное отражение отдельных предметов и явлений внешнего мира, возникающее при воздействии раздражителей на рецепторы. Перцепция связана с деятельностью сенсорных систем и двигательной системы Опознание предмета, явления включает память и активное ориентировочно- исследовательское поведение животного. Перцептивное научение представляет собой активный процесс научения, приобретенные изменения реакций на сенсорные стимулы в ходе повторных воздействий их без специального подкрепления.

Вероятностное научение
Важнейшим условием целенаправленных поведенческих реакций является способность животных прогнозировать предстоящие события в условиях неопределенности среды- вероятностное научение. Животное воспринимает ситуацию как неопределенную до тех пор, пока в результате поисковой активности не сформирует соответствующую субъективную модель событий окружающей среды. Вероятностное научение наиболее выражено у животных в начальный период условно- рефлекторного научения.

Ориентировочная реакция служит «посредником» связей в сенсорном предобусловливании- образовании связи между индифферентными раздражителями. Если животному несколько раз предъявляют один индифферентный раздражитель и через некоторый интервал времени- другой, то условный рефлекс, выработанный на один из этих раздражителей, проявляется и на действие второго индифферентного раздражителя. Очевидно, что между двумя сенсорными зонами в коре больших полушарий, которые возбуждались двумя разными индифферентными раздражителями, образуется временная связь.
Научение «инсайт»
Инсайт (от англ. incite - озарение) - внезапное улавливание целостной структуры ситуации и принятие правильного решения, осуществление разумного поведения; является высшей формой обучения. Каждый из нас может назвать случаи, когда решение задачи приходило как озарение, возможно, как кульминация нескольких минут напряженного размышления. Классический пример инсайт у животных- ранние опыты Келлера на шимпанзе. Когда гроздь бананов подвешивали слишком высоко и обезьяны были не в состоянии до нее дотянуться, они сооружали из ящиков пирамиду или составляли палки так, чтобы влезть повыше или сбить бананы на землю. Зачастую они принимали такое решение совершенно внезапно, хотя имели предшествующий опыт игры с ящиками и палками (латентное обучение), причем для построения устойчивой пирамиды из ящиков обезьянам требовался значительный период проб и ошибок. Шимпанзе использовали знания, полученные в одной ситуации (некоторые свойства палок и ящиков), и применяли их в другой ситуации. Не вызывает сомнений тот факт, что у человекообразных обезьян и других приматов иногда возможны настоящие проявления рассудочной деятельности. Многие владельцы домашних животных наблюдали, когда их питомцы совершают разумные действия. Торп свидетельствует о наличии мышления у животных на основе поведения птиц и млекопитающих.

Инсайт является врожденной способностью животного использовать приобретенный в течение жизни опыт для формирования программы поведения в новых, внезапно создавшихся условиях. При формировании программы действия наряду с информацией с рецепторов используются возбуждения из аппарата памяти. Существенную роль в возникновении инсайта играет латентное обучение. Научение инсайт связано с деятельностью сенсорных зон коры , гиппокампа, миндалины, лимбикокортикальных связей.
Формы поведения.

Различают врожденные, приобретенные, реактивные и когнитивные формы поведения. Любая форма поведения проявляется на трех уровнях: поведенческом (двигательном), системном, тканевом.
Локомоция.
Локомоция- перемещение в пространстве- входит как исходная форма жизнедеятельности во все остальные формы индивидуального и общественного поведения животных. Локомоция- это и главный вектор эволюции, поскольку она обеспечивает освоение экологической ниши и все другие формы поведенческой активности. Именно необходимость перемещения животных в поисках готовой органической пищи явилась причиной генеза нервной системы. Структурное совершенствование последней, в свою очередь, усложнило поведенческий репертуар. Существует пять основных типов локомоций: 1) амебовидное движение путем изменения формы тела; 2) при помощи жгутиков и ресничек; 3) волнообразное; 4) реактивное; 5) при помощи конечностей.

Наиболее распространены локомоции при помощи конечностей, обеспечивающие передвижение на воде, под водой, в воздухе, на деревьях, под землей и на поверхности земли. Локомоции на воде и под водой происходят с помощью четырех конечностей (плавание наземных животных), в том числе видоизмененных- ластов (тюлени, моржи, пингвины и др.). Самый совершенным способом является передвижение за счет обтекаемости волнообразно двигающегося тела, снабженного плавниками. Перемещения в воздухе совершаются с помощью крыльев (полет) или перепонок между пальцами конечностей и приспособлений на хвосте (планирование). Локомоции на деревьях совершаются с помощью конечностей, снабженных цепкими когтями (медведь, опоссум), утолщениями или присосками на пальцах (лемуры долгопяты, лягушки квакши), а также хвоста, обвивающегося вокруг ветки (мелкие обезьяны, карликовый муравьед). Некоторые обезьяны способны к брахиации- передвижению при помощи передних конечностей, поочередно закидываемых вперед, тогда как тело висит в воздухе. Среди животных, живущих на поверхности земли, существует много разных типов передвижения: ползание с помощью волнообразных движений тела (змеи), прыжки с помощью двух нижних конечностей (кенгуру, тушканчики), ходьба на двух ногах (пингвины, обезьяны, человек) и четырех конечностях, переставляемых так, что создается устойчивая опора на три конечности (шаг), которая снижается при больших скоростях.

Пищевое поведение.
Включает в себя различные состояния двигательных и вегетативных реакций организма, связанные с поиском и приемом корма.

Новорожденные нормально развитые млекопитающие после облизывания матерью тянутся к вымени, активно сосут молозиво. Животные в течение выпаса активно в разное время дня поедают избирательно разные растения, покрывая потребности организма в пище. Формирование пищевого поведения путем интеграции врожденных и приобретенных форм поведения происходит в течение всей жизни организма. Наиболее общим раздражителем, вызывающим пищедобывательную реакцию у незрелорождающихся детенышей, является теплая поверхность материнского тела, у зрелорождающихся и взрослых животных- обонятельные, зрительные и слуховые раздражения.

Животные одни корма предпочитают, другие отвергают; корм поедают в течение определенного времени до насыщения, через различные интервалы времени,
Гомеостатическое и комфортное поведение.
Комфортное поведение как и гомеостатическое связано с поддержанием оптимальных для организма условий существования.

Гомеостатическое поведение обеспечивает постоянство внутренней среды. Оно проявляется мочеиспусканием и дефекацией с предшествующими им свойственными каждому виду и полу животных ритуальными движениями.

Мочеиспускание и дефекация осуществляются у каждого вида животных различное число раз, при этом выделяются различное количество мочи и кала. Животные отыскивают и поедают в первую очередь те кормовые травы, корма, которые содержат необходимые для организма вещества.

Комфортное поведение- различные сочетания двигательных реакций, связанные с поиском и созданием комфортных внешних условий (переход в тень или на припек при низкой температуре, в укрытие, на сухую или влажную, гладкую, мягкую поверхность, в теплое помещение или в выгульный двор), устранением действий неблагоприятных факторов (облизывание, почесывание, купание и т. д.), стремлением к возвращению домой («хоуминг»), выпасному участку, месту отдыха, на свою территорию. Все они так или иначе связаны с обеспечением гомеостаза.
Пассивное или активное оборонительное поведение.
Животным свойственен рефлекс осторожности, который проявляется настороженностью, пугливостью, прятанием, оцепенением, неподвижностью, затаиванием. Оказавшись в опасности, животные быстро ориентируются в ситуации и осуществляют целесообразную оборонительную поведенческую реакцию. Так, лошади не «желают» входить в станок, вагон. Очень распространена поведенческая реакция пассивная , это бегство (отступление) животных от опасности.

Активное оборонительное поведение у животных обычно обнаруживается по хорошо заметным признакам: изменению позы, положения головы, ушей, мышц морды, хвоста. Лошади могут фыркать, ржать, взвизгивать. Быки издают приглушенный рев. Большинство животных, попадая в ситуацию, при которой необходима оборона, выбирают тактику нападения на противника.

Сенсорные системы животных тонко воспринимают и анализируют информацию из внешнего мира. Домашние животные улавливают предвестники тектонических катастроф, запахи, похолодание, реагируют определенной оборонительной поведенческой реакцией. Отказываются поедать корм, пить воду, если от кормушки, ведер пахнет нефтью, креолином, лизолом. Спасаются бегством, когда почувствуют запахи или звуки, идущие от зверей.
Исследовательское поведение.
Многим животным свойственен инстинкт новизны. При новом, необычном явлении у животных вначале проявляется рефлекс биологической осторожности, а за­тем исследовательское поведение. Приемы исследования внешней среды у многих животных в основном однотипны. Сначала животное осматривает все окружающее, обнюхивает пол, стены, перегородки, кормушки. Все поведение направлено на восстановление утраченного быта, установление пригодности для существования, получения корма, воды, отдыха.
Игровое поведение.
Проявляется у животных через 2...3 недели после рождения. Жеребята, телята, ягнята, козлята начинают совершать резкие движения, подскакивать вверх, в сторону. При групповом содержании игровое поведение проявляется в бегании по прямой вперегонки, бодании, лизании друг друга, взбирании на возвышения. Животные, симпатизирующие друг другу, трутся головами, прыгают, борются, сопровождают друг друга.
Подражательное поведение.

Проявляется в подражании поведению другого животного. Молодые животные подражают, копиру­ют поведение матери, взрослые- копируют поведение других.

В самом общем плане поведения у животных можно распределить на 2 типа: врожденное и приобретенное.

  1. Врожденным поведением именуются такие формы поведений, которые генетически программированы и которые почти невозможно изменить.
  2. Приобретенными - все формы поведений, которые вырабатываются как результат персонального опыта живого организма.

Врожденные формы поведения

Определение 1

Безусловные рефлексы - относительно постоянные, врожденные, стереотипные, генетически фиксированные реакции организма на внешние и внутренние раздражители (стимулы), выполняемые при участие центральной нервной системы.

Для реализации врожденных рефлексов организм имеет в распоряжении готовые рефлекторные дуги. Безусловный рефлекс осуществляется черепно- мозговыми или спинальными рефлекторными дугами.

Благодаря безусловным рефлексам сберегается целостность организма, поддерживается устойчивость внутренней среды и проистекает размножение. Безусловные рефлексы находятся в основе всех поведенческих реакций человека и животных.

Единственной общепринятой систематизации безусловных рефлексов нет. Выделяют 24 безусловных рефлекса и разделяют их на вытекающие шесть групп:

  1. обменные рефлексы;
  2. рефлексы общей активности;
  3. рефлексы межвидовых отношений;
  4. экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);
  5. рефлексы продолжение вида и размножения;
  6. неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.);

В соответствиях с характером влияющего раздражителя Павлов распознавал такие виды безусловных рефлексов, как:

  • половые («турнирные бои», эякуляция, эрекция, и т.п.);
  • пищевые (сосание, глотание и т.п.);
  • ориентировочные (прислушивание, настораживание, поворот головы к источнику звучания и т.п.) и др.
  • защитные (чихание, кашель, мигание и т.п.);

Приобретенные формы поведения

В основе приобретенной формы поведения располагается научение.

Определение 2

Научение- это организованный на индивидуальном эксперименте процесс, повергающий к адаптивным (приспособительным) модифицированиям в поведении особи.

Способность к научению обыкновенно ассоциируется у нас с поведением позвоночных, однако она изобличена у всех животных, за изъятием простейших, иглокожих и кишечнополостных, у которых нервные системы отсутствуют или организации их весьма примитивны.

Физиологическая основа научения изучена пока недостаточно. Научения могут осуществляться массой различных способов.

Выделяют вытекающие формы научения:

  1. Облигатные неассоциативные:

    • суммация (усиление)
    • привыкание (ослабление)
    • импринтинг
    • латентное научение
    • подражание
  2. Факультативные ассоциативные:

    • инструментальные условные рефлексы
    • классические условные рефлексы
  3. Когнитивные и произвольные:

    • рассудочная деятельность
    • образное психонервное поведение
    • вероятностное прогнозирование
  4. Облигатные неассоциативные научения

    • Привыкание - постепенное понижение (ослабление), а затем и прекращения реакций на биологически незначительные агенты, вызываемых однотонно применяемыми тождественными дискретными стимулами. Модифицирование обстоятельств стимуляции повергает восстановлению отправной силы реакции- дегабитации (отвыкание).
    • Суммация- постепенные усиления реакций на неоднократно повторяющуюся биологически важную стимуляцию.
    • Импринтинг - врожденные реакции новорожденного животного, выражающиеся в следовании за движущимися (удаляющимися) объектами- матерью, животным, предметом, человеком.
    • Подражания (имитация) - врожденные реакции копирования поведенческих поступков. Подражание необычно важно при развитии поведения у приматов и хищников.
    • Латентные научения - поведенческие реакции на повторно предъявленный индифферентный раздражитель, не подкрепляемые безусловными.

Нужда в чем-либо для поддержания жизни и развития организма вызывает особое состояние, называемое потребностью.

Сложный комплекс приспособительных двигательных актов, направленных на удовлетворение имеющейся у организма потребности и проявляющихся в целенаправленной деятельности, называется поведением. Поведение представляет собой совокупность физиологических и психических процессов.

В самом широком плане поведение можно подразделить на два типа:

· врожденное – такие формы поведения, которые генетически запрограммированы и которые практически невозможно изменить

· приобретенное – все формы поведения, которые формируются как результат индивидуального опыта живого организма.

Преимущество врожденного поведенческого акта , например отдергивания руки от огня, заключается в том, что он реализуется очень быстро и всегда безошибочно. Это существенно снижает вероятность фатальных ошибок, которые могло бы допустить животное, если бы ему приходилось учиться избегать огня или затаиваться, когда поблизости находится хищник. Кроме того, врожденное поведение избавляет от необходимости затрачивать время и энергию на научение. В осуществлении врожденных форм поведения задействованы низшие отделы нервной системы.

Приобретенные формы поведения имеют свои преимущества – они могут со временем модифицироваться при изменении условий окружающей среды.

К врожденным формам поведения относятся:

· безусловные рефлексы

· инстинкты.

Безусловные рефлексы, их характеристика и классификация

Безусловные рефлексы (видовые рефлексы) – относительно постоянные, стереотипные, врожденные, генетически закрепленные реакции организма на внутренние и внешние раздражители (стимулы), осуществляемые при участии центральной нервной системы (ЦНС).

Термин «безусловный рефлекс» был введен И.П. Павловым для обозначения рефлексов, безусловно возникающих при действии соответствующих стимулов на рецепторы. Например, выделение слюны при попадании пищи в рот, отдергивание руки при уколе пальца и др.

Набор безусловных рефлексов одинаков у особей одного вида, поэтому их и называют видовыми. Их наличие является таким же обязательным видовым признаком, как форма тела, количество пальцев или рисунок на крыльях бабочки.

Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги. Безусловные рефлексы осуществляются спинальными или черепно-мозговыми рефлекторными дугами. Их центры расположены в спинном мозге и в стволовой части головного мозга, т.е. в нижних отделах ЦНС. Для их осуществления необязательно участие коры полушарий большого мозга. Важная роль в механизме безусловных рефлексов принадлежит обратной связи – информации о результатах и степени успешности совершенного действия.



Благодаря безусловным рефлексам сохраняется целостность организма, поддерживается постоянство внутренней среды и происходит размножение. Безусловные рефлексы лежат в основе всех поведенческих реакций животных и человека.

Единой общепринятой классификации безусловных рефлексов нет. Так, Н.А. Рожанский на основании электрической стимуляции подкорковых структур выделил 24 безусловных рефлекса и разделил их на следующие шесть групп:

– рефлексы общей активности;
– обменные рефлексы;
– рефлексы межвидовых отношений;
– рефлексы продолжение вида и размножения;
– экологические рефлексы (исследовательский, миграционный и др.);
– неповеденческие рефлексы (болевой, терморегуляторный и др.).

В соответствии с характером действующего раздражителя И.П. Павлов различал такие виды безусловных рефлексов, как:

– пищевые (глотание, сосание и т.п.);
– половые («турнирные бои», эрекция, эякуляция и т.п.);
– защитные (кашель, чихание, мигание и т.п.);
– ориентировочные (настораживание, прислушивание, поворот головы к источнику звука и т.п.) и др.

Осуществление всех этих рефлексов обусловлено наличием соответствующих потребностей, которые возникают в результате временного нарушения гомеостаза организма или в результате сложных взаимодействий с внешним миром. Поэтому можно полагать, что возникновение внутренней потребности фактически является условием реализации безусловного рефлекса и в определенном смысле его началом.

К врожденным формам поведения животных и человека относятся безусловные , и .
Физиологические свойства безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы возникают в ответ на непосредственное раздражение определенного рецептивного поля и не требуют специальных условий. Стимулы, которые обуславливают специфическую рефлекторную реакцию, называют безусловными раздражителями. Они могут быть различными и происходят извне или внутренней среды организма. Безусловные рефлексы осуществляются по принципу стимул - ответная реакция - обратная афферентация (о результате действия).
Безусловные рефлексы формируются и реализуются по жесткой генетической программе. Большинство из них проявляется сразу после появления существа на свет (например, клювальний рефлекс у птиц, сосательный - у млекопитающих и др.).. Некоторые же безусловные рефлексы (например, половые) формируются после рождения мере морфофункционального созревания нервной, эндокринной и других систем.
Дуги безусловных рефлексов замыкаются на различных уровнях ЦНС. Центральная часть дуги безусловного рефлекса имеет многоуровневую структуру, т.е. состоит из нескольких ветвей, которые проходят через различные уровни ЦНС - спинной мозг, продолговатый мозг, стволовые центры. Самая высокая часть дуги проходит через кору большого мозга и является корковым представительством определенного безусловного рефлекса.
Безусловные рефлексы носят видовой характер, т.е. они специфичны для представителей того или иного вида. Вследствие этого их еще называют видовыми рефлексами. Безусловные рефлексы очень устойчивы, они хранятся не только в течение жизни данного животного, но и на протяжении существования вида, к которому принадлежит это животное. С помощью безусловных рефлексов осуществляется относительно постоянную связь организма со средой. Часто сила соответствующей реакции на определенный раздражитель бывает одинаковой. Безусловные рефлексы имеют специфические рецептивные поля и могут вызываться в случае воздействия на них адекватных раздражителей (например, безусловно-рефлекторное слюноотделение в естественных условиях наблюдается только при действии раздражителей на слизистую оболочку полости рта и языка, которые являются специфическим рецептивным полем для слюноотделительного рефлекса).
Классификация безусловных рефлексов. Предложено несколько классификаций безусловных рефлексов в зависимости от характера раздражений, предопределяют и биологической роли, уровня-управления ЦНС и т.д.. Так, безусловные рефлексы делят на двигательные (локомоторные, статические, статокинетического др.), вегетативные, или висцеральные (пищевые, половые, дыхательные, сосудистые и др.), ориентировочные (рефлексы по типу «что такое?"), Защитные и др.

- Навык как форма поведения. Структура навыка.

- Интеллектуальное поведение. Интеллект и его структура.

Мы говорили о том, что особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных. Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами. Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Интеллектуальное поведение - вершина психического развития животных.

Вы уже знаете, что психика появляется только на относительно высокой стадии развития живой материи. Развитие головного мозга у животных и возникновение у них новых, более сложных форм отражательной, психической активности совершается под влиянием определенных условий жизни, в процессе приспособления животных к окружающей среде.

Животные приспосабливаются к окружающей среде через такие формы отражательной активности, как безусловные рефлексы, инстинкты (слово «инстинкт» происходит от лат. слова, которое по-русски означает «побуждение»), приобретенные навыки и простейшие формы рассудочной деятельности, т.е. интеллектуальное поведение .

- Инстинктивное поведение. Инстинкт и его структура.

Поведение - это такая форма активности, которая регулируется субъективным образом реальности.

Биологическим признаком способности организмов создавать субъективные образы является наличие нервной системы.

Если организм обладает психикой, то лишение его чего-либо приводит к нарастанию побуждения . Поведение не реактивно, это активность, которая инициируется побуждением (нуждой). Поведение простых организмов примитивно , более сложных - сложнее . Наука, исследующая поведение, называется этологией .

В советской психологии вместо термина поведение употребляется термин деятельность . Действие как единица поведения должна представлять собой законченный акт (от побуждения до удовлетворения). В психологической литературе часто действием называют заключительный акт поведения (удовлетворение).



Инстинктивное поведение.

Инстинктивным называется поведение, все структурные элементы которого заданы генетически (определение В.С.Ивашкина). Инстинкт – это врожденная видовая форма поведения (Богословский Владимир Васильевич). Инстинктивная форма поведения является врожденной, она «дана» животному в готовом виде уже при его рождении. Инстинктивное поведение – это видовое поведение, одинаково направленное у всех представителей одного и того же вида животных (Маклаков Анатолий Геннадьевич).

Наследственный - врожденный, генетически обусловленный.

Врожденными называются качества, которые уже имеются к моменту появления на свет.

Наследственные - это те признаки и свойства, которые имелись у предков (дальтонизм).

Генетическими называются свойства, которые имелись в геноме .

Они не обязательно могут быть врожденными. Не все генетически заданное наследственно, могут быть мутации (болезнь Дауна).

Каждый вид животных имеет присущий только ему набор инстинктов . Конечно, за время жизни особи происходит некоторое совершенствование инстинктов (не случайно поэтому во главе стаи обычно стоит опытный взрослый самец, прошедших длительный жизненный путь), но в основном они остаются неизменными на протяжении всей жизни. Инстинкт – это шаблонная форма поведения, она оказывается целесообразной при неизменности условий жизни животного. Если же условия меняются, то этого животное не замечает. Оно продолжает действовать по заложенной в генном аппарате программе.

Например, действия пчелы, тщательно заделывающей воском каждую соту с медом, кажутся весьма целесообразными. Провели такой эксперимент: прокололи соты с противоположной стороны, и мед вытек. Пчелы ток же тщательно заливали их воском.

Птицы улетают на зимовку в южные районы, где обычно для них бывают благоприятные условия. Однако некоторые зимы в этих районах оказываются суровыми, многие тысячи птиц гибнут, но не перелетают в более южные области.

Земляная оса, церцелис, поймав добычу, приносит ее к норке, и, прежде чем затащить добычу, осматривает помещение. В одном из опытов в этот момент добычу отодвинули. Оса выползла, нашла добычу, подтянула ее к выходу и опять отправилась осматривать жилье. Опыт повторяли десятки раз, и в каждом случае оса шаблонно повторяла всю цель действий, т.е. выползала, подтягивала добычу и осматривала норку.

Если у гагарки, высиживающей птенца, переложить во время ее полета за пищей яйцо несколько в сторону, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает «высиживать», нисколько не заботясь о яйце, которое лежит недалеко в поле ее зрения.

Инстинктивная форма поведения оказывается целесообразной лишь при сохранении обычных условий и теряет всякую целесообразность при изменении их.

Инстинкт – жестко организованная форма поведения животных. Бобры строят плотины строго определенным образом. Каждый вид муравьев возводит свой вид муравейника. Каждый вид птиц вьет гнезда по-своему, причем это проявляется и у птиц, выведенных в инкубаторе. Последние, помещенные в искусственную обстановку, строили гнездо по шаблону, присущему данному виду птиц.

Шаблонность инстинктов проявляется и в том, что они вызываются строго определенными раздражителями. Экспериментально было установлено, что сосательные движения щенка начинаются только тогда, когда он прикасается к теплой шерсти. На теплую резиновую грелку подобная реакция отсутствует, когда же подносили к щенку нагретый кусок меха, он начинал искать сосок и производить сосательные движения.

Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает приспособление животных, сохранение вида только по отношению к постоянным и, как правило, основным условиям существования. Более полное и точное приспособление к условиям жизни обеспечивают навыки.

Специфика инстинктивного поведения как особой формы.

1. Генетическая обусловленность (врожденность) - это значит, что все компоненты: побуждения, пусковые стимулы и исполнительные операции заданы генетически. Это подтверждено в экспериментах.

2. Стереотипность инстинктивного поведения состоит в том, что инстинктивные действия животных одного и того же вида у различных особей одинаковы. (Пчелиные ячейки: геометрические параметры одинаковы)

3. Автоматизм инстинктивного поведения осуществляется без участия рассудка (земляная оса).

4. Целесообразность - означает, что инстинктивное поведение оптимально удовлетворяет нужды организма. Нельзя смешивать с целенаправленностью, которая присуща человеку (тля и муравьи).

Структурный анализ инстинктивного действия

1. Аппетенция - напряженное состояние животного, обусловленное актуальной нуждой. Инстинктивное действие не начнется, если нет аппетенции.

2. Сигналы , выполняющие функцию пускового стимула. Пусковой стимул называется эвокатор . Эвокаторы могут быть различными (закрывание света для скворчонка перед кормлением). Эвокатор ориентирует животного, давая ему информацию о том, что ситуация является подходящей для этого поведения.

3. Исполнение , представляющее собой операции, завершающие действие путем достижения результата.

Инстинктивное поведение свойственно всем организмам, обладающим психикой, в том числе и человеку. Инстинктивное поведение человека преобразовано культурой, которая привносится воспитанием, вследствие чего элементы инстинктивных действий приобретают специфические человеческие формы, от чего сущность инстинктивного поведения не изменяется.

Инстинкты, имеющие сложные строения (инстинкт строительства гнезд) реализуются при условии, если входящие в их структуру компоненты были сформированы в опыте индивида.

Импринтинг

БСЭ Запечатление, импринтинг (англ. imprinting), в этологии (наука о поведении животных) специфическая форма научения животных; фиксация в их памяти отличительных признаков объектов некоторых врождённых поведенческих актов. Такими объектами являются родительские особи (выступающие одновременно как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в т. ч. животные-жертвы), постоянные враги (З. внешности врага происходит в сочетании с предостерегающими криками родителей), а также, возможно, характерные признаки обычного места обитания (рождения). Наиболее изученная (и заметная) форма З. «реакция следования» зрелорождающихся птенцов или детёнышей млекопитающих за родителями и друг за другом. При З. фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока - «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат З. не поддаётся в дальнейшем изменению («необратимость» результатов З.). Термин «З.» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти.

(запечатление, впечатывание: влечение жестко задано)

Это явление было обнаружено и исследовано Конрадом Лоренцем.

Лоренц - этолог, исследовал поведение птиц (лапландских гусей) Выяснял, как выведенный из яйца в инкубаторе гусенок, узнавал, кто его мать: чужая гусыня, макет или чучело. “Мамой” оказался впервые увиденный движущийся предмет, который издает звуки. Эта реакция и получила название импринтинга.

Особенности импринтинга .

1. Связь между желаниями следовать за родителем и образ этого родителя запечатывалась с однократного предъявления.

2. Детеныши сохраняют способность к запечатлению на протяжении короткого промежутка времени (сензитивный период). Для человеческого детеныша сензитивный период - 7 месяцев; волчат - 8 дней, собак - 6 месяцев.

По Ивашкину В.С. - импринтинг - это не только реакция следования, это специфическая форма поведения, у которой генетически заданы только два компонента: побуждение и эвокатор, или побуждение и исполнительная программа, или только один компонент - побуждение, остальные находятся в опыте и через механизм импринтинга связываются с побуждением, образуя таким способом новую целостность, которая затем функционирует и воспроизводится как инстинкт.

Импринтинг свойственен и человеку.

 

 

Это интересно: