→ Нужно ли верить дневным снам. Стоит ли верить снам: православная точка зрения

Нужно ли верить дневным снам. Стоит ли верить снам: православная точка зрения

Просмотры: 3 107

Сны — важная часть нашей жизни. Каждый день после тяжелого дня мы отправляемся в царство Морфея и предаемся грезам. Было доказано, что сны снятся всем людям без исключения, хотя и не все их помнят. Даже слепые с рождения люди грезят по ночам, только им являются запахи и звуки, а не привычные нам зрительные образы. Сны снятся даже животным — в своих видениях они видят охоту или убегают от хищника.

Люди всегда интересовались феноменом снов, этим фантастическим и ярким миром, где нет ни рамок, ни ограничений. Ученые пытаются выяснить их происхождение и значение для человеческой психики, а гадалки предсказывают по ним будущее и говорят как о посланиях от высших сил. Кто из них прав неизвестно, однако в данной статье попытаемся понять, все-таки стоит ли верить снам или нет.

Нейробиология сна

Человеческий сон неоднороден, он имеет свою структуру и свою цикличность. Прежде всего, существует две основные фазы сна — быстрый и медленный, которые составляют единый цикл, длящийся около 90-100 минут. За время ночного отдыха проходит несколько таких циклов. Во время медленного сна происходит восстановление ресурсов организма, полноценный отдых. Во время же фазы быстрого сна (парадоксального сна, сна с быстрыми движениями глаз) нам снятся сновидения. Мозг в это время активен даже больше, чем в период бодрствования, и если проснуться в эту фазу, то вероятность запомнить свой сон увеличивается.

Психологическая интерпретация снов

З. Фрейд называл сновидения “королевской дорогой в бессознательное”. Он считал, что посредством снов наша психика пытается говорить с нами, отображая то, что волновало человека в течение дня. Правда, в весьма своеобразной и искаженной форме. Так приснившаяся закрытая дверь, по мнению того же Фрейда, вполне может означать неудовлетворенное сексуальное желание (ключ в замке). Отсюда можно перейти к еще одной функции снов: по мнению отца психоанализа, они помогают человеку осуществлять свои невыполненные желания. Именно ночью, в грезах, мы можем позволить себе все, что никогда не смогли бы сделать в реальной жизни: ударить горячо любимого начальника, полететь на луну или съесть грузовик конфет.

Таким образом, с психологической точки зрения сны имеют большое значения. Анализ их содержания может помочь человеку лучше узнать себя, свои желания, мечты и страхи. Однако не все сны стоит понимать буквально — иногда их смысл скрыт глубже, чем кажется на первый взгляд.

Мистическое значение снов, вещие сны

С древних времен люди верили в магическую природу снов. Жрецы и шаманы пытались увидеть в них знаки грядущего будущего, подсказку о том, что ждет впереди. Вещие сны, согласно преданиям, снились многим известным людям на протяжении истории. Так Александру Македонскому приснилось лекарство, необходимое его другу. Для других исторических деятелей, например, Павла I и Авраама Линкольна, вещие сны стали предвестниками скорой смерти.

Природа таких сновидений до сих пор не изучена, однако существует теория, объясняющая подобное явление. Согласно ей, вещие сны являются результатом подсознательной работы мозга, который в период ночных грез обрабатывает поступившую за день информацию и выдает ее таким образом. Иными словами, то, на что мы не обращали внимание днем, выплыло на поверхность ночью.

На сегодняшний день существует множество теорий, объясняющих феномен снов, научных и мистических. Однако вопрос, стоит ли верить снам, каждому человеку следует решить для себя самому.

Материал подготовила Гаврилова А.С.

Наверняка любой из нас спрашивал себя, надо ли верить снам. Действительно, между ними и реальностью иногда бывает так много совпадений, что нельзя не задуматься о значении грез, навеянных Морфеем. В таком случае непонятно, что расценивать буквально, а что в переносном смысле, ведь чаще события в сновидениях имеют невероятный, а иногда и пугающий характер.

Мировые религии относятся к попыткам толкования сновидений неоднозначно

На вопрос - можно ли верить снам? Православие советует не придавать им слишком большого значения, утверждая, что чрезмерно верить снам - грех и суеверие.

У мусульман считается, что это предостережения, к которым нужно вовремя прислушаться. Вопрос, можно ли верить снам, в исламе решается, скорее, положительно. Проблема лишь в том, что далеко не каждый сумеет правильно их расшифровать.

Специфика сновидений

Определенно ответить на вопрос, верить ли снам, нельзя. Ведь многие из них кажутся нам лишенными всякой смысловой нагрузки. В большинстве случаев мы имеем дело даже не со снами, а со смутными воспоминаниями о них. В нашей памяти сохраняется отзвук пережитых эмоций, неясные тактильные ощущения (прикосновения к чему-либо), ощущение цвета, запаха, мелодии. Как же понять, что это значит? И нужно ли верить снам, оставившим только неясные отрывочные воспоминания, или не стоит им придавать никакого значения?

Намного проще анализировать сновидения, имеющие определенный сюжет. Иногда он связан с узнаваемыми событиями реальной жизни, иногда ситуация самая фантастическая, но все же имеющая непосредственное отношение к спящему. Сюжеты, которые хорошо запомнились, детали которых врезались в память, можно попробовать разгадать, обратившись за помощью к соннику.

Толкователь сновидений

Попытаемся понять, стоит ли верить в сонники, и что они собой представляют. Сонник - это собрание символов, с которыми чаще всего сталкивается человек в своих снах.

Их составителями были не только известные мисс Хассе, Миллер и Юнона, но и современные медики-психотерапевты. Все они в разные времена пытались разгадать смысл тех или иных символов. Именно символов, так как нельзя воспринимать буквально события сновидений. Например, очень часто спящий человек имеет дело с водой, и трактовка этого образа может быть очень многогранной.

Приведем некоторые толкования:

  • если вода чистая и холодная, то ждите успеха и удачи;

  • если мутная - предстоит борьба;

  • тонуть - столкнуться с неприятностями;

  • пить холодную воду - к здоровью;

  • пить теплую - к заболеванию;

  • идти по воде - преодолеть все неприятности и т.д.

Как видим, толкователь вовсе не предлагает трактовать сон, связанный с водой, как предстоящие водные процедуры. Любой элемент представляет собой метафору, требующую разгадки. С позиции сонника вопрос, стоит ли верить снам, уже решен. Стоит! Но анализировать можно только те из них, которые запомнились ярко и отчетливо. Любая деталь может иметь решающее значение для правильного понимания сновидения.

Так верить ли сонникам?

Эти книги вобрали в себя огромную часть человеческого опыта в разгадывании сновидений, ими пользуются уже не одно столетие. Поэтому стоит отнестись к ним со вниманием и уважением. В то же время неправильно было бы придавать их интерпретациям глобальное значение. Помните, что не имея большого опыта в толковании, легко сделать ошибку, придать неправильное значение отдельному предмету или детали, в то же время упустить что-то более важное.

Верить или не верить?

Позиция, определяющая, верить снам или нет, во многом зависит от мироощущения и впечатлительности человека. Если кто-то говорит о себе: «Я верю в сны», то, скорее всего, - это эмоциональная, романтичная, легко поддающаяся внушению личность. Сны снятся нам вне зависимости от желания, но всегда являются отражением нашей жизни, поступков, эмоций, тревог и переживаний.

Иногда для того, чтобы их разгадать, совсем не нужен сонник. К примеру, если девушка сидит на жесткой диете и ей всю ночь снятся яркие гастрономические сны, то тут не стоит вопрос, нужно ли верить в сны - вряд ли нужно искать символические образы и метафоры. Разгадка на поверхности: организм требует пищи. Если человек весь день занимался скучной и рутинной работой, и во сне продолжает делать то же самое - сказывается утомление и усталость, вот и вся трактовка. Но если вы видите необычный сон с фантастическими элементами, который вас озадачил и надолго впечатлил, тогда можно обратиться и к соннику. Пусть вам кажется, что верить в сонник нелепо. Быть может, вы сумеете приоткрыть тайну сновидения и узнать о себе то, что очень вас удивит. Помните только, что увиденное и само предсказание может очень сильно отличаться!

Разгадываем сновидения

Наш сайт предлагает вам попробовать силы в разгадывании сновидений, чтобы решить, стоит ли верить в сны. Мы представляем вам настоящий сонник онлайн, пользоваться которым невероятно просто. Это практически полное собрание большинства известных символов с их интерпретацией.

Отыскать интересующую вас информацию не составит труда. Можно воспользоваться либо алфавитным указателем, который находится на этой же странице, либо ввести интересующий вас символ в строку поиска.

Если вы верите в сны, то необходимо творчески подходить к процессу трактовки. Выбирайте тот символ, который вызвал больше эмоций, сильнее «зацепил» вас. Скорее всего, именно он и даст ключ к пониманию того, можно ли верить снам.

И не забывайте, что даже незначительный, забытый или не замеченный вами элемент может кардинально изменить значение. Поэтому не стоит делать трагедию, увидев толкование о неприятностях. Относитесь к этому не как к истине в последней инстанции, а как к увлекательному хобби.

Главное, определиться, что именно для вас важнее. А наш сайт сможет оказать вам в этом большую помощь.

Теперь вы знаете, на какой сайт следует заходить в Интернете с самого утра, пока воспоминания об увиденном не стерлись в вашей памяти. Добавьте нас в закладки, чтобы толкования были всегда под рукой.

Толкованием снов занимались еще в глубокую старину.

И в наше время нет8нет, да и зайдет разговор о «вещих» снах — особенно среди людей постарше.

Настораживает одно: когда сон не сбывается, пророки и толкователи прибегают к различным уловкам.

Например, сообщают, что сон, увиденный в ночь со среды на четверг, сбудется, а приснившийся в другое время — нет. Так существуют ли вещие сны на самом деле, и могут ли они предупредить нас, к примеру, о надвигающемся заболевании? Таким вопросом не раз задавались ученые.

Реальность, проникающая в сон

Еще 1791 году появилась работа русского физиолога А.Нудова «Опыт построения теории сна», где автор описывает такой эксперимент: спящему на спине человеку налили в открытый рот немного воды. И вдруг он перевернулся на живот и стал делать плавательные движения. Когда «подопытного» разбудили, он рассказал, что ему приснилось, будто он упал в воду и вынужден был спасаться вплавь.

Другой ученый, француз Луи Мори, светил спящему в лицо лампой, и тому снились громы и молнии. Немецкий психолог Альберт Бернер закрывал спящим нос ваткой, и почти всегда им снились чудовища, начинающие их душить.

О чем свидетельствуют эти схожие случаи? По мнению исследователей, когда в спящий мозг проникают те или иные раздражители, они вызывают различные образы, которые вплетаются в ткань сновидений и сами становятся их основой.

Диагноз на основе сновидений?

Уже в 20 веке нейрофизиолог В.Н.Касаткин, на протяжении нескольких десятилетий изучавший «повадки» подсознания здоровых и больных людей, очертил сюжеты сновидений при некоторых заболеваниях. По его данным, характер снов у человека меняется примерно за 2-3 месяца до обнаружения у него гипертонии, за месяц до гастрита, за два месяца до первых признаков туберкулеза.

Например, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у большинства людей появляются во сне сцены, связанные с недоброкачественными продуктами. Больным же с диагнозами «плеврит», «бронхит», «туберкулез» может присниться, будто им на грудь навалилась какая-то тяжесть либо они поднимаются в гору и им тяжело дышать.

К примеру, одному из студентов Касаткина несколько раз подряд снился необычный сон: его обвивает питон, сдавливая грудь, и он не может шевелить ни руками, ни ногами. Медицинские исследования никаких признаков заболевания не обнаружили. Лишь год спустя после «пророческого» сна у парня обнаружили опухоль спинного мозга, которая привела его к полному параличу конечностей.

«Аппарат предвидения»

Многие ученые уже давно обратили внимание на существование в мозге некоего «аппарата предвидения». Например, мозг умеет не только чувствовать тончайшие процессы, происходящие в организме человека, но и способен оценивать ситуацию и моделировать ее возможный исход.

Если человеку с детства внушали, что есть сырое мясо нельзя, иначе заболеешь, то нет ничего мистического в том, что при первых симптомах какого-либо заболевания он видит во сне сырое мясо. По мнению же суеверных толкователей, его сон был «в руку».

Существует еще одна разновидность сновидений, при которых мы во сне видим, как сбывается наше давнее желание. Через некоторое время мы добиваемся цели, и мечта действительно сбывается, но уже наяву. Человек думает, что сон был пророческим, а ведь с научной точки зрения это явление вполне объяснимо.

Если у человека есть заветная мечта, горячее желание получить что-либо, то, естественно, его мозг постоянно работает над решением этой задачи, — утверждают ученые. И вот, наконец, сон сбывается, а мечтатель объявляет его вещим.

«Небывалая комбинация былых впечатлений»

Иногда приходится слышать: «К чему бы мне это приснилось? Ведь никогда не думал ни о чем таком, никогда не читал, не видел и не слышал!» И если человек подвержен суеверию, он тут же начинает переживать и думать, что это «дурной» сон, предвещающий что-то «зловещее».

Отнюдь. Великий русский ученый, исследователь-физиолог Иван Сеченов говорил так: «Сон — это небывалая комбинация былых впечатлений». Эти слова ясно говорят об особенностях всех сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что никогда не было воспринято мозгом. Другими словами: как же можно достать из кладовой памяти то, чего там нет и никогда не было?

Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания появляется так называемое подсознание. Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами. Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал бы тех или иных мысленных ощущений.

Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью – в момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором волевом усилии это удается. Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она приобретает другие формы. Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова во сне – это не слова, а мысли, которые приходят к нам откуда-то.

Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам значение?

Св. Симеон Новый Богослов пишет: “Чем душа занята и о чем говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне: проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в них же и умудряется видениями”. О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр Ельчанинов:

“Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не стыдимся – тогда всплывают из глубин подсознательные первичные основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для наших снов образы, видения и душевные состояния – есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.

Конечно, тут нужно различать и чисто психологические феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных служб), а также – просто влияние нашей физиологии, которой мы так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени. Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и на многое в себе открыть глаза”.
Таким образом, сны в известной степени могут характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех. Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.

Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека наяву.
Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и чувствования.

То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне. Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой, злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и чувствований, которые допускала душа наяву.

Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа Святого Божия.

Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из книги пророка Иоиля:
“Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут” (Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.

Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова) разделяет сны на: 1) простые сны, 2) “зрения” и 3) “откровения”.
Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и обманчивого. Эти сны надо презирать.
Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного “внешнего” человека:
“Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и большей) заполняется явь людей… Люди не подозревают всей безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и мыслительных комбинаций”.
“Зрения” бывают людям, стремящимся к очищению своих душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того, чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную волю и стремились к духовному восхождению.
“Откровения” бывают людям совершенным, исполненным Св. Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков Божиих.

При этом следует заметить, что у таких христиан сон не похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и Иоанн пишут: “Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е. внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон (Быт. 31, 40 – “сон мой убегал от глаз моих”).
Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: “Просвети очи мои, да не усну я сном смертным” (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным”.

Для нас же, находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило св. отцов – не придавать значения обычным снам. Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу, можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение. Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного Иосифа – Египетский фараон, а у пророка Даниила – царь Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).

Как в отношении суждения о снах – являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило: “Не принимай и не отвергай”.
Это мудрое правило спасает человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если действительно имело место проявление благодати.

Н.Е. Пестов

Можно ли верить снам

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.

Опасно и грешно верить всяким снам

В некоторой обители был инок, украшенный всеми добродетелями и за то уважаемый братиею. К несчастию, он всегда верил всякого рода сновидениям. Дух-искуситель весьма радуется, когда в человеке узнает слабую сторону, с которой легко может побеждать его: враг нашего спасения всею адскою силою вооружился на инока. Каждую ночь, как скоро инок после обыкновенных молитв вздремлет, демон начал показывать ему сновидения сначала безвредные, чтобы тем более обольстить несчастного. В какую сторону старец ни толковал их, каждый сон оправдывался событием наяву. Наконец, увидев, что заблудший старец всему верил, дух тьмы в одну злополучную ночь представил пред ним жизнь будущую: изобразил, что апостолы, мученики, преподобные и все христиане сидят в ужасной тьме, терзаемые отчаянием; а в другой стороне вместе с пророками и древними патриархами ликует народ еврейский, и Бог Отец, указывая на них перстом, вещает: “Се чада Мои!”. Старец от ужаса пробудился, и, ни о чем не рассуждая, ушел в Палестину, в жилища иудейские. Там принял обрезание и стал ревностным защитником убийц Христовых. Но Бог сколько долготерпелив, столько и правосуден: чрез три года Он послал на него болезнь столь лютую, что сгнили даже кости его; отступник в ужасных мучениях испустил дух свой (“Прол.”, февр. 26 дня).

Свт. Феофан Затворник

Как христианин должен относиться к сновидениям?

Еще языческие мудрецы различно судили о снах. Один языческий мудрец (Протагор) говорил: “Каждый сон имеет свое значение, свой смысл, и для человеческой жизни полезно обращать на сны внимание”. Другой же языческий мудрец (Ксенофан) объяснял, что все сны пусты и обманчивы и что заблуждается тот, кто обращает на них внимание и устрояет по ним свои дела. Истины нужно искать в средине; т.е. во-первых, не на все сны надобно обращать внимание, но, во-вторых, не все сны надобно презирать, считать их пустыми.

Во-первых – говорим – не на все сны надобно обращать внимание. Сам Бог увещевает людей чрез Моисея “не гадать по снам” (Лев. 19, 26). “Безрассудные люди, – говорит Сирах, – обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34, 1-3). Большая часть снов суть только естественное следствие возбужденного воображения человека. О чем человек днем думает, чем он сильно заинтересован, чего он страстно желает или не желает, это и снится ему. Св. Григорий рассказывает об одном человеке, который безрассудно верил снам и которому во сне обещалась долгая жизнь. Он собрал много денег, чтобы иметь чем благополучно прожить долгую жизнь свою, но вдруг заболел и вскоре умер – и таким образом не мог сделать никакого употребления из своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел. Следовательно, есть много снов пустых и обманчивых, которые ничего не значат и на которые не надо обращать внимания.

Но, во-вторых, есть и такие сны, которые имеют значение для нас и на которые надо обращать внимание. Укажем для примера на сон Иосифа, одного из двенадцати сыновей патриарха Иакова. Иосифу снилось, что он с отцом и братьями жнет в поле пшеницу: сноп Иосифа стоял прямо, а снопы отца и братьев окружили его и поклонились ему. Этот сон точно исполнился: по истечении некоторого времени Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался правителем Египта, и приехавшие в Египет отец и братья его должны были кланяться ему и почитать его. Точно так же сбылся пророческий сон фараона, царя египетского. Если бы фараон не обратил внимания на этот сон и не сделал больших запасов хлеба в урожайные годы для годов неурожайных. то он горько раскаивался бы: жители Египта, а также отец и братья Иосифовы, умерли бы голодною смертию.

И многие из людей, а может быть, и из находящихся среди нас, имеют причину раскаиваться в том, что не обратили внимания на некоторые сны свои. Вот для примера один рассказ. Один беспутный юноша, не слушавший увещаний своих лучших друзей, направлявших его на другую, лучшую дорогу, увидел однажды во сне своего отца, который строго повелевал ему оставить беспутную и безбожную жизнь и жить лучше; но, согласно изречению Иисуса Христа: “Если не слушают закона, то не послушают и того, кто бы воскрес из мертвых”, юноша не обратил никакого внимания на свой сон. Тогда он снова видит такой же сон: ему снова снится отец, который заявляет сыну, что если он не переменит своей жизни, то в такой-то день его застигнет , и он предстанет на суд Божий. Юноша рассказал шуточно о сне своем подобным же ему товарищам и не только не думал об исправлении жизни, но даже как бы хотел посмеяться над угрозою, полученною во сне. Именно: на тот день, в который во сне отец угрожал сыну смертию, он назначил большую пирушку с товарищами. И что же? Среди винопития сына поражает внезапно апоплексический удар, и он чрез несколько минут умирает! Из приведенных здесь рассказов “мы видим, что не все сны обманчивы и пусты: есть сны, которые действительно исполняются в жизни.

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
“Бог говорит однажды, и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвесть душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом” (Иов. 33, 14-18).
“Когда увидишь во сне образ креста, учит преп. Варсануфий, знай, что этот сон истинен и от Бога; но постарайся от святых получить истолкование значения его и не верь своему помыслу” (“Руковод. к дух. жизни” Варсануфия и Иоанна, стр. 368).

2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

Свящ. Григорий Дьяченко

О недоверии сновидениям

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе. По этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом..

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием – только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати – нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения.

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто из мертвых идет к ним, покаются, – то получил в ответ: аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях нижеследующим образом: “Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, – покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими, или умирающими, или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным. Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в противном случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть. Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись, исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну – истинно любомудр. Доверяй только тем снам, которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов” (Святой Иоанн Лествичник. Прибавление к Слову 3-му). Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон – разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного праведника – дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении. Добротолюбие, ч. VI).

Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного – Святый Дух. “На них же осияла Божественного Духа благодать, – сказал преподобный Макарий Великий, – и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть” (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Свт. Игнатий Брянчанинов

Пророческие сны

Целую треть своей жизни человек пребывает во сне. В младенческий период свой он спит гораздо больше половины жизни. Сон – образ смерти, пробуждение воскресения. “Уснул, успокоился”, – говорят об умершем. И молятся люди о своей непостыдной, мирной кончине, уходе из земной жизни в полной умиротворенности, молитвенной богопреданности.

Наука пытается расшифровать природу сна, но она далека от объяснения этого феномена. Естественная наука может сказать лишь о некоторых происходящих во время сна физиологических изменениях или химических процессах в теле, психиатрия и психотерапия стараются проникнуть в психические законы сновидений… Но все тут остается шатким, неясным.

Опыт духоведения – религиозный опыт – различает три рода сновидений, вернее, три подоплеки сновидческих. Первый род сновидений, наиболее распространенный, – суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот. Но бывают сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие – “с неба”, от Бога, от светлых сил. Исторически засвидетельствованы пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

Пророк Иоиль сказал за несколько столетий до Рождества Христова о таких пророческих снах: “…и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения” (гл. II, стих 28).

Примеры пророческих светлых снов мы видим и в первой главе Евангелия от Матфея. Иосиф, “будучи праведен и не желая огласить обручейной ему Марии, хотел тайно отпустить Её”. И вот, как только он “помыслил это” (небу открыты наши мысли), “Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их”… Далее Евангелие говорит, что чрез сон было возвещено Иосифу, как и мудрецам Востока, что они должны были сделать. И они послушались этих ярких откровений во сне. В Книге Деяний Апостолов, в 10-й главе, мы читаем об очень важном для понимания христианства символическом полусне-полувидении апостола Петра. Когда посланные от римского сотника Корнилия шли к апостолу Петру в Иоппию и уже приблизились к тому городу, где был апостол, сам апостол Петр – “около шестого часа”, взойдя на верх дома помолиться, – “видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные”… Из этого (и из дальнейшего) апостол Петр ясно понял, что язычники-римляне, его искавшие, были посланы к нему от Бога, и он принял их без сомнения. После разговора с посланными от Корнилия апостол Петр сказал знаменательные слова: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”. Здесь открылась чрезвычайно важная для спасения всего человечества воля Божия об апостолах, о том, что им надо идти с проповедью ко всем народам мира.

Человек может подняться над своей первичной физической и психической реальностью к реальности высшей, к опыту пророческих видений и сновидений.

В автобиографии своей, опубликованной в Париже, известный ученый, хирург, архиепископ Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий рассказывает, как после призвания своего на служение Церкви и посвящения во епископы он был приведен в город Енисейск и служил там. Вот что он сообщает: “Все священники этого города, сверкавшего множеством церквей, и все священники областного центра Красноярска уже были живоцерковниками и обновленцами. Богослужения я должен был поэтому совершать с тремя сопровождавшими меня священниками в своей квартире. И вот однажды, когда я вошел в зал, чтобы начать Литургию, я увидел стоявшего у входной двери пожилого монаха. Глядя на меня, он точно остолбенел и даже не поклонился мне. Вот почему это с ним случилось: православные люди города Красноярска, не хотевшие молиться со своими неверными священниками, избрали этого монаха и послали в город Минусинск, к югу от Красноярска, к жившему там православному епископу для рукоположения в иеромонахи. Но какая-то неведомая сила привлекла его не на юг, но на север, в Енисейск, где жил я. Он рассказал, почему так остолбенел, увидев меня: десять лет тому назад, когда я еще жил в Средней России, он видел сон: ему снилось, что неведомый ему архиерей рукоположил его в сан иеромонаха. Увидев меня, он узнал этого архиерея. Итак, уж десять лет тому назад, когда я был только хирургом Переславль-Залесской больницы, я уже числился архиереем у Бога”.

Таких примеров личных откровений человеку во сне можно было бы привести много. Доктор медицины Поль Турнье, современный швейцарский мыслитель, автор книги “Медицина и Личность”, говорит о природе этих феноменов в связи с учением психологов Цюрихской школы К. Юнга и Мэдера: “Фрейд и его ученики, следуя чисто механическому и причинному пониманию души, видят в снах лишь “пульсирование инстинкта” и выражение “подавленного желания”. Для школы Мэдера, наоборот, сон является “выражением состояния живой личности того, кто видит сны”. Усвоив это разделение, Карл Юнг в своих многочисленных работах показывает, что именно этот подход ведет нас к истинному пониманию образа души”. “Работы Цюрихской школы открыли науке новые горизонты, и взгляды фрейдистов нам кажутся односторонними, – говорит Турнье. – Любой сон можно рассматривать как по теории Фрейда, так и по теории Юнга”. Доктор Турнье приводит такой пример: “Некоторые автомобили движутся мотором чрез посредство передних колес, другие – колес задних”. “Влияние на личность наших животных инстинктов, по теории Фрейда, это есть движение “задних колес” нашей души; а духовные стремления, возникающие по теории Карла Юнга, – это движение человеческой души посредством “передних колес”.

Душа человека является тем мотором, который приводит в движение все четыре колеса одновременно, – душой приводятся в движение и низшие инстинкты, замеченные Фрейдом, и высшие силы духа, на которые указывает Юнг. Действующий в природе нашей инстинкт может перейти в духовную интуицию и передать человеку высший нравственный зов, научить человека воле Божией, призванию бессмертия.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

 

 

Это интересно: